Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №41/1999

Архив
Александр АДАМСКИЙ

Чтобы закрыть школу, нужно совсем немного...

Оказывается, и в Англии, и в России это можно сделать по одному и тому же рецепту

Я почти не получаю писем о том, как замечательно обстоят дела в такой-то школе или в таком-то городе. Мои корреспонденты, как правило, люди, испытывающие трудности борьбы за выживание, поэтому на моем столе скапливаются только плохие новости. Пишут и звонят директора школ и учителя, у которых либо школу закрывают, либо закрывают дело всей их жизни. Если анализировать образовательную ситуацию только по материалам на моем столе – идет наступление реакции по всему фронту. Люди с инициативой оказываются абсолютно незащищенными перед хорошо организованными властными структурами.
Вместо того чтобы искать деньги на улучшение системы образования, чиновники, как правило, идут по более простому пути – сокращению. Все на свете может быть сокращено, в том числе и школа. А уж тем более количество школ – чего их жалеть, одной меньше, одной больше…
Но оттого, что почта моя не только из российских мест, но и из-за границы, мне, например, совершенно ясно, что мы имеем дело с транснациональной чиновничьей методикой.
Бюрократия не имеет национальности, как и преступность. У бюрократии простой способ решения проблем: закрыть, запретить то, что требует хоть малейших усилий для понимания. Все, что не требует понимания, не требует минимального напряжения мысли и сопереживания, – пусть будет. Как только возникает нечто (или некто), что (или кто) заставляет хоть чуть-чуть напрячься, предположить существование того, что раньше не существовало, – стоп. Срабатывает блокиратор, срабатывает защита, включается моторчик, и дальше система работает, как заведенный танк: давит все, что под гусеницы попадает. Как это происходит?
Легко и просто.

С помощью стандартов можно легко установить результат, который показала школа в целом, но это не связано с успехами детей

Гордон ХАТЧИНСОН,
бывший министр образования Великобритании

Краткое описание методики закрытия школы

Для того чтобы бороться со школой, необходимо опираться на устоявшуюся идеологию. Помните у братьев Стругацких в «Сказке о тройке» в комнате заседаний висел гигантский, на полторы стены, лозунг: «Народу не нужны нездоровые сенсации, народу нужны здоровые сенсации».
Так вот, многообразие, вариативность, новаторство, эксперимент и вообще всякая инициатива – это теперь нездоровая сенсация. И она народу не нужна.
Теперь народу нужны крепкая вертикаль управления и государственные образовательные стандарты. А механизмом повышения качества образования является крепкая инспекция.
Так думает и премьер-министр. Он официально об этом заявил еще до прихода к власти. И даже пытался провести специальный закон, согласно которому государственный стандарт объявлялся чуть ли не единственным мерилом эффективности школы.
И нынешний министр образования при всем нашем к нему уважении – сторонник этих идей. Именно под его покровительством главный инспектор страны организовал недавно проверку самой известной альтернативной школы, и теперь дело идет к закрытию этой школы, а она существует с 1921 года и является одной из самых популярных в мире. Многие знают эту школу – это школа Саммерхилл.
Я, кажется, забыл предупредить читателей, что в предыдущих абзацах премьер-министр, министр образования и главный инспектор не российские, а английские. Соответственно не С.Степашин и В.Филиппов, а г-н Блэр и г-н Бланкет.
Саммерхилл – классика альтернативного образования. Ее создатель А.Нилл известен в школьных и научных кругах так же, как Дьюи или Макаренко, или Френе. Школа на самом деле маленькая – сегодня там учатся 65 учеников, правда, со всего мира – англичане, немцы, французы, китайцы и японцы. Философия этой школы – свобода. Предметы изучаются по выбору, весь школьный уклад построен так, чтобы ученики как можно более самостоятельно управляли своей жизнью и учебой. Это школа свободного образования.

На уровне школы пока нет никакой возможности самим определять, как жить, какое носить имя, чему учить детей и как собой управлять

Но Крис Вудхед – Ее Величества инспектор, главный школьный инспектор Великобритании – не сторонник свободного образования. М-р Вудхед – сторонник образовательных стандартов, единой государственной программы и лидирующей роли инспекции. И в этом его, как мы уже отметили, поддерживает м-р Бланкет, министр (секретарь) образования, и м-р Блэр, премьер-министр страны.
Но никого из этих господ не поддерживает мировая образовательная общественность. Сайт Summerhil в Интернете стал одним из самых посещаемых образовательных сайтов, все интересуются судьбой маленькой английской школы примерно так же, как весь мир следил за событиями в Косово. Влиятельный американский общественный деятель, лидер альтернативного образования в США Джерри Минц, ведущий образовательного радиошоу, написал письмо м-ру Бланкету. С разрешения Д.Минца я процитирую часть этого письма:
“Мы очень рады, что вы решили превратить философию школы Саммерхилл в тему для обсуждения. У нас в США феномен стандартизации и национальных учебных планов только начинает материализоваться. Некоторые люди считают, что через подобную стандартизацию и национальные учебные планы образовательный уровень страны будет поднят. Ваша злобная атака на Саммерхилл наглядно демонстрирует ошибочность подобных идей. Эта атака должна послужить предостережением для людей в нашей стране, которые поддерживают идею стандартизации, и показать, что это неминуемо приведет к атакам на образовательные философии, которые выбирают родители по своему усмотрению.
…Мы очень рады, что вы решили показать, кто вы есть на самом деле, и атаковать эту маленькую и героическую новаторскую школу. Теперь мы все предупреждены. Эта история представляет собой замечательный тест на умственное и моральное здоровье вашей страны, за результатами которого наблюдают наши коллеги по всему миру”.
В самой Великобритании многие деятели образования не разделяют действия Вудхеда и ту образовательную политику, которую проводят Блэр – Бланкет. Бывший руководитель образовательного ведомства графства Энфилд Гордон Хатчинсон сказал мне, что это политика, направленная не на поддержку учеников, а на поддержку бюрократических институтов и укрепление государственного, а не общественного влияния в образовании.
– С помощью стандартов можно легко установить результат, который показала школа в целом, но это не связано с успехами детей, – отметил Гордон Хатчинсон, чей уход с поста руководителя образовательного ведомства во многом связан с изменением образовательной политики Великобритании.
Итак, что нужно для закрытия школы?

1. Официально поддерживаемая идеология стандартизации и веры в инспекцию.У нас есть все это? Есть. Плохо, пойдем дальше.
2. Активный исполнитель-координатор, такой, как м-р Вудхед.
О, у нас этого навалом. Да и во всем мире таких хоть пруд пруди. Они только и ждут, чтобы услышать: “Фас!” – и набросятся так, что только кости захрустят. Плохо, пойдем дальше.
3. Положения и инструкции по проведению инспекций. Ну, обижаете, как же это у нас да без таких положений и инструкций. Есть. Конечно, есть.

Вот, пожалуй, все. Приступим.

Раз, два, три, четыре, пять – начинаем закрывать

Среди большого числа наших отечественных примеров трудно выбрать самый достойный общего внимания.
Закрыли начальную Монтессори-школу в Москве. Знаменитую, первую в России. Школа сама по себе осталась, но теперь она обыкновенная, как все. Закрывали по обычной схеме: аттестация, контрольные работы, по результатам аттестации программа остановлена.
Вот в Сургуте «Школа проектирования» – арендаторы отбирают помещение, в котором родители уже сделали ремонт. А школа маленькая, и администрация не очень хочет брать ее к себе на баланс. Зачем возиться? Одной школой меньше, одной больше. Правда, мэр Сургута Александр Сидоров решения еще не принял, но школу уже выселяют через суд, а платить родителям нечем.
А вот как надо готовиться к атаке на школу.
Из источников в Московском комитете образования стало известно, что в министерство направлен запрос на имя первого заместителя министра А.Ф.Киселева о том, чтобы он разъяснил ситуацию со «Школой самоопределения» (цитируем с сокращениями):
«1. Сохранился ли статус экспериментальной площадки Минобразования у НПО «Школа самоопределения»?
2. Проводилась ли экспертиза деятельности данной экспериментальной площадки, если «да», то можно ли ознакомиться с заключением экспертной комиссии?
3. Сохраняется ли название «Научно-педагогическое объединение»; в типологизации образовательных учреждений нет такого типа и вида.
Действительно ли Положение о научно-практическом объединении «Школа самоопределения»?
Действительна ли должность «Генеральный директор». В тарифно-квалификационных характеристиках данная должность отсутствует.
Перечисленные выше вопросы препятствуют проведению аттестации данного образовательного учреждения и его руководящих кадров».
Поскольку все перечисленные вопросы решались приказом Министерства образования РФ от 1992 года, то все вопросы риторические. Положение о «Федеральной экспериментальной площадке» действует с 1997 года, и первая реальная экспертиза ФЭПов пройдет только осенью 1999 года. Приказ от 1992 года никто не отменял, но ни в типологизации образовательных учреждений, ни в тарифно-квалификационных характеристиках перечисленных позиций нет.
Значит, что же, закрывать?
Школу Тубельского они не закроют. Но крови попортят много и ему, и учителям, и ученикам.
А вот еще один сюжет, как раз о том, как портят кровь учителям, ученикам и родителям. Тоже из Москвы.
«Уважаемая редакция! Помогите защитить наших детей от произвола. Под угрозу поставлено существование биологических лицейских классов школы № 520, в которых учатся наши дети».

Проблема в том, что школы – это самостоятельные сообщества. У них должно быть право на самоопределение, свободу и независимость. Как у людей

Два слова предыстории. Мало кто знает, что биологические классы были и есть такой же нашей гордостью, как и математические и физические. Еще в начале 70-х годов с легкой руки академика Энгельгардта в знаменитой 57-й московской школе биологи стали организовывать классы наподобие математических и физических. Потом по ряду причин эти классы перекочевали в 520-ю школу, и все шло хорошо. Лидер этих классов, Галина Соколова, – увлеченный и бесконечно преданный своему делу человек, серьезный ученый. Ей удалось выстроить образование своих учеников в биологических классах так, что каждый там может вести свою линию. Искать проблему. Обсуждать ее с высокими профессионалами, вести исследование. Писать и публиковать статьи.
Летом ученики биологических классов выезжают в Суздаль и на Белое море, где на соросовские гранты преподавателей оборудована собственная биостанция.
Вот с преподавателями и возникла проблема. Из письма родителей в газету: «...В течение учебного года с преподавателей были сняты надбавки специалистов. Преподаватели-биологи были вынуждены выступать в роли кружководов и руководителей групп продленного дня, что совершенно не соответствует их реальной деятельности. Самая нелепая ситуация возникла в отношении художника-оформителя С.Б.Генкиной, вкладывающей не только силы и знания, но и необходимые средства в издание научного журнала лицейского класса: она была переведена на должность старшей вожатой, вследствие чего ее зарплата уменьшилась в четыре раза! В итоге эти действия отразились на детях: вместо традиционных трех номеров журнала «Пантопода» в этом году средств хватило лишь на выпуск
одного.
…С августа этого года класс лишается учителя – оформителя научных работ, лаборанта, библиотекаря, отвечающего и за компьютеры по совместительству. Всем им предложено подать заявления об уходе».
Не закроют лицейские классы. Но крови уже попортили много. И главное – на уровне школы нет никакой возможности самим определять, как жить, какое носить имя, чему учить детей и как собой управлять.
И это не проблема хорошего или плохого начальника, не проблема отсутствия денег. Начальников всегда ругают, а денег вечно не хватает.
Проблема в том, что школы – это самостоятельные сообщества. У них должно быть право на самоопределение, свободу и независимость.
Как у людей.
…Если у кого-то из наших читателей есть хорошие новости – напишите мне письмо, пожалуйста, порадуемся вместе.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru