Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №32/1999

Архив
Вячеслав БУКАТОВ,
кандидат педагогических наук

Игровая неотложка

Стенограмма-быль

Если учитель будет смотреть на эти глаголы, недоумевая, что с ними делать и какое отношение они имеют к его профессии, то мы, ведущие “Режиссуры урока”, сможем надеяться, что ответы он начнет искать в стенограмме педсовета, где приемы работы со списком глаголов разъясняются дважды, и весьма подробно.

Список вариативности основных игровых действий

I. Опережение, соревнование:
БЕЖАТЬ, ЗАНИМАТЬ МЕСТО, ВЫБИВАТЬ, Отбивать, ПРОИЗНОСИТЬ, ХВАТАТЬ (в сочетании с наречиями «раньше», «скорее», «быстрее», «больше»).

II. Передача эстафеты:
ПЕРЕБРАСЫВАТЬ, ГОВОРИТЬ, УДАРЯТЬ, КАТАТЬ, ДОТРАГИВАТЬСЯ, ИДТИ навстречу друг другу и др.

III. Преследование:
ГНАТЬСЯ, ГНАТЬ, ЛОВИТЬ, САЛИТЬ, КАСАТЬСЯ, ПОПАДАТЬ чем-либо и др.
дотягивание, доставание:
ХВАТАТЬ, СРЫВАТЬ, ДОТРАГИВАТЬСЯ и др.

IV. Подбрасывание, подпрыгивание:
КАЧАТЬСЯ (на качелях), СКАКАТЬ (на одной ноге, на доске), ВЛЕЗАТЬ на что-либо, БРОСАТЬ, ПОДБИВАТЬ вверх и др.
скатывание:
КАТИТЬ, СЪЕЗЖАТЬ, СПОЛЗАТЬ и др.

V. Нарушение целостности или устойчивого равновесия:
ВЫХВАТЫВАТЬ, КРАСТЬ, ЗАБИРАТЬ, СТАЛКИВАТЬ, СМЕШИТЬ и др.
разбивание, разламывание, разрывание:
РУБИТЬ, БИТЬ, ПЕРЕРЕЗАТЬ и др.
отрывание, выдергивание, похищение:
ТАЩИТЬ, ТЯНУТЬ, РВАТЬ, СШИБАТЬ, ПЕРЕТЯГИВАТЬ, КРАСТЬ, ХВАТАТЬ, ВЫРЫВАТЬ, ПРОРЫВАТЬСЯ и др.
рассыпание, разбрасывание:
БРОСАТЬ, КИДАТЬ, ШВЫРЯТЬ и др.

VI. Преодоление препятствия:
ПЕРЕБИРАТЬСЯ, ПЕРЕШАГИВАТЬ и др.

VII. Распределение, выбор пары:
РАЗДАВАТЬ что-либо (одинаковое или части целого), РАЗБИРАТЬ что-либо, ПРИГЛАШАТЬ, БРАТЬ и др.
составление определенных комбинаций:
СОЕДИНИТЬ, ПРИСОЕДИНИТЬ по какому-либо признаку
и др.
раскладывание и собирание:
НАБИРАТЬ, СКЛАДЫВАТЬ, СБРАСЫВАТЬ и др.

VIII. Бросание жребия:
БРАТЬ, ХВАТАТЬ, КИДАТЬ, ТЯНУТЬ, ОТВЕЧАТЬ, ОБМЕНИВАТЬСЯ случайными репликами, НАТЫКАТЬСЯ, ПОКАЗЫВАТЬ и др.

IX. Поиск, угадывание:
ИСКАТЬ, УЗНАВАТЬ, ОБНАРУЖИВАТЬ, ОТВЕЧАТЬ и др.

X. Имитация действия:
ЖЕСТИКУЛИРОВАТЬ, ПОКАЗЫВАТЬ, ИЗОБРАЖАТЬ и др.

XI. Сохранение целостности или устойчивого равновесия:
БАЛАНСИРОВАТЬ, ПОВТОРЯТЬ, МОЛЧАТЬ, ВЫСТРАИВАТЬ пирамиду (из игроков или каких-либо предметов), ЗАЩИЩАТЬ, ОХРАНЯТЬ и др.

XII. Кружение, верчение, движение по сложной траектории:
ДВИГАТЬСЯ, БЕЖАТЬ, ХОДИТЬ по кругу, КРУТИТЬ, ВРАЩАТЬ и др.
прохождение под руками, пролезание:
ПОЛЗТИ, ЛЕЗТЬ, ПРОСКАКИВАТЬ и др.
переплетение:
ЗАПЛЕТАТЬ, ЗАВИВАТЬСЯ, ПРОХОДИТЬ под руками, ПЕРЕПЛЕТАЯСЬ, ПЕРЕШАГИВАТЬ через сцепленные руки, перепутываясь и т.п.

 

Эпизод первый

Педсовет начался с того, что методист повесил на доску список действий «Игровой неотложки».

Методист. Когда урок получился скучным, а на следующий день ту же тему предстоит дать в параллельном классе, как быть? Как там избежать скуки? Что изменить в плане урока? Какие задания пересмотреть?

Например, какими действиями может достигаться игровое преследование (см. Список, III)?

Смотрим список на доске: «гнаться», «гнать», «ловить», «салить», «касаться», «попадать» и другие.

Если обыденное «выйди к доске и напиши ответ» заменить, например, на такое: «Если знаешь ответ, коснись выключателя на стене (или ручки на оконной раме, или классной доски)!».

Учителя (заулыбавшись). Да, скорее всего ситуация урока явно оживится...

Подобные игровые аксессуары становятся «особым началом» (по А.Ф.Лосеву), которые вносят в окружающую устойчивость и неизменность (в нашем случае – устойчивость и неизменность школьного урока) стихию алогичности. Она необходима для осуществления «живой становящейся реальности» (в нашем случае – живого понимания учеников).

Учитель с последней парты (перебивая). Но вот ученик подбежит, коснется... А где же ему ответ-то написать?

Методист. А пусть-ка он после того, как коснется выключателя (или доски), ответ молча напишет на листочке, специально положенном на учительский стол. Тогда его ответ другим ученикам не будет мешать, а наоборот, их подхлестывать и интриговать.

Так с помощью игровой неотложки мы оживили учебное задание, детей, да и самого учителя.

Вы можете высказать опасения, что такие действия, как «гнать» или «ловить», могут не подойти к уроку. Это и понятно: к одному уроку (или заданию) они не подойдут, а к другому подойдут. Одного учителя они смутят излишней двигательной свободой, предлагаемой ученикам, другого этим-то как раз и заинтересуют.

Например, «отбивать». Учитель на глазах у учеников комкает газету в бумажный шарик и пускает его по ряду с уговором, что шар ловить руками нельзя, его можно только отбивать (как в волейболе). И отбивать всякий раз новому ученику в задействованном ряду.

А отбивая, следует назвать: либо глагол 2-го спряжения (если это урок русского языка), либо число, больше предыдущего на четыре единицы (если это урок математики в начальной школе), либо латинские названия, например, металлов (на уроке химии).

Если подобному заданию учитель отведет роль разминки, то расширяется выбор слов. Например, на уроке физики вне зависимости от сегодняшней учебной темы можно предложить, отбивая бумажный мячик, просто называть фамилии ученых-физиков (в более сильном классе – только, например, иностранцев, а в слабом – и иностранцев, и неиностранцев, то есть кого вспомнят).

А может быть, учитель увидит возможность связать подобное двигательное задание и с планируемой учебной темой.

Блуждающему по глаголам учителю может показаться, что одни из них слишком банальны, другие – чересчур экзотические и для урока непригодные. Зато третьи заденут за живое... И включится фантазия, и появится желание, и возникнет понимание, как и что нужно переделать в предстоящем уроке, чтобы он из сермяжного стал нормальным, живым, творческим.

Замученному школьной текучкой учителю может показаться, что в списке много балласта, «мусора». Поэтому очень скоро его взгляд, может, начнет скользить по нему равнодушно. Руководствуясь же премудростью не столько игровой комбинаторики, сколько любимой герменевтики (науки об искусстве толкования, понимания), отмечу, что такое притупление профессиональной бдительности иногда приносит очень ценные результаты. Когда бдительность усыплена, интуиции бывает легче достучаться в наше сознание. Тогда среди упоминаемых в списке глаголов и пояснений к ним вдруг да сверкнет что-то бриллиантом.

Например, пояснение к глаголу «скакать». Ведь можно же, когда ученика вызываешь к доске, поставить условие: не подойти к ней, а доскакать на одной ножке. Или вызвать сразу двух человек, а они наперегонки поскачут на одной ножке к доске, и отвечать устно будет тот, кто прискачет первым, а письменно – кто вторым!

Конечно, пока они будут скакать, знания у них в головах порастрясутся, но уж если они и в такой ситуации что-то ответят – а ведь если ученики слабые, то отвечать они могут и под шепот официально назначенного «суфлера», – то потом такие знания выветрить из головы будет непросто ни им самим, ни кому бы то ни было.

Итак, в качестве «неотложной помощи» вашей учительской интуиции, для зацепки фантазии позвольте предложить вам перечень основных игровых действий как материал для профессиональных блужданий учителя в поисках выхода из вялотекущей ситуации застоя на уроке и обретения в нем живой становящейся реальности.

Эпизод второй

Давайте вспомним какой-нибудь скучноватый эпизод из ближайшего урока, который прошел, на ваш взгляд, недостаточно интересно и который вам бы хотелось как-то по-другому разыграть.

Теперь выберите, пожалуйста, каждый для себя по два глагола из списка вариативных действий.

Один глагол – с вашей точки зрения, уместный на уроке. Для вас интересный.

А другой глагол – неуместный на уроке. Можно сказать, с педагогической точки зрения неприличный.

Что получилось? Давайте запишем. Итак.

Молчать – ударять. Жестикулировать – сшибать. Повторять...

Учитель словесности. Эпизод?.. У меня был такой скучный эпизод. Я давала десятиклассникам план анализа художественного произведения. (Мне этот план спустили, так сказать, сверху.)

На доске его писать – умереть можно. Он ведь длиннющий! Пунктов пятнадцать. Диктовать – скучно. (Я представляю, каково писать!) Да и переврут они всякие канцеляризмы, которыми напичкан план. Собственно, так и вышло.

Учитель математики. Вы даете детям план, они его переписывают в тетради. И вы понимаете, что здесь что-то не то. И вам это не нравится. Верно я вас понял?

Ну что, смотрим в глаголы... Какой-нибудь из них наталкивает вас на мысль, как можно эту работу оживить, углубить?..

Глагол повторять... Это и так ясно... Повторенье – мать ученья. Сшибать – это лихо, да?

А как вам нравится глагол жестикулировать? Тут, по-моему, можно что-нибудь симпатичное придумать. Никаких нет версий?

У меня такая. Допустим, дети собрались в четыре команды. Еще проще: команды – это ряды. Итак, три ряда. Каждый ряд назначает капитана.

Каждому капитану вы, учитель литературы, даете в руки этот самый план анализа. Задание капитанам такое: молча просигналить своей команде текст плана с тем, чтобы они этот план записали.

И капитаны с помощью жестов передают пункты плана своим рядам.

Учитель словесности. Интересно! Они-то напишут, хохота будет много. Вопрос в том, как эти версии приблизить к первоисточнику.

А если так? Капитан собирает работы своего ряда, я забираю эти работы, а капитан возвращается на место.

И теперь каждая команда получает для проверки чужой вариант – работы с другого ряда. И исправляет все неточности. Ведь теперь-то они с капитаном. А капитан – он же ас! Он же видел этот текст!

Эпизод третий

Методист. Давайте попробуем. Кто пойдет жестикулировать? Вы? Хорошо. Начинайте изображать первый пункт плана. Не произнося ни единого слова!

Учитель математики выходит к доске с планом анализа художественного произведения. Предъявляет один палец. Учителя радостно кивают: «Пункт первый, значит!» Математик – дово-ольный! Показывает один палец еще раз. Ага, первое слово.

Потом изображает из себя нечто фантастическое...

Тут же учителя по группкам начинают шушукаться, обсуждая версии.

Версии учителей. Окно или доска? Мел. Объяснение обучения? Размышление? Картина жизни? Фон исторический!!!

Второй пункт? Списывание. Источники. Образец. Ученики, последователи, учителя. Классические образцы? Предшественники!!!

(Все пытаются угадать. Интрига захватывает каждого.)

Третий пункт? Отметка, оценка. Вопросы. Тема!!!

(У математика рот до ушей – ишь какие шустрые!)

Но тут вмешивается методист. Интересно, но мешает то, что капитан нас слышит сейчас. Получаются поддавки. У ребят такая работа быстро выдохнется. Группам надо бы молча записывать свою версию. Тогда дело пойдет еще веселее. И версии у всех будут разные – потом интереснее будет их сравнивать: кто же прав?

Поехали дальше? Или хватит? И так все понятно.

Учителя (с нетерпением). Дальше! Интересно же!

(Математик продолжает жестикулировать.)

Версии учителей: Открытие. Эврика. Идея произведения! Точно! Темы и идеи! Как мы с полпинка...

(Опять идет перебор отгадок.)

Вкусы. Источники. Библиография. Что было до этого? Содержание. Форма? Автопортрет. Художественные средства? Художественные особенности! Ура!!!

Эпизод четвертый

Учитель словесности (перебивает). А если один человек будет жестикулировать всему классу? Ведь нам же хватает одного. И как здорово получается...

Учитель химии. Так нас же мало. А то целый класс!

Учителя (наперебой). Большая часть народа, по-моему, закиснет.

И потом, объяснять всему классу – это совсем не то, что объяснять только своему ряду.

Да уж. Стоять одному у доски – это несладко.

Выпендреж начнется.

Когда капитаны втроем где-то что-то показывают своим группам – это одно.

Солист у доски или будет стесняться, или, наоборот, кривляться. В любом случае будет тянуть резину.

Методист. То есть если три-четыре человека что-то показывают, то тут и возникает темп. В этом случае учитель может сказать: эти успели, а вы еще нет.

Разница существенная – один всему классу или по командам.

Можно это делать по рядам. Можно по четырем углам класса. Важно, чтобы в каждой команде шла своя жизнь.

И время должно быть ограничено, чтобы это все побыстрее было.

Эпизод пятый

Методист. Мы сегодня ткнули пальцем в несколько глаголов. Потом зацепились за жестикуляцию. Покрутились с ней в свое удовольствие. Без изменения содержания учебного материала. Ведь план анализа мы не меняли. Задача пока была другая – как оживить работу.

Хотя, покрутись мы побольше и подольше, мы бы вышли на какое-то другое содержание, другие варианты анализа художественного произведения. До этого еще надо дожить.

Учитель математики. А как быть с другими глаголами, которые мы записали в начале педсовета?

Методист. Мы их выбирали довольно случайно. Получился маленький списочек. А из малого легче выбрать, легче за что-то зацепиться.

Если бы зацепились за другой глагол, сочинилось бы что-то другое. Попробуйте дома! Ведь схема работы по «Игровой неотложке» теперь всем ясна.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru