Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №42/1999

Архив
Елена Федоровна КАДУЖИНА,
учитель химии и биологии, ст. Домна, Читинская область

Шесть трудных задачек для учителя

Какие сложности возникают у меня в работе при решении поставленных перед собой задач?

1. Проблема домашних заданий.

Вечерняя школа отработала во мне подачу домашнего задания: любой объем, любую сложность его необходимо разъяснить, мотивировать, алгоритмизировать. Стараюсь четко формулировать домашнее задание. Например, записываем в тетради:

Дома: 1. Читаю параграф 3. 2. Устно отвечаю на вопросы к п.3. 3. Дополняю конспект, выписывая в тетрадь определения из текста параграфа. 4. Письменно отвечаю на вопрос 6, стр. 13. 5. Читаю конспект вслух, учу определения.

Считаю очень важным приучать ребят систематически выполнять домашние задания. А для этого необходима быстрая обратная связь. Поэтому попросила своих учеников завести тоненькую тетрадь для домашних заданий. Особенно это удобно по химии: в конце недели собираю, проверяю, исправляю ошибки, оценку выставляю в журнал.
Не все, конечно, идет гладко. В 10”А” пришла новенькая. На обрушившийся шквал домашних заданий отреагировала просто – не стала их выполнять. В результате к ноябрю образовался список из 17 невыполненных работ, которые необходимо сдать в недельный срок. А это уже нереально. В журнале – 2, 2, 2, н, н, н... (зачем идти на урок и получать очередной “неуд”?). Ситуация не из легких. Не ставить 2 – не лучший пример для остальных. Выставить все “неуды” не хватит сил и времени исправлять их до конца полугодия. Выход нахожу такой: в начале урока прошу внимания и торжественно объявляю о том, что сейчас мы с Галей подпишем договор о дружбе и сотрудничестве. Со своей стороны я обязуюсь простить все долги, а Галина обещает с новой четверти начать новую жизнь. Вы знаете, пока условия договора не нарушены. Домашние задания выполняются.

2. Как обеспечить контроль усвоения знаний.

На уроке хочется больше времени оставить для диалога, решения познавательных задач. Не очень люблю тестовый контроль знаний. При экономии времени тесты все же обезличивают ответы учащихся, отучают четко и последовательно излагать свои мысли.

Не отрицая роль традиционных контрольных работ, обучающих семинаров, использую контрольные домашние задания (КДЗ), выполнение которых требует повторения большого объема изученного, использование справочников, составление таблиц, схем. Ребенок не судорожно мечется на уроке, а имеет возможность в спокойной обстановке систематизировать материал, разложить его по полочкам.

3. Нехватка времени и усталость, которая одолевает любого учителя.

Как-то я пришла домой и стала жаловаться, до чего же устала за день: “Я так долго готовилась, старалась подобрать материал поинтереснее, а они...” Далее возможны варианты: не слушали, не выучили, не сделали... На что получила резонный ответ: “Значит, ты что-то делаешь не так”. Действительно, что?

Да ведь это я работаю, а ученики только наблюдают за моей работой. Значит, надо передать ответственность за происходящее на уроке детям и использовать энергию молодости. Как? Прошу выступить с сообщением. Иногда устраиваю дни самоуправления. Чересчур шумно, не все работают на уроке? Прошу предложить свои варианты рассадки с тем, чтобы никто не отсиживался за спиной у товарища. Чаще советуюсь: не большой ли объем домашнего задания задала? Что лучше: провести самостоятельную работу в классе или дать КДЗ? А также прошу вовремя сдавать работы на проверку, требуя уважения к своему личному времени.

4. Работа с агрессивными детьми.

Для себя давно решила, что в душе я больше воспитатель, чем учитель. Потому с каждым классом прежде всего стремлюсь достичь взаимопонимания.

Однако в жизни каждого учителя, наверное, бывали классы, с которыми, кажется, испробовал все, но струнку, за которую можно зацепиться, так и не нашел. Уроки проходят в вязкой, утомительной пустоте. Работать в таких случаях очень тяжело. И не потому, что это безнадежные дети, не способные учиться. Нет. Просто настроение в коллективе такое – равнодушно-агрессивное. Тогда поступаю обыденно: открываю программу, где четко обозначено, что должен знать и уметь ученик, отрабатываю свой хлеб. И терплю.

Вот в таком девятом классе был у меня ученик – Алеша Ш. Самолетики на ниточке – одна из самых безобидных его шуток. Класс потворствовал ему во всем. Я шла на урок в предвкушении очередной выходки. На одном из уроков Алеша начал отвинчивать спинки у стульев и ломать их на глазах у всего класса. Конечно же я подлетела к нему с единственным желанием – выгнать из класса. И тут у меня возникла внезапная мысль: а ведь у этого вредного мальчишки есть мама, которая жалеет его, любит вне зависимости от того, хороший он ученик или нет. Эта простая истина отрезвила меня. Отныне я взяла за правило: на каждый урок в этом 9 классе мысленно назначать себе любимого ученика. И объяснять материал ему, самому дорогому для меня человеку.

Вы спросите, что же было дальше? В конце года в этот класс пришла новая девочка, отличница и заводила по натуре, и переломила ситуацию, показав на собственном примере, что выполнять домашние задания и отвечать на уроке – не порок. Алеша перерос, остепенился, учится в училище.

Думаю, эта история служит еще одним подтверждением того, как важно формировать ученический коллектив и воспитывать в нем здоровое общественное мнение. В этом классе пожинались плоды сомнительного деления на “сильные” и “слабые” классы, в тяжелых нравственных последствиях которого убеждаюсь постоянно.

5. Отношение к двойке.

Ставлю ли я 2? Текущие – да. Но только в том случае, если эта неудовлетворительная оценка имеет смысл: может послужить предостережением ленивому, подстегнуть честолюбивого. Ни в коем случае, если человек старался, но у него что-то не получилось. Двойка в четверти, по-моему, – расписка в собственном бессилии, мелкая мстительность.

6. Родители и школа: как достичь взаимопонимания?

К сожалению, в моем 10 классе и я, и родители движемся по параллельным орбитам. Соприкасаются эти траектории не чаще двух-трех раз в год. Стремлюсь вовлечь родителей в школьную жизнь, радуюсь, когда это получается. Возможно, и так верно: каждый отвечает за свой участок работы.

Довольно много места я отвела рассказу о трудностях учителя. Как часто мы, взрослые, задаемся вопросом: легко ли быть учеником?

Своим десятиклассникам я задала вопрос: “По каким школьным предметам вы испытываете трудности? Почему?”

На что жалуются мои ученики?

Сложность программ, сложность и объемность домашних заданий, разные требования и характеры учителей, личные пристрастия взрослых.

У моих повзрослевших детей довольно самокритичный взгляд на причины неудач: “Не учил уроки и отвык читать”, “Не всегда ношу учебник”, “У меня такое время – неорганизованность”, “Оценки были плохие из-за лени; сейчас я повторяю пройденный материал”.

Мои ученики стремятся к диалогу, доверяют мне, ждут понимания и участия, надеясь, что не унижу и не обижу невниманием. И я чувствую огромную ответственность перед своими воспитанниками, их родителями, своей совестью.

Заканчивая письмо, хочу сказать, что нет единой, пригодной на все случаи жизни педагогической методики. Тем и ценен для меня семинар, что заставляет задуматься, систематизировать свои мысли. Просто замечательно, когда духовно растешь и замечаешь это.

Тем, кто заинтересовался этим материалом, мы советуем открыть «ПС» от 14.11.98 и 26.12.98, где Елена Федоровна излагает свои принципы и свое понимание ответственности учителя. В сегодняшнем материале особенно интересно то, что Елена Федоровна делится своими проблемами, которые еще находятся в процессе решения. Но и в том, что родилось как импровизация, на наш взгляд, есть что почерпнуть для себя. Например, публичный договор с неуспевающим учеником, основанный на разделении ответственности, а не на выбивании из ученика односторонних обязательств. Или прием работы с агрессивными детьми. А вот интересно, как реагирует ученик, выбранный любимым, что именно меняется для учителя и что меняется в классе.
Трудности в работе учителя, наверное, неисчерпаемая тема. Но Елена Федоровна провела исследование «Легко ли детям», и оказалось, что им тоже нелегко, и они откровенно делятся своими проблемами. Если специально организовать помощь в их решении, то тогда сам учебный процесс приобретет особый личностный смысл для ученика: в учебе происходит собственное развитие – то, что вчера вызывало трудности, сегодня оказывается преодоленным.

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru