Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №38/1999

Архив

Новые технологии для решения очень старых проблем

Невозможно помочь каждой школьной библиотеке, но можно посмотреть на их проблемы сверху и создать систему поддержки

Мы уже писали о том, что с 5 по 13 июня в г. Судаке, в Крыму, состоится VI Международная конференция “Крым-99”. Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества”. Редакция “Школьной библиотеки” представляет на ней доклад, в котором обобщены наиболее важные, на наш взгляд, проблемы этой сети и предложены некоторые пути их решения. Обо всем этом мы уже писали и все же предлагаем вам еще раз вглядеться в жизнь школьных библиотек и как бы услышать то, что будет звучать на конференции.

Когда-то, в 70-е – начало 80-х годов, с верхов в школы был брошен очередной лозунг “Школьная библиотека – кабинет № 1”. Лозунг сам по себе хороший и правильный – так должно быть, так обстоит дело в большинстве развитых стран. Тем не менее в наших школьных библиотеках опять же в традициях тогдашней системы принципиально мало что изменилось. И сейчас мы вынуждены говорить о том, что школьные библиотеки в целом – наиболее слабое звено в структуре библиотек страны. А звено большое – их в стране более 60 тысяч. И они все-таки работают и зачастую играют в школе роль не такую маленькую, как кажется непосвященному. Встречается ныне мнение, что в массовые детские библиотеки потоком идут школьники из-за отсутствия нужных книг в школах, а потому школьные библиотеки не нужны. Этот спор не нов, бесконечен и бесполезен. Ибо причины его возникновения представляют собой замкнутый круг, сложенный из ведомственных разногласий, отсутствия денег и у тех и у других, и так далее. По сути же нет причины для спора.
Нельзя говорить о том, кто лучше, кто хуже, кто нужен, а кто нет. Проблемы останутся, и лучше никому не станет. Нужны все типы библиотек. Школьная же библиотека не является просто очень маленькой детской. Это другой тип библиотек для детей, с другими, хотя во многом и близкими к массовым, целями, задачами и формами работы.
Речь должна идти не о том, как все плохо, а о том, как возможности современных технологий того информационного общества, которое мы пытаемся создать, могли бы реализоваться в системе, наиболее доступной для всех учащихся детей и педагогов.
Недавно в нашей редакции прошел “круглый стол” с участием методистов по учебным фондам и школьных библиотекарей из разных регионов, отчет о котором вы читали в 10 выпуске “ШБ” от 6 апреля. На нем четко прорисовался круг проблем школьных библиотек и возможные пути их решения. Вот здесь-то, на наш взгляд, и могли бы сыграть свою роль новые технологии.
Итак, почему же школьные библиотеки – слабое звено?
Во-первых, они как бы ничьи. Законодательная база, определяющая статус школьной библиотеки и библиотекаря как члена школьного трудового коллектива крайне размыта. Существуют законодательные документы Министерства культуры, которое в принципе занимается библиотечным делом, и Министерства образования, которому подчинены библиотеки общеобразовательных учреждений, но которое библиотечным делом, в общем, не занимается. Во всяком случае, в Министерстве образования мне не указали человека, который бы по должности отвечал за библиотечное дело в сфере образования и при этом знал про библиотеки все.
Минобразования издает рекомендации и распоряжения разного рода по применению в сфере образования документов Министерства культуры, касающихся библиотек. Порой получаются документы, противоречащие друг другу или документам Минтруда. Таким образом, первая проблема – законодательная база. И только сведение всех документов, могущих применяться к школьным библиотекам, в общую базу данных помогло бы наконец, во-первых, скоординировать все документы, а во-вторых, сделало бы их доступными и понятными любому работнику. Очень хороший сборник “Библиотека и закон”, выходящий в издательстве “Либерея”, в какой-то степени заполняет эту брешь. Но все же проблему не решает. Например, в силу объективных обстоятельств вроде скорости выхода из печати. Кроме того, он имеет в виду документы для всех библиотек, и отыскать, а уж тем более привести в соответствие документы, касающиеся школьных, довольно сложно. Конечно, приводить законы в соответствие – дело юристов и руководящих органов. Но для того чтобы эти несоответствия выявить, необходимо собрать все имеющиеся документы разных ведомств в одну общую картину.
Иначе говоря, создание общей полной законодательной базы по библиотечному делу в сфере образования решит проблемы как статуса этой профессии, так и социальной защиты работников и регулирования деятельности огромной сети этих библиотек.
Вторая проблема школьных библиотек – кадры. Это тоже не новость. Именно из-за отсутствия статуса профессии директора школ готовы взять на работу в библиотеку кого угодно. Этот кто угодно может, конечно, оказаться очень умным и образованным человеком, но профессию все равно будет осваивать методом проб и ошибок. Конечно, есть курсы повышения квалификации, по идее, методисты тоже есть. Называются они, кстати, методистами по учебным фондам. А если библиотекаря не устраивает, что его методист, собирающий время от времени библиотекарей на учебу, – бывший учитель химии или физкультуры? Куда он пойдет учиться? Учиться библиотекарю есть где, даже выбор уже есть. Но он (библиотекарь) об этом часто не знает. И методисты порой знают далеко не все возможные варианты переподготовки и повышения квалификации кадров. Опять же из-за отсутствия информации. Необходима общая по России база данных по подготовке кадров, системе повышения квалификации, курсам для начинающих и зарубежным стажировкам. Тогда человек будет заинтересован учиться, выбрав себе подходящий вариант. У нас, может быть, появятся наконец, как в других странах, специалисты с дипломом школьного библиотекаря. Даже в Министерстве образования сведений о такой подготовке, насколько нам известно, пока не имеют.
Для министерства, к сожалению, школьная библиотека в основном представляется распределителем учебников. Но и тут возникают все те же проблемы отсутствия информации. Разнообразие учебников по одному предмету – это замечательно. У учителя есть выбор. А на деле где этот выбор осуществить? Пока даже выпускаемый министерством каталог-справочник “Российский учебник” больше напоминает список учебников разных авторов, в лучшем случае объединенных в так называемые учебно-методические комплекты. Сравнительного аннотирования учебников мне еще не встречалось вовсе. Разве только блестящий обзор учебников по математике, сделанный Виктором Фирсовым, директором научно-педагогического центра “Образование для всех” в новом журнале “Школьное обозрение” (№ 1/99). Подробнее об этом издании можно прочитать сегодня на последней полосе “ШБ”. Вот на такой основе созданная система информации об учебниках, да еще доступная хотя бы каждому районному методисту как по предмету, так и по библиотекам, помогла бы и работе библиотекарей и учителям, а заодно упорядочила бы систему заказа учебников, которая сейчас, мягко говоря, оставляет желать лучшего.
А теперь о том, как же вся эта замечательная система данных дойдет до библиотекаря. Никто не призывает сейчас создавать всеобщую компьютерную сеть для всех школьных библиотек. В наших условиях это звучало бы издевательством. Компьютеризация даже многих отдельных школьных библиотек проблемы не решит.
Представляется реальным, если вообще иметь в виду движение нашей системы образования к норме, начинать сверху. Создавать методические центры для школьных библиотек, которые помогали бы этим библиотекам по всем направлениям. Сейчас методические центры для школьных библиотек в разных регионах – разные. Где-то педагогическая библиотека, где-то университетская, где-то центральная детская (публичная). У каждой из них есть своя работа помимо этой. А так называемые методисты при управлениях образования, во-первых, как уже говорилось, называются методистами по фондам учебников и занимаются по большей части только ими, а во-вторых, среди них специалисты с библиотечной подготовкой – редкое исключение.
Нужно, чтобы в методическом центре работал, например, ведущий методист с библиотечным образованием и библиограф, чтобы там собирался фонд профессиональной литературы и периодики (пусть даже единственный на район!) и грамотно расписывался бы. В сочетании с общими базами данных, о которых говорилось раньше, доступными методистам и библиотекарям, это создавало бы ту самую систему методической поддержки школьных библиотек, без которой невозможно ни улучшение положения дел в этой сфере, ни реальное повышение квалификации кадров.
Решать эти проблемы нужно, ибо неспроста, видимо, в развитых странах проблемы школьных библиотек считаются столь же важными, как и проблемы образования вообще.
Конечно, в одночасье такие задачи не решаются. И все же, если хотя бы эти идеи – а может быть, есть и лучшие – будут обсуждаться всерьез на столь престижных конференциях, собирающих лучших специалистов, может быть, тогда сдвинется с мертвой точки дело развития школьных библиотек. А это нужная, интересная и зачастую весьма своеобразная часть жизни современной школы.

Ольга ГРОМОВА

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru