Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №36/1999

Архив

Мы уже привыкли, что наши дети встают каждое утро и отправляются в школу. Так было и с нами, и с нашими родителями, и с бабушками, и с прабабушками. Так начинается утро на всей Земле. И разве можно себе представить, что школы нет, что дети не собираются в классе, а разбегаются по городу, и он, этот город, со всеми своими магазинами, ателье, кафетериями, книжными лавками, музеями становится их самой главной школой. Конечно, нам трудно такое представить.

Но уже в одиннадцатый раз в Берлине собираются учителя на Всемирный конгресс школ продуктивного образования. А в Санкт-Петербурге под эгидой Российской академии образования работает центр, который осуществляет программу “Город как школа”.

Ольга ЛЕОНТЬЕВА,
Берлин – Москва

Только человек, нашедший свое место в жизни, может понять и принять других

На XI Всемирный конгресс учителей школ продуктивного образования собрались те, кто помогает детям обрести уверенность в своих силах

Больше десяти лет в мире развивается международное сообщество школ продуктивного образования и альтернативного обучения. Учителя пятнадцати стран встречаются два-три раза в год, обмениваются идеями и опытом. Это движение начиналось в Америке в ответ на изменение взглядов молодежи на жизнь. Если в середине шестидесятых молодых людей занимали глобальные проблемы войны во Вьетнаме, гражданские права и социальное устройство общества, то к началу семидесятых в умах произошел поворот. Кто я? Каким меня видят другие? Почему многие наши сверстники, не отличавшиеся успехами в школе, уже через несколько лет после ее окончания смогли сделать головокружительную карьеру и стать преуспевающими, а с другими этого не произошло?

Это были новые и трудные вопросы не только для подростков, но и для их преподавателей. Действительно, как ответишь, если все ученики разные и равны лишь в своих правах. И почему тогда им всем приходится посещать одинаковые школы? Если каждый имеет равное право на изучение мира, то почему в школе успешны лишь те, кто может и любит читать учебники? Как быть остальным, кто пишет диктанты с десятью ошибками, но наблюдателен, любит рисовать, сочиняет стихи или прекрасно мастерит? Неужели можно учить детей только сажая их за парты и заставляя выучивать темы?

Одна за другой стали появляться школы, которые, если можно так сказать, вышли из своих стен в город и делали попытки найти там для учеников рабочие места. Их стали называть “Город как школа”. Вспомним, что именно так дети учились до появления изобретений Я. Коменского: становились подмастерьями, учились ремеслу – каждый своему, не овладевая общим обязательным минимумом знаний. Бывает и сегодня: ребята, бросившие обычную школу, становятся подмастерьями на интересных для них рабочих местах. Это помогает им снова начать учиться и обрести интересную работу.

Сегодня проект “Город как школа” разрастается, включает в себя все новые продуктивные технологии преподавания и методы работы с подростками.

Школа, которую создают и развивают учителя, объединившиеся в проекте “Продуктивное образование”, направлена на поддержку индивидуальности детей, на попытку привести их к пониманию самих себя. Ведь только человек, нашедший свое место в жизни, может понять и принять других.

В конце шестидесятых педагоги помогли ученикам заняться решением их собственных проблем, отключившись от мировых. Сегодня эти же учителя, только гораздо более сильным, международным составом показывают, что все мы живем в огромном и удивительном мире, а не только в отдельной, пусть самой прекрасной стране. И от наших общих усилий многое зависит.

Последний конгресс учителей этих школ проходил в Берлине с 6 по 13 мая – непростые для всего мира дни. События в Косово заставляли думать совсем не о предстоящих докладах и семинарах. Мир стоит на грани катастрофы, в руках учителей – отношение учеников друг к другу, а значит, и будущие взаимоотношения наших стран.

Греческие учителя с волнением рассказывали о том, как еще до начала конгресса их ученики разослали обращение по электронной почте, высказав свое отношение к бомбежке Югославии, призвали нападающие страны остановиться. А немецкие коллеги, организаторы конгресса, к его открытию приготовили специальную папку с распечатанным и увеличенным обращением о прекращении войны.

Один из лидеров проекта в Америке, Алан Шульман, в марте этого года был в Боснии, чтобы договориться о совместной работе американских и югославских ребят по восстановлению старинного моста в маленьком городке Мостар. По странному совпадению весь проект так и называется – “Интернациональные мосты”. Из-за бомбежек эту замечательную идею осуществить не удалось, хотя обе стороны уже были готовы к продолжительной совместной работе. Впрочем, Алан не теряет надежды.

На конгрессе обсуждалось много важных проблем и перспектив движения за продуктивное образование. Проект “Город как школа”, с которого все начиналось, похоже, скоро перерастет в другой. И он будет называться “Планета как школа” – рамки все расширяются! Если для старших школьников сначала искали и создавали специальные рабочие места в их родном городе, то сегодня стали обычными приглашения друг другу для работы в разных странах.

О чем бы ни говорили учителя на конгрессе, думали об одном – о защищенном, открытом для добра мире, который всем нам, и детям и взрослым, так необходим. О планете людей под названием Земля, которой сегодня так нужна наша помощь.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru