Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №42/1999

Архив
Александр АДАМСКИЙ

У необычных школ появляется надежда?

Одобренный Думой закон об инновационной деятельности, возможно, повлияет на будущее российского образования

16 июня в повестке дня заседания депутатов Государственной Думы тридцать третьим номером стоял вопрос об утверждении в первом чтении закона “Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике”.
Докладчиком должен был выступать депутат-коммунист Виктор Шевелуха, один из авторов законопроекта. Двумя другими авторами являются губернатор Томской области Виктор Кресс и депутат-”яблочник” Михаил Глубоковский.
Поскольку в повестке стояли политически более “горячие” законопроекты – о налогах на бензозаправки, например, а слово “инновация” среди депутатов вызывало определенное смятение, шансов у законопроекта было ничтожно мало.
Но свершилось чудо – законопроект не только успели рассмотреть, но и приняли в первом чтении при 319 голосах “за” и ни одном “против”.
При этом В.Шевелуха уверен, что закон будет принят еще до конца действия полномочий нынешней Думы.

 

Обновление жизни становится профессией

– Меня товарищи спрашивали, – рассказывает депутат, – Виктор Степанович, вы же сами не любите иностранных слов, что это за “инновация”, неужели нельзя заменить каким-то русским словом?

– Как интересно, меня об этом тоже все время спрашивают, давайте вместе ответим и нашим читателям, и вашим товарищам-депутатам.

– Давайте. Я говорю просто: есть такое слово – “внедрение”. Но оно на протяжении стольких лет обозначало насильственное, против нашей воли, применение чего-то пусть и нового, но чуждого. А “инновация” – слово, принятое в мировой терминологии, да и в Гражданском кодексе оно есть. А главное – общество приняло этот термин. Так что и мы будем говорить “инновационная деятельность”, “инновационная политика” и тому подобное. Теперь уже на законном основании.

…Инновационная деятельность – это не только новаторы в образовании. Еще в прошлом веке, совсем недавно по историческим меркам, перемены в жизни происходили медленно – не только дольше жизни человеческой, но и дольше жизни нескольких поколений. Но сейчас все происходит гораздо быстрее. В этом можно убедиться на переменах взглядов человека на картину мира.

Промежуток времени от Аристотеля до Галилея – больше десятка веков, но следующий скачок – от Галилея до Ньютона – гораздо быстрее, а дальше – Максвелл, Эйнштейн, перемены происходят все быстрее и быстрее. И это не только в науке. Мир меняется быстрее, чем человек успевает получить образование! В этом и состоит проблематика инновационной деятельности. Сами изменения, то, как они происходят и как они влияют на нашу жизнь, – становятся особой социальной, экономической и даже политической проблемой.

За последние годы деятельность по изменению деятельности стала профессией. И чем больше профессионалов занимается разработкой и внедрением нового, тем сильнее страна и богаче живут ее граждане. Еще пятьдесят лет назад задачей номер один было производство товаров хороших и разных, чем больше – тем лучше. Но сегодня задача изменилась: нужны новые товары, но еще больше нужны новые идеи. Инновационная деятельность превратилась в условие общенационального процветания и могущества.

Поэтому, с одной стороны, мы можем сказать, что этот закон безнадежно опоздал. Мы уже привыкли видеть сирых, убогих и блаженных инноваторов – романтических бессребреников, не имеющих ни малейшего представления об экономике и финансах инновационного процесса, о правовых основах нововведений, о том, как социально защитить работников, участвующих в инновационной деятельности. Из-за постоянной борьбы с косностью и неприятием своих идей инновационное движение во многом превратилось в партизанское. И только в 1999 году инновационная деятельность в России оказалась (еще не до конца, еще только в первом чтении) узаконенной и получила хоть какую-то надежду на то, чтобы стать частью государственной политики. Это, с нашей точки зрения, огромное достижение.

Что дает закон?

Уже сейчас в федеральном бюджете заложен 1 процент на поддержку инновационной деятельности. Законопроектом предусмотрено создание венчурных инновационных фондов, некоммерческих организаций, ориентированных на создание инновационных продуктов, на финансирование инновационной деятельности. И поскольку риск таких вложений велик (потому фонды и называются венчурные), то согласно законопроекту инвестиции подлежат обязательному страхованию.

Кроме того, законопроектом предусмотрено “предоставление льгот субъектам инновационной деятельности и субъектам инфраструктуры инновационной деятельности по налогам, пошлинам, сборам и иным платежам в федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации, государственные бюджетные и внебюджетные фонды Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации”.

Кто является субъектом инновационной деятельности? Что такое инфраструктура инновационной деятельности?

В законе есть определения инновации и инновационной деятельности. Как любое определение, оно несовершенно, но если у кого-то найдутся лучшие варианты, есть еще второе и третье чтения, поправки принимаются.

Определения такие.

“…Инновация – конечный результат творческого труда, получивший реализацию в виде новой или усовершенствованной продукции, либо нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в экономическом обороте;

инновационная деятельность – создание новой или усовершенствованной продукции, нового или усовершенствованного технологического процесса, реализуемых в экономическом обороте с использованием научных исследований, разработок, опытно-конструкторских работ либо иных научно-технических достижений”.

Сразу видно: разработчики то ли сами по себе, то ли в силу требований к тексту стоят на технократических позициях. На первый взгляд эти определения слабо соотносятся с образовательным инновационным движением. Какой может быть продукция в школе? Где экономический оборот? Разве можно рассматривать инновации в образовании как результат опытно-конструкторских работ или научно-технических достижений? Все эти претензии на поверхности, и может так случиться, что все они беспочвенны. Потому что ни одно профессиональное сообщество не должно насильно притягивать стилистику федерального закона к своей, понятной только профессионалам стилистике. Мы почти десять лет не можем объяснить обществу, почему государственный образовательный стандарт – это плохо. В то время как каждый родитель считает, что должен существовать измеряемый уровень образования и стандарт – это как раз наиболее эффективный механизм. Мы считаем, что это не так, но наши аргументы обществу непонятны – они слишком узкопрофессиональные. Узкопрофессионально-инновационные. Другой пример. Мы никак не можем объяснить экономистам, почему норматив финансирования должен зависеть от специфики содержания образования той или иной школы. Не объема или глубины программы, а отличия содержания традиционной и инновационной школ. Образовательный язык, особенно инновационный, мало понятен обществу. Поэтому я бы не стал оспаривать терминологию. Гораздо важнее те возможности, которые может открыть закон перед развитием образования.

Прежде всего правовая основа и государственные гарантии прав субъектов инновационной деятельности. В законопроекте сказано: “Государство гарантирует субъектам инновационной деятельности:

  • государственную поддержку инновационных программ и проектов, направленных на реализацию государственной инновационной политики;
  • государственную поддержку создания и развития субъектов инфраструктуры инновационной деятельности;
  • государственную поддержку подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров, осуществляющих инновационную деятельность…”

Аналогом инфраструктуры инновационной деятельности в образовании сейчас является, на наш взгляд, сеть федеральных экспериментальных площадок. А субъектами инновационной деятельности – сами федеральные экспериментальные площадки, прошедшие трудный трехступенчатый конкурс и получившие от федерального органа управления – Министерства образования – право вести легитимную инновационную деятельность. Этой сети всего полтора года, пока рано говорить о том, какие содержательные результаты есть у каждой из площадок, но само существование этой уникальной сети, сообщества школ, муниципалитетов и регионов, ведущих инновационную деятельность на правовых основах, – это уже мощный прорыв в природе системы образования РФ. А теперь оказалось, что такого рода инфраструктуры получат не только ведомственное право на существование, но и законодательную базу для своей деятельности, и законное право на финансирование.

…Казалось, что этот состав Думы уйдет в прошлое, так и не повлияв на образовательную политику страны, так и не приняв ни одного нового закона, направленного на образование. Но вот неожиданный подарок – сделан первый шаг, чтобы узаконить инновационную деятельность. Будем ждать осени, будем ждать остальных шагов.

Полный текст законопроекта “Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике” будет помещен на странице “Федеральные экспериментальные площадки” на сайте газеты “Первое сентября”.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru