Ребенок не готов к школе? Нет, это школа не
готова принять ребенка таким, каков он есть. А
школу, в которой детям хорошо, закрывают...
“Разве мы кому-нибудь мешаем?”
Шестилетний Артем спросил меня об этом, когда
узнал, что его школе осталось жить несколько дней
И я все думаю над его словами. Кому мешает
крохотная школка на сорок мест? Все пять лет ее
жизни ветер менялся почти ежедневно: можно –
нельзя, быть или не быть. Одни солидные люди
одобрительно качали головами. Другие
недоумевали, но тоже не спешили решать ее судьбу.
Вроде бы дети счастливые и здоровые, с
удовольствием занимаются, торопятся в школу,
боятся пропустить самое интересное. И родители
радуются, приводят потом и младших, и
племянников, и детей друзей. Но с другой стороны:
как это можно учиться, все время самому выбирая,
что, сколько, когда, как и где изучать? Как это
ребенок может самостоятельно проходить
программу начальной школы? А если он переедет,
как вольется в новую для него ситуацию? И почему в
классе дети трех возрастов, а не одного, как
положено? А вдруг ребенок выучит что-то лишнее, а
самое главное пропустит?
Учителя терпеливо объясняли. Разновозрастная
детская группа – это нормально, даже более
продуктивно, чем обычный класс. Потому что друг
друга дети слушают часто охотнее и быстрее
научат. К тому же лишь иногда учителю приходится
объяснять нечто всем разом. И тогда
развертывается парадоксальная ситуация:
поскольку это редкое событие, дети внимательно
слушают и страшно гордятся, что им сегодня была
прочитана лекция, которую они конспектировали. А
выбирать количество, темп и формы освоения
информации – это просто удобно и даже полезно
для здоровья. Ведь не станет же взрослый
футболист тягаться с взрослым же педиатром в
изучении анатомии. Ясно, они освоят ее в разном
объеме. Зато в своей области будут более
компетентны. Так же очевидно, что и формы должны
быть разные, главное, чтобы они позволяли ребенку
быть открытым миру, и тогда он возьмет от него
гораздо больше. А книжку, в конце концов, удобнее
читать в кресле, а не за партой.
Так говорили Монтессори-учителя, и взрослые
дяди уходили, призадумавшись. Школа продолжала
жить: дети писали не только замысловатые
диктанты, но и сочинения для детского журнала,
сдавали изложения, но и статьи в школьную и даже
взрослую газету, решали задачки, запоем читали,
осуществляли собственные маленькие
исследования, ставили спектакли, снимали фильмы.
Взрослые радовались, видя уверенность и
энтузиазм восьмилетних учеников.
Временами казалось, что так будет всегда. Учить
своего ребенка в экспериментальной школе в
середине девяностых хотели многие. Тем более что
такая Монтессори-школа тогда (да и сейчас) по всей
России была одна. Почти каждый месяц приезжали со
всей страны люди, которые хотели и своим детям
дать такое образование.
Я не знаю, что изменилось. Может быть, времена
настали другие. Теперь, когда в школу приходят
люди в строгих пиджаках, учителя уже не спешат
рассказывать об ответственности,
самостоятельности, открытости и
доброжелательности своих учеников. Они знают,
что это никому не интересно. Потому что
спрашивают о другом: почему у этого мальчика
неправильные соединения букв? почему в сочинении
так много ошибок? Потому что мальчику всего
восемь лет, и он пишет сочинение, когда главное –
успеть за мыслью, а рука еще слишком непослушна.
Зато он знает, как работает паровой двигатель,
кто такой Кутузов, и может безошибочно написать
слово “главнокомандующий”.
Но это опять же никому не нужно. Нужно, чтобы
дети одного возраста в одно и то же время изучали
под руководством учителя что-нибудь одно. Чтобы
потом легко было прийти и проверить. А что там вы
говорите о самостоятельности, ответственности,
открытости, помощи – это все потом, этому и во
дворе научиться можно, незачем для этого
открывать особенные школы. Главное – чтобы
ребенок в любое время мог легко перейти в любую
другую.
Словно бы для того, чтобы проверить, смогут эти
дети так сделать или нет, и был осуществлен
контроль за их знаниями. Никто не отрицает
необходимости периодической проверки детских
умений. Это интересно всем: учителям, родителям,
да и самим детям тоже. И они достаточно регулярно
сдают всевозможные зачеты, контрольные и тесты.
Учителя внимательно изучают их и делают выводы.
Но прекрасно понимают, что эти срезы вовсе не
дают объективной и полноценной информации о
ребенке. Что узнать и понять можно его лишь тогда,
когда ты ежедневно наблюдаешь его жизнь и
постоянно размышляешь над этими наблюдениями.
Но, видимо, для людей контролирующих нет
конкретного ребенка – очень одаренной Маши или
неусидчивого Пети. Есть просто ученик третьего
или четвертого класса, ребенок вообще, который к
третьей четверти должен был усвоить, к примеру,
правописание безударных падежных окончаний
существительных и деление с остатком. А раз
должен усвоить, значит, не может забыть уже об
этом никогда, даже на время каникул. Наверное,
исходя из этих соображений, и стали они
предлагать детям контрольные работы в первый
день после каникул. Три контрольные подряд.
Первого апреля. Такая злая шутка. Как вы думаете,
сколько там было двоек и пятерок? Но делать
нечего, срез посчитали объективным, и действия
проверяющих ни у кого сомнения не вызвали. Так и
решилась судьба этих счастливых и веселых детей.
Только теперь родители третьеклассников ломают
голову: где бы найти такую же хорошую школу, да
чтобы в нее приняли посреди учебного цикла. Это
же не в первый класс поступать и не в пятый. Вдруг
мест не будет? Взрослые нервничают, дети ходят
грустные. А Монтессори-школе осталось жить один
месяц. Вполне возможно, что очень скоро учителя
достанут из архива объемистые папки и начнут
писать мемуары. Чтобы потом, лет через семьдесят,
кто-нибудь молодой и любопытный прочитал их и
захотел сделать Монтессори-школу для своих
детей. Учителя грустно улыбаются, потому что
именно так уже было в 20-е годы, когда была закрыта
Монтессори-школа в Петрограде. История движется
по спирали. Она продолжается?
Итак, все-таки можно создать школу, где ребенок,
взрастая, как маленький космос, без принуждения
впитывает в себя самое интересное из окружающего
мира. Он развивается так, как для него
естественно, оптимально, чувствуя себя
счастливым и совершая чудеса по интенсивности
поглощения информации. Ученик Монтессори-школы
по сравнению с обычным школьником просто
рекордсмен.
Но однажды в школу приходят неизвестные тети и
дяди, которые ничего такого про его жизнь не
знают и знать про ее насыщенность не хотят. У них
есть какие-то замеры, стандартные показатели,
которые когда-то кем-то почему-то были выведены
для всех и навсегда.
И если ребенок, увлеченный проблемами времени и
пространства, в данный момент еще почему-то не
читает с такой скоростью, оказывается, что школа
подлежит закрытию. Почему?
Кто сказал, что эти показатели – самое важное?
Что именно от них зависят будущие успехи в
жизни?
Эта печальная история показывает, насколько
наша система управления образованием – в том
виде, в каком она существует сегодня –
несовместима с живой школой. Школа, которая изо
всех сил старается приноровиться к живому
ребенку, и система, которая нависает над ней со
своей деревянной линейкой, живут в таких разных
мирах, что их логики несовместимы и понять им
друг друга нельзя. И право школы на
существование, оказывается, зависит от того,
хороший придет инспектор, понимающий или не
очень, в настроении он придет или нет. Захочет
вникать или возмутится несоответствию. Но если
все зависит только от того, что за человек
инспектор – не значит ли это, что сама система не
работает?
Разве она работает, если в ней нет никаких
противовесов чиновнику, недостаточно
компетентному в педагогике, если она не признает
никаких объективных критериев, по которым живая,
настоящая, добрая школа может доказать, что
ребенок в ней развивается, что ребенку в ней –
хорошо?
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|