Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №45/1999

Архив
Александр АДАМСКИЙ

В какое время бывают летние каникулы?

Ответ очевиден: летом. А если – зимой? Кажется, безумная идея, и все-таки...

Если идея сибирского ученого окажется жизненной, то для многих педагогов нынешний летний отпуск станет последним. Александр Болштянский из Омска предлагает изменить традиционное расписание школьного учебного года. Проведенные им исследования показывают, что если ученики будут учиться летом, а отдыхать зимой, это даст экономический эффект около 200 000 рублей на каждую школу. А уж о том, как уменьшится количество заболеваний гриппом, ветрянкой и другими инфекционными болезнями, – и говорить нечего.Конечно, речь идет о тех регионах, в которых суровая, почти невыносимая для человека зима.

Письмо Александра Болштянского пришло мне как председателю Совета по федеральным экспериментальным площадкам. И вначале эта идея показалась мне абсурдной. Всегда что-то сверхнеожиданное и радикальное воспринимается настороженно.
Как это – изменить сроки каникул, вообще изменить учебный год? Все так привыкли, что зимой надо учиться, а летом – отдыхать. И родители к этому привыкли, и дети, да и учителя. Но помните, как у Высоцкого: «Пусть безумная идея, не решайте сгоряча». И, поразмышляв, поговорив с коллегами, я решил, что в этой идее все-таки есть очень сильный эффект. А поскольку это не официальная заявка на конкурс проектов на статус «Федеральная экспериментальная площадка», то я спешу поделиться этим предложением с читателями в одном из летних номеров нашей газеты. Я вообще считаю, что идеями лучше делиться летом, когда учительская голова не так забита текучкой и есть время поразмышлять. Психологи знают, что самый лучший способ восстанавливаться после напряженного привычного труда – задуматься о чем-нибудь совершенно невероятном. А в данном случае мне нужно еще и посоветоваться, и я обращаюсь к читателям как к общественным экспертам.
Вернемся к идее А.Болштянского. Оказывается, идея-то не совсем новая. Такой план периодически всплывает в правительстве и всерьез обсуждается. Его плюс в том, что действительно пик инфекционных заболеваний приходится на зиму, период авитаминоза. И скученность детей в школе – благодатная почва для болезней. Правда, биологи утверждают, что человеческий организм привыкает к определенному ритму и неизвестно, как он отреагирует на смену школьного ритма. И потом, летом можно поехать на море, а зимой? Зимой, правда, тоже можно, только за границу.
Второй плюс – экономия на обслуживании школьных зданий.
А.Болштянский (кстати, член-корреспондент Международной академии холода) утверждает, что на каждой классной комнате можно будет экономить по 4000 – 5000 рублей в год. Конечно, школьные здания все равно придется отапливать, чтобы не вышла из строя система отопления, но экономия очевидна. А здания, кстати, можно будет использовать для других нужд, которых зимой намного больше, чем летом. Правда, непонятно, когда здания будут ремонтироваться – ведь традиционно это происходит летом. Но то, что в этом и особенно в прошлом году дети в Сибири и на Севере пропустили огромное количество дней из-за сильных морозов, а также из-за плохого отопления, – это ведь факт. Почти во всех северных городах, особенно небольших, дети, просыпаясь, бегут к телевизору. Но не для того, чтобы посмотреть мультфильм, а для того, чтобы увидеть на экране бегущую строку: «Температура воздуха: – 30. День актирован». Помните, у Шаламова и Солженицына лагерникам актировали дни: засчитывали как рабочие. Так и нашим северным и сибирским школьникам: учебные дни актируются, то есть в школу можно не ходить, но прогулом это не считается. В этом году были такие морозы, что актированных дней набиралось до двух месяцев.
Не говоря уже о том, что за время советской власти понастроили городов в таких местах, где жить просто невозможно. Не буду перечислять, чтобы жителям этих городов не было обидно, но это же общеизвестно: ради алмазов, газа, нефти или руды взрослые и дети живут в нечеловеческих природных условиях, да к тому же и быт у них часто невыносимый. А когда наступает период летних отпусков – у всех сразу, то это просто трагедия. Чтобы уехать, а потом вернуться – нужно совершить практически все двенадцать подвигов Геракла.
А если сдвинуть каникулы с лета на зиму, то можно будет развести два потока северян.
…Когда все эти аргументы стали ясны, я спросил у опытных управленцев – и московских, и региональных: а вы бы поддержали этот проект, если найдется регион, муниципалитет или даже школа, которые бы провели такой эксперимент? Ответ был таков:
– Мы бы поддержали. Но никто на это не пойдет.
– Почему?
– Потому что все должны начинать и заканчивать примерно в одно и то же время.
– Почему?
– Потому что единое образовательное пространство.
Но выяснилось, что ничего страшного с единым образовательным пространством не произойдет, его можно сохранить и другими средствами.
И все же один очень опытный чиновник министерства сказал:
– Понимаете, мы можем поддержать что угодно. Но люди ведь и сами не захотят. Понимают, что выгодно, понимают, что для здоровья детей лучше, понимают, что масса неудобств, связанных с летними отпусками исчезнет, но... привыкли.
И потом, видите, предложение исходит не от директоров, не от родителей, не говоря уже о детях. Ученый, кандидат наук, почти доктор, посчитал, теоретически обосновал и сделал предложение. А что люди думают по этому поводу?
…Правильный вопрос задает этот чиновник.
Пока вы не разъехались в летние отпуска, пока наша газета попадает к вам на глаза, особенно если вы живете на Севере или в Сибири, я спешу рассказать вам об этой идее и спросить совета:
– Как вы думаете, есть в ней смысл?


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru