Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №41/1999

Архив
Юрий МАКАРОВ,
заслуженный учитель РФ

Как научить весь класс поодиночке:технология индивидуального обучения и педагогика сотрудничества

В последнее время споры о педагогике сотрудничества приутихли. Все вроде бы “за”. Да и слова “педагогика сотрудничества” стали привычными. Но при этом понимаются эти слова по-разному, и зачастую совсем в противоположном смысле, чем тот, который в этих словах присутствовал вначале.

Мы думаем, что вопрос о педагогике сотрудничества тесно связан с вопросом о роли учителя. В одной из предыдущих статей мы уже говорили, что, на наш взгляд, роль учителя состоит не в том, чтобы учить, а в том, чтобы помогать ученикам учиться. Мы думаем, что учитель в первую очередь должен быть создателем развивающей среды, побуждающей ученика учиться.
В одной из своих статей С.Л.Соловейчик писал о своем понимании сотрудничества. Он писал, что сотрудничество – это совместная работа равных, о том, что сотрудника нельзя заставить отвечать или вызвать к доске. Тем более сотрудника нельзя оценивать. Полностью разделяя эту точку зрения, мы (а не Симон Львович) пришли к выводу о несовместимости классно-урочной системы и педагогики сотрудничества в полной мере.
Прежде всего заметим, что при работе по технологии индивидуального обучения от учителя не зависит темп работы ученика, уровень трудности, время устного ответа, время написания контрольной работы, время сдачи экзамена (в идеале). Все это выбирает сам ученик. Учитель ставит оценки, но и в этом вопросе от него зависит не все, так как оценки ставятся не по желанию учителя, а за самим учеником выбранный объем работы, то есть и здесь многое зависит от ученика. Тем более что отрицательные оценки недопустимы. Учитель не может вызвать ученика к доске или спросить его с места.
Уроки по технологии индивидуального обучения оцениваются по следующим критериям: время активной работы учеников на уроке, то есть ответ на вопрос, сколько времени каждый ученик самостоятельно работал на уроке, а сколько смотрел, как работает учитель или другие ученики; эффективность работы каждого ученика, то есть количественное выражение результатов его труда – сколько самостоятельных работ ученик выполнил, сколько раз отвечал устно и каково качество этой работы; психологический климат урока, в том числе отсутствие каких-либо замечаний ученику со стороны учителя.
Зная индивидуальные особенности всех учеников, учитель оказывает помощь каждому в соответствии с этими индивидуальными особенностями. Ученик может в любое время урока обратиться к учителю за такой помощью. Кроме этого, он может обратиться также за помощью к любому ученику класса.
В последнее время появились в нашем педагогическом мире такие новшества, как работа в парах, работа в группах и погружения учеников в учебный материал. В принципе мы не против этих новшеств и даже за них, но при одном условии – способ работы и время работы должен выбирать сам ученик. И если ученику лучше заниматься в одиночестве, то и пусть себе учится один. А бывает так, что сидят две девочки на уроке и помогают друг другу – и пусть себе работают в паре. То есть способ работы также выбирает сам ученик. Класс – живой организм. В нем возникают симпатии и антипатии, рабочие группы и пары создаются и распадаются, повинуясь внутреннему развитию классного организма, а не по желанию учителя. Да и какая разница учителю, как ученик добывает информацию. Для учителя главное – чтобы информация была добыта. Точно так же обстоит дело и с погружениями. Нам непонятно, как можно погружать всех учеников класса на одно и то же время в материал какого-либо предмета. На наш взгляд, погружение, если оно присутствует, должно быть личным делом каждого ученика. На практике это означает следующее. Как уже писалось, на каждую изучаемую тему отводится вполне определенное количество учебных часов. Бывает так, что ученику осталось выполнить, например, по геометрии последнюю самостоятельную работу по теме, а в расписании стоит алгебра. Тогда ученик обращается к учителю с просьбой дать ему возможность на уроке алгебры закончить изучение темы по геометрии, и учитель такую возможность должен ученику предоставить. Таким образом, мы приветствуем не просто погружение, а погружение, идущее от ученика.
Нами проводился опыт, при котором каждому ученику предлагалось выбрать свой режим работы по алгебре и геометрии. То есть ученикам давались сведения о контрольном времени работы по изучению каждой темы, а сколько уроков работать – должен был выбрать сам ученик. Картина получилась следующая. Одни ученики как привыкли к чередованию уроков алгебры и геометрии в пропорции 4 + 2, так и продолжали работать. Другие ученики брали тему по алгебре и работали только над ней; закончив – переходили к такому же изучению темы по геометрии.
Признавая тот факт, что все ученики разные, нетрудно прийти к мысли о том, что существующая сетка учебных часов не соответствует индивидуальным особенностям каждого ученика. Почему это кто-то решил раз и навсегда, что на изучение алгебры надо для всех учеников 4 учебных часа в неделю, а на изучение литературы – 3 учебных часа? На наш взгляд, время работы на изучение какого-либо предмета должен выбирать сам ученик. В условиях работы современной школы это трудно осуществить, но механизм перехода на работу в условиях выбора учениками количества учебных часов в неделю на изучение какого-либо предмета теоретически существует.
Технология индивидуального обучения немыслима без внимания учителя к каждому, даже самому маленькому успеху ученика. А как радостны и горды бывают ученики, когда вдруг в марте учитель говорит: “А сегодня Катя и Петя закончили учебный год!” При этом в классе сидит Ваня и думает: “Я, что ли, хуже? И я тоже так хочу!” И начинает усердно работать. Хорошее слово учителя – один из главных инструментов для создания доброжелательного психологического климата на уроке и организации в классе развивающей среды. Как же мало этот инструмент используют учителя!
Уроки по технологии индивидуального обучения оставляют у учителей, незнакомых с технологией, странное впечатление. По сути, это не урок, а работа в читальном зале. Поскольку специфика предмета налагает свой отпечаток на методику преподавания, то приведем три примера уроков по технологии индивидуального обучения.
Геометрия. Второй уровень технологии (внутри темы). На тему отводится, например, 8 уроков. Ученики, предположим, уже умеют самостоятельно работать, но еще не могут обойтись без объяснения, поэтому учитель объясняет на первом уроке сразу всю тему. Мы уже говорили, что, на наш взгляд, любое, даже самое хорошее объяснение не может быть понято всеми учениками в одинаковой мере, поэтому учитель объясняет новый материал в расчете на сильных учеников – в быстром темпе, крупными блоками, опуская несущественные детали. После этого начинается самостоятельная работа, которая будет проводиться еще 5–6 уроков. Ученики выполняют индивидуальные задания на карточках, а учитель оказывает помощь, в том числе объясняя новый материал тем ученикам, которые имеют затруднения в работе. За эти уроки разные ученики выполнят разное количество заданий разного уровня трудности. В это же время ученики, выполнившие все самостоятельные работы по теме, начинают отвечать устно, то есть сдавать зачет, и после этого готовиться к выполнению контрольной работы, которую и выполняют на последних двух уроках.
На третьем уровне технологии объяснения как такового на класс нет. Тогда на самом деле идет как бы один урок, который начинается в сентябре, а кончается в мае. Ученики приходят на урок, раскрывают тетрадь где лежит задание, не сделанное на предыдущем уроке, и начинают его выполнять. Необходимости организовывать и настраивать учеников в начале урока нет. Так, в своем темпе, они будут работать весь урок, прерываясь только на время, которое затрачивается на проверку и оказание им помощи учителем или другим учеником, и на время, необходимое ученику для отдыха, так как усталость от работы неизбежна. Но время для отдыха и его количество ученики выбирают сами. Когда устал – тогда и отдохни сколько тебе надо. После звонка ученики закрывают тетради и учебники и идут на перемену, чтобы на следующем уроке продолжить работу.
По-другому проходят уроки по литературе. На любую тему также отводится определенное количество часов. Пусть на тему отводится 5 уроков. На первом уроке учитель 10–15 минут рассказывает об изучаемом произведении, о писателе, о его эпохе. Тексты ученики читают заранее. После этого они получают карточки с разноуровневыми заданиями и пытаются ответить на вопросы. Поскольку никогда не бывает так, чтобы все ученики дома прочитали текст, которого зачастую просто нет, то они читают текст на уроке. Так как вопросы уровня “В” по литературе в основном связаны с содержанием текста, то, отвечая на эти вопросы, все ученики класса в результате знакомятся с текстом. Вопросы уровня “А” и “Б” по литературе более сложные, в частности, вопросы уровня “Б” связаны с творчеством ученика. За 3–4 урока разные ученики с помощью или без помощи учителя освоят разное количество материала. При этом они постоянно обращаются к тексту произведения. После этого на заключительных уроках проводится семинар. Мы уже упоминали о том, что ученики со слабо развитой речью сначала читают записанные ответы, тем самым вырабатывая навыки устной речи, чтобы впоследствии от этого отказаться. Столкновение мнений, разные подходы к одному и тому же вопросу – вот характерная черта всех уроков по технологии индивидуального обучения на уроках литературы.
Технология индивидуального обучения создает ученику комфортные условия для добывания и усвоения информации, и может создаться впечатление, что ученику все дозволено. Это не так, потому что большая свобода выбора подразумевает и большую ответственность. Да, мы дадим возможность ученику работать в собственном темпе на своем уровне трудности. Мы будем помогать ему в деле преодоления трудностей и вселять в него уверенность в своих силах. Мы не будем ставить ученику двойки и оставлять после уроков.
Но одновременно с этим мы стараемся сделать так, чтобы ученик чувствовал ответственность за свой выбор, и об этом пойдет речь в следующей статье.

Предыдущая статья опубликована в № 25 (6 апреля)


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru