Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №41/1999

Архив

Тесты дали отрицательную реакцию

Проверялись знания детей, а выявилась некомпетентность составителей

Заканчивается учебный год, заканчивается аттестация школ. Разочарований и теперь немало. Московские учителя, которые всегда вели себя тихо, радуясь тому, что им хоть зарплату в срок платят, сейчас, похоже, попробовали возмутиться. К кому обратиться с апелляцией?

Оказалось, что Московская городская служба лицензирования и аттестации обладает удивительной привилегией: ее решения нельзя ни оспорить, ни проверить. Директор школы, которому сообщают, что результаты тестирования отрицательны, должен просто склонить голову перед вердиктом высшей власти, он лишен даже тех элементарных прав, которыми наделен любой провалившийся абитуриент: выяснить, каковы ошибки, и в случае чего подать на апелляцию. Если же наивный наш директор пытается все-таки узнать о прегрешениях учеников, его одергивают.

Встает вопрос о непогрешимости высокого суда. Правда, встает он чисто риторически: некомпетентность службы аттестации со всей очевидностью показывают тесты, посредством которых якобы устанавливается, соответствует ли общеобразовательному стандарту уровень знаний, получаемых в той или иной школе. Они, заметим, тоже засекречены, и школьные учителя не имеют права взглянуть, какие вопросы и ответы предлагаются их ученикам, но мы в этом году были уже ученые и попросили детей вопросы переписать. Так вот, с историей, физикой и математикой на сей раз дело обстояло достаточно благополучно, зато задания по химии, биологии и литературе никуда не годились. В общем виде список претензий таков: 1) текст изобилует элементарными опечатками; 2) в некоторых случаях сразу два, а то и три, и даже четыре из четырех предложенных ответов являются правильными; 3) в других случаях все ответы, наоборот, неправильны; 4) для правильного ответа требуется знание терминологии, не предусмотренной школьной программой; 5) составители непринужденно придумывают термины, ни в каких словарях (включая орфографический) не значащиеся. Теперь конкретнее.

Цитировать задания по химии мы не станем, дабы не перегружать газетную полосу формулами и неудобочитаемыми выражениями типа “состояние sp3-гибридизации”. Отметим лишь, что в условиях задач фигурировали вещества, в которых процентное содержание различных элементов получалось в сумме больше ста, что масса жидкости указывалась почему-то в литрах и что в каждом варианте присутствовал как минимум один вопрос, к которому прилагалось четыре правильных ответа. А в целом примерно треть заданий по тем или иным параметрам неудовлетворительна. То же самое в тестах по биологии, хотя в варианте № 1 их набралось шесть из двенадцати; например, “Начальную систему органического мира создал: 1) К.Ф.Рулье; 2) Ж.Кювье; 3) Ж.Б.Ламарк; 4) Ч.Дарвин”. Составители, видимо, давно не заглядывали в школьный учебник, где написано, что эта заслуга принадлежит К.Линнею. “Для сохранения экологического равновесия требуется”... представьте, и “экологическое сознание” (ответ № 1), и “экологическая культура” (ответ № 2), и “знание законов развития органического мира” (ответ № 3)...

Перейдем к литературе. Как изображен народ в “Мертвых душах” – сочувственно или сатирически? Служба аттестации, дай ответ! Не дает ответа. Летит мимо наших неразрешимых недоумений, попутно забывая о нормах русского языка. “Почему Чехов назвал “Вишневый сад” комедией?” Надо думать, потому, что “претензии персонажей ничтожны, противоречат их притязаниям и достойны только горького сожаления”: остальные ответы никак не подходят. Но, во-первых, что комичного в “горьком сожалении”? А во-вторых, помилуй Бог, что вообще означает эта фраза? В словаре Ожегова читаем: “Претензия. 1. Притязание, заявление права на обладание кем-чем-н.” – так что же чему противоречит? “Какая из популярных в XIX веке теорий подтолкнула Раскольникова на убийство?” “Подтолкнуть” можно “к”, а если “на”, то надо “толкнуть”; впрочем, эти предложные блохи – мелочь в сравнении с изобретенным авторами “измом”: в качестве “правильного” ответа д`олжно выбрать “наполеонизм” (ибо не марксизм, не либерализм и не анархизм). А таковая теория едва ли может быть названа “популярной” – поскольку не существует вовсе... Примеры можно множить и множить.

Очень хотелось бы знать, кто сочиняет такие безграмотные тесты – причем поименно, с указанием чинов и званий. Интересно также, кто их утверждает – сама служба аттестации или какие-то другие официальные органы (лица)? И кто вообще определяет компетентность этой “независимой” (как сказано в Федеральном законе) инстанции?

Е.ЗЛОБИНА,
преподаватель литературы,
И.КИСЕЛЕВ,
преподаватель биологии, школа № 1199

От редакции.

Все, о чем рассказано в этой статье, вызывает недоумение и у нас. Действительно, откуда берутся безграмотные школьные тесты? Или у них нет авторов, и они падают откуда-то сверху, как снег и дождь? Но, оказывается, на взрослые головы тоже падает что-то подобное, только покрупнее. Вот, например, как сформулированы некоторые темы выступлений участников Всероссийского совещания со звучным названием: “Программно-методическое обеспечение дошкольных образовательных учреждений в свете требований государственного стандарта дошкольного образования”, организованного управлением дошкольного образования Минобразования России.

Прочитайте внимательно, это тоже своего рода канцелярский тест!

«Реализация стратегии целостного развития ребенка-дошкольника в комплексной образовательной программе «Детство».

«Интегрированный подход к интеллектуально-художественному развитию дошкольников в образовательной программе «Гармония».

«Пути решения проблемы развития социальной компетенции ребенка-дошкольника в новой образовательной программе «Я, ты, мы».

«Обеспечение оптимизации содержания и методов образовательной работы по программе «Развитие».

О чем это? Догадались? Да, представьте себе – о детях, причем о детях детсадовского возраста. Если уж о них говорят, используя такие чудовищные наукообразные канцеляризмы – чего остается ждать ученикам старших классов?


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru