Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №33/1999

Архив
  Елена ШАРОВА

Добровольно стать близким человеком для безнадежно больных детей очень страшно.

Только победить болезнь в одиночку они не смогут...

В театре «Вертеп» разработали программу психологической поддержки, в которой кукла-доктор Лука Лукич – самый главный.

Представьте: мама с сыном идут в поликлинику за выпиской в детский сад, а врач, заглянув в бумажку с анализом крови, растерянно смотрит на ребенка и вызывает «скорую».

Потом – приемный покой больницы. И напряженное ожидание, которое заканчивается проводами в бокс, где в крохотном замкнутом пространстве ребенку предстоит провести долгие дни, а может, и месяцы...

Клоунотерапия

Однажды за стеклянной стеной бокса в коридоре возникнет большой клоун-марионетка. Клоун-доктор. Он будет делать знаки, чтобы его пригласили в палату, и его, конечно, позовут.

– Здравствуйте! – скажет он голосом психолога-кукловода Ларисы Соколовой. И продолжит, подав руку ребенку: – Позвольте представиться: я Лука Лукич, твой новый доктор. Я буду с тобой все время, пока ты здесь живешь!

ЛАРИСА СОКОЛОВА И ЕЛЕНА СЛОНИМСКАЯ С КУКЛАМИ-КЛОУНАМИ

Клоун-доктор откроет свой чемоданчик и градусником измерит длину улыбки. Она скорее всего будет небольшой, поэтому придется “ловить смех” – пускать мыльные пузыри. А потом слушать “веселое дыхание”... Впрочем, сценарий может быть и другим – репризы подсказывает ситуация. Ведь главная задача Луки Лукича – смягчить шок от первого прихода в больницу. Такую больницу.

Лука Лукич придуман руководителем бродячего театра кукол “Вертеп” Александром Эммануиловичем Грефом. (В детстве ему тоже пришлось провести в больнице долгие месяцы.) Кукловодом стала Лариса Соколова.

Бродячий театр 7 лет разъезжал по сужающимся просторам Родины. Выступали в детских домах, больницах. В самой глуши. Маленькими куклами “Вертепа” управляли дети.

Поворотной точкой для серьезной работы стало одно-единственное выступление в психиатрической лечебнице. Буйные пациенты, никогда и никого не слушавшие, которых невозможно было просто усадить в ряд, затаив дыхание смотрели “Красную Шапочку”. После этого спектакля Греф задумался о том, чтобы «единичные посещения больницы заменить регулярным общением с ребенком».

Но решиться на такое долго не могли. Ведь когда известно, что ребенок, к которому ты приходишь, может погибнуть, очень больно брать на себя часть ответственности за его жизнь. Страшно приручить и приручиться. И тогда знакомые Александра Эммануиловича из Российского общества Януша Корчака специально для “Вертепа” пригласили из Швейцарии людей, занимающихся клоунотерапией.

Возник этот жанр всего несколько десятилетий назад, когда один американский артист, нарядившись клоуном, стал приходить в онкологическую клинику к своему больному брату. Брат умер, но артист продолжал навещать детей, показывая им, что лечение бывает веселым, а в больнице не обязательно должно быть страшно.

...Знаменитый клоун из Швейцарии Жан-Клод работал в гематологическом отделении Московской детской клинической больницы № 1 (где потом и будет заниматься психологической реабилитацией Лариса). Европейскую знаменитость сопровождал молодой человек, у которого от рака умерла мать. А он, забросив бизнес, решил посвятить жизнь популяризации идеи клоунотерапии. Он финансировал деятельность тех, кто брался работать в этом жанре, и хотел открыть в Москве соответствующий центр. Но ни Греф, ни Лариса клоунами не были, поэтому придумали “спрятаться” за куклу-марионетку.

Равновеликий друг

Обычно в куклотерапии используются маленькие куклы – рост Луки Лукича 90 сантиметров – примерно с пятилетнего ребенка. По идее Александра Грефа, Лука Лукич должен быть ребенку равновелик. Не больше (потому что больший воспринимается как старший), но и не меньше (чтобы не был младшим). Такой же.

Лука Лукич устроен довольно сложно: у него подвижное лицо, руки и ноги, он может моргать, рисовать, танцевать и неожиданно для Ларисы даже научился глотать таблетки. Общаться с детьми ему приходится в непосредственной близости (а не со сцены), значит, он должен быть выполнен безупречно – и в мастерской театра Образцова все сделали по высшему разряду.

Когда ребенок видит клоуна-доктора, у него нет сомнений в том, что это живое существо, хотя управляющий куклой артист за ширму не прячется и виден. В душе ребенка возникает некоторая раздвоенность: вот артист, вот кукла, она, без сомнений, живая. Добрая, веселая, сообразительная. Но это не человек. Поэтому его немного жалко. И с этой жалости начинается такая привязанность, какой не удается добиться настоящему клоуну: ведь он взрослый, и отношения на равных невозможны. Лука Лукич становится в больнице единственным другом и товарищем по играм. Тем более что все остальные – медицинский персонал и даже родители, которые ухаживают за ребенком во время болезни, невольно причиняют ему боль. Маленький Павлик однажды так и сказал клоуну: ”Лука Лукич, ты мой лучший друг!” – и вытащил из-под батареи рогатку. Они вместе долго пуляли в ванну.

Где прячется страх?

В гематологическом отделении лечение тяжелое, мучительное. Детям страшно. Впрочем, взрослым тоже – например, когда необходима пункция. Поэтому перед такими ответственными мероприятиями Лука Лукич, взяв музыкальный молоточек, начинает искать страх – где он прячется: в животе? в коленке? Как молоточек зазвучит, тут и надо ловить страхи, собирая их в специальный колпачок. Потом мама вытряхнет их в ванну и воду включит, чтобы все смыть.

Чтобы избавиться от мучительных переживаний после тяжелых процедур, детям нужно о них рассказать, но не словами, а через игру: они лечат Луку Лукича. Делают ему все, что терпят сами.

“Что это у тебя, Лука Лукич, нос желтый? – интересуется Настя. – Надо тебе прописать сто уколов!” Достает шприц. Самый настоящий. И делает бедному клоуну-доктору бесконечные уколы. Хорошо еще, что до ста она считать не умела – может быть, именно это и спасло куклу от увечий. Но уколы девочка делала с невероятной силой – Лариса даже боялась, что у клоуна оторвется нос. Греф, когда об этом узнал, чуть не взорвался от возмущения: “Это же имущество!” “А зачем он тогда нужен?” – удивилась Лариса.

Впрочем, некоторые ребята даже в крайне тяжелом состоянии находят в себе силы на доброжелательность и юмор. Например, Виталик, перенесший несколько операций, выписывал Луке Лукичу такие рецепты:

“Диагноз: нос желтый.
Лекарство: смех. И побольше смотреть на картинки с мороженым, чтобы слюнки потекли”.

После химиотерапии дети отказываются принимать пищу в течение нескольких дней, а то и недель. Александр Эммануилович с Ларисой придумали кормить детей из кружки с изображением Луки Лукича. И, как ни странно, сработало.

А бывает, что Лука Лукич, приложив стетоскоп к детскому животику, рассказывает о том, как он плачет: ”Грустно мне, скучно! Нет моего любимого помидорчика!” Дети удивляются и что-нибудь съедают.

Но с Тамарой и эти хитрости не помогли. Тогда Лука Лукич предложил ей нарисовать кружок, а потом спросил:
– Мы можем превратить кружок в тарелку?
– Да, только ты рисуй.
– Хорошо, я нарисую тарелку, а ты – то, что нальют в тарелку.
– Су-уп! – подключилась к разговору мама.
– Нет, яичко, – возразила Тамара.
– А теперь нарисуем Тамару, – неожиданно предложила девочка.

Лука Лукич поинтересовался:
– А что говорит нарисованная Тамара?

Девочка прислушалась.
– Хочу есть!
– Суп! – опять вмешалась мама.
– Яичко, сосиску и колбаску, – возразила Тамара.
Ларису прошиб пот – подумалось: такого просто не бывает.

Глотать лекарства никто не хочет

Подростки к приему таблеток относятся вполне сознательно, а вот малыши ни за что не хотят их глотать.

Стал клоун-доктор вдохновлять детей личным примером, а потом Лариса потихоньку отдавала таблетки мамам. Вообще-то для таких манипуляций Лука Лукич приспособлен не был, но однажды, когда мальчик Дима очень активно запихивал в его рот хлеб, Лариса внезапно обнаружила, что кусочки уже находятся у нее в руке: от энергичного кормления образовалась дырка.

Дырка оказалась очень кстати: ею стали пользоваться для приема таблеток и совместных трапез, а для новой куклы – Василия Лукича – Греф сразу попросил мастеров предусмотреть отверстие во рту. И мешочек, куда проваливались бы таблетки.

Сейчас Лариса Соколова вместе с Александром Грефом и еще одной актрисой театра “Вертеп” Еленой Слонимской разрабатывают новую программу с Василием Лукичом. У него гораздо больше возможностей, чем у Луки Лукича. Он может играть на пианино и гармошке. Лариса и Елена готовятся пойти в семьи, где есть безнадежные дети.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru