Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №32/1999

Архив

Новую идею найти непросто.
Еще сложнее – оценить ее со стороны

Вот почему необходим диалог между экспертами
и педагогами. А критерии для проверки своих идей предлагают сами учителя

Похоже, движение за право получить статус Федеральной экспериментальной площадки становится одним из самых массовых в отечественной педагогике. Прошедший недавно
в Подмосковье второй тур лишний раз это подтвердил. На нем было представлено 270 заявок из 58 регионов России.
По сосредоточенным лицам участников и экспертов можно было подумать, что одни сдают экзамен, другие его принимают. Но то, что происходило в подмосковном методическом центре, было лишь генеральной репетицией. Экзамен состоится на заключительном туре, в сентябре.
Как хотелось участникам рассказать о достижениях своих школ! И многие не могли удержаться от соблазна, хотя условие второго тура гласило: говорите о том, что непонятно самим, тогда проще будет определиться, куда двигаться дальше, понять, потянет ли заявленная тема на эксперимент.
Эксперты призывали авторов говорить как можно проще, отделять проблемы, которые школа хочет решить для себя, от тех, которые требуют решения в масштабах страны, а также еще раз понять и оценить, насколько тема проекта содержит остроту и новизну, не повторяют ли авторы чей-то опыт.
По-разному авторы проектов реагировали на замечания и предложения экспертов: одни с готовностью соглашались, другие спорили. Некоторые, по совету экспертов, поменяли заявленную тему на другую. Так или иначе, шанс получить статус Федеральной экспериментальной площадки остается у всех участников.Много было представлено интересных школ. Но в этот раз мы решили подробнее рассказать о тех, кто замахнулся на создание школы, ориентированной на возраст ребенка.

С самого утра в здании учебно-методического центра волнение и суета. Кто-то нервно прогуливается по коридору, кто-то оживленно беседует. У стенда со списком программы дня огромная толпа, каждый пытается узнать, в какую группу попал, с каким экспертом его ждет встреча. Последние приготовления – самые напряженные и томительные.
– Ой, девчонки, я же таблицы в гостинице оставила, сейчас бежать или после обеда?
А через несколько минут все уже расходятся по аудиториям.
Эксперты, которые, кажется, волнуются не меньше, чем участники, шуткой немного разряжают обстановку. Их доброжелательность успокаивает. Начинается обычный рабочий день.
Сначала педагоги из нескольких школ, ставших федеральными экспериментальными площадками в прошлом году, рассказали о том, как идет их эксперимент (периодическая отчетность – непременное условие для всех, кто получает этот статус), и задали тон всем последующим выступлениям.
Первым говорить всегда сложнее. Но Вера Петровна Бедерханова, ни капли не похожая на сурового эксперта, подбадривает:
– Не робейте, первый что ни скажет – все гениально!
И действительно, не так уж страшно. Важно только убедительнее рассказать о своем поиске. Для Надежды Михайловны Виноградовой – директора брянской средней школы № 24 – это, кажется, не составляет никакого труда. О подростковой школе она думает, наверное, ровно столько, сколько работает в школе.

Младший подростковый возраст: какой может быть школа для пятиклашек?

– Существующая подростковая школа отторгает от себя ребенка. Она не ориентирована на его возраст и старается не замечать той беспощадной внутренней борьбы, которая в нем происходит. Конечно, конфликтность и кризисность – необходимый этап развития человека, но иногда он бывает слишком острым. Многие родители и учителя, имеющие дело с подростком, предпочитают затаиться на несколько лет, переждать этот непростой период как стихийное бедствие. А ребенок в это время страдает от невнимания и непонимания.
Я сторонница возрастной периодизации Эльконина и убеждена, что школа просто обязана строить свои отношения с подростком иначе. Он жаждет общения, мечтает выйти за рамки класса. И мы должны предоставить подростку возможность общения в разных сферах – учебной, досуговой, культурной. И если бы мы действительно так поступали, наверняка сумели бы смягчить этот этап взросления. Но о каком общении может идти речь, если – вдумайтесь только! – учитель задает на уроке сто вопросов, а дети – не больше десяти, и то большинство из них не имеет никакого отношения к проблеме.
Но прежде чем работать с подростком, нужно хорошенько поработать со взрослыми. Как бы ни был хорошо подготовлен учитель, он все равно несет в себе опыт своей учебы в школе и отношения с ребенком строит так же, как с ним когда-то строили его учителя. К сожалению, многие по-прежнему воспринимают и оценивают ребенка через его отношение к предмету: успевает по моему предмету, значит, он и мне интересен, нет – так и я на него тратить время и силы не буду.
В нашей школе мы всячески пытаемся изменить такой подход. Прежде всего каждый должен решить для себя, что самое ценное для него: предмет, успеваемость ребенка или он сам – неуютный, колючий? И если понимаешь, что ребенок ценен, начинаешь критично смотреть и на то, что с ним происходит, и на свои действия по отношению к нему. Достаточно, чтобы в школе была хотя бы пятая часть учителей, которые так думают, – и остальные невольно начинают переосмысливать свои действия.
Что можно сделать в 5-м классе? Хотя бы не превращать уроки в скучный монолог. Устроить маленький диспут, спровоцировать дискуссию, организовать экскурсию. Именно урок предоставляет пятикласснику то, чего он не получал раньше и в чем в общем-то не было потребности, – возможность начинать говорить с одноклассниками сначала о предмете, потом и на другие темы. А можно расширить рамки класса, дав, например, ребенку понять, что в его заботе и внимании нуждаются младшие ребята. Вспомните, кто был самым хорошим вожатым. Пятиклассник, который ходил к первоклашкам с необыкновенной ответственностью. И если у кого-то есть потребность опекать младших, почему бы не использовать ее?
Можно озадачить пятиклашек различными побуждающими к действию вопросами. Ну, например, что ты можешь сделать для того, чтобы изменилась окружающая тебя среда? И тогда учеба приобретает не просто теоретический смысл, появляется практический выход. Только представьте, какой гордостью будут переполнены юные художники, которым доверят нарисовать иллюстрацию по мотивам исторических событий прямо на стене в классе. Еще бы, их рисунок останется для тех, кто придет после. Ну и конечно, желательно вовлекать пятиклашек в социальные проекты, да они и сами легко и с удовольствием откликаются на разные предложения, такие, например, как участие в проекте “Красивая школа”. А в 6 классе можно раздвинуть рамки класса за счет создания поточных групп в учебных дисциплинах и социальных проектах. Это пока лишь мечта, но очень интересная и захватывающая.
Что касается содержания образования, менять его нужно несомненно. Предметы должны быть прагматичны настолько, чтобы ребенок видел свой собственный интерес в каждом из них. Но, к сожалению, все, что мы пока можем, – это иначе относиться к содержанию, иначе в него погружать. Без помощи ученых нам не справиться, а они пока не торопятся сказать свое веское слово.
Каждый час в начале или в конце недели мы говорим с детьми о том, что их волнует в данный момент. Говорят, подростку необходимо бывать одному, все великие люди вырастали из одиночества. Но таких великих – десятки, остальные миллионы мучаются оттого, что хотят и не могут быть услышаны. Дети легко начинают говорить, вся беда в том, что мало кто говорит с ними о том, что их волнует. Попробуйте! Что-то, может, поначалу будет резать ваш слух, и все-таки постарайтесь выслушать и понять.

Авторы других проектов явно заинтересовались и на время переключились на эту проблему. Похоже, очень хотели бы вступить в разговор: с чем-то согласиться, а о чем-то и поспорить. Но время неумолимо, на всех может и не хватить. Пусть уж лучше побольше минут достанется экспертам.
Реплики и замечания предельно корректны и доброжелательны. А к предложениям, кажется, прислушивается не только автор, но и все, кто находится сейчас в аудитории.
А взоры экспертов уже устремлены на следующего участника – Елену Петровну Политахину, директора красноярской начальной школы с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла. Ее проект звучит заманчиво – “Создание школы игрового проектирования и дизайна”.

Задача настоящим хозяевам: пространство, которое строят и обживают дети

– Нашу небольшую уютную школу мы строили и в прямом, и в переносном смысле. Как и многим коллегам, мечтающим создать свою школу, нам досталось разрушенное здание детского сада. Обычно в таких случаях, прежде чем принять детей, взрослые сначала долго и тщательно думают, как сделать школу красивой и комфортной для ребенка. Потом с таким же усердием воплощают свои замыслы. И в результате ребенок попадает в готовое пространство, может быть, тысячу раз изысканное и замечательное, но чужое. Что ему остается делать? Постараться смириться и приспособиться к творению взрослых.
Во многих западных странах используют известный прием: детей запускают в новое детское здание и наблюдают, как они будут его обустраивать по своему вкусу и представлению. Для нас это недоступно – слишком дорогая затея, и тем не менее даже у нас дизайнерские проекты могут быть детскими. Ребенку необходимо чувствовать себя хозяином и автором школы; если этого нет, школа не станет для него своей, ему никогда не захочется сделать ее лучше и красивее.
Мы стараемся не навязывать детям свои вкусы. Предпочтительные цвета – зеленый, желтый, золотой (не случайно и школу они называют золотой). Цвета – минимум, среда предельно лаконична, никаких изысков и нагромождений. Практически все пространство – объект детских дизайнерских решений. И каждый раз они разные и непредсказуемые.
Появилась в школе столовая, и мы тут же обращаемся к детям: как будем ее оформлять? У кого-то возникла идея расписать посуду. Так и сделали: не настоящая посуда, конечно, в ход пошла, эскизы делали на листе: кто чайник рисовал, кто – тарелку, кто – кружку, потом каждый расписывал свое творение. Получилась большая – в полстены – коллекция, которая расположилась на самом видном и почетном месте.
А однажды, когда изучали основы храмовой культуры и решили рисовать ангелов, я схитрила и всему классу выдала шаблонные заготовки. Каково же было мое удивление, когда в ангелочках я узнала всех своих учеников – каждый сделал его похожим на себя.
Непременное условие – пространство должно меняться бесконечно. Мы стараемся это правило не нарушать, а уж детская фантазия неиссякаема. И у нас уже появилась новая идея – идея свободных изобразительных пространств. Ищем решение – может быть, в ближайшее время появятся специальные конструкции, на которые можно будет натянуть рулонную бумагу. Или еще что-нибудь придумаем.
Мы пронаблюдали, что происходит с ребенком, когда он чувствует себя в школе хозяином и активно участвует в создании ее облика. Оказывается, он и о своем облике начинает задумываться всерьез. Возможность самовыражения помогает чувствовать себя увереннее. Развивается художественный вкус, снимается присущий многим детям и взрослым страх перед предметной изобразительной деятельностью. И, конечно, ребенок учится работать, это так же необходимо, как ощущение комфорта: школа должна приучить к тому, что любая удача не бывает легкой, это всегда большой труд и напряжение.
Все, о чем я рассказала, можно сделать в любой школе, для этого не обязательно углубленно изучать искусство. И вообще дизайн далеко не единственный способ самовыражения ребенка. Существует немало других, самый распространенный и доступный из которых – сочинительство в любых его формах. Я не понимаю, как дети могут быть лишены возможности сочинять. Когда в моей жизни что-то не ладится и одолевает плохое настроение, я придумываю житейскую сказку. Помогает.

На следующий день волнения улеглись. Участники освоились и уже не только общались между собой, но и при любом удобном моменте – в перерывах, во время обеда – атаковали экспертов.
В группе под названием “Педагогические комплексы и учебные заведения нового типа” большой интерес вызвало выступление Марины Васильевны Крамар, исполнительного директора частной “Азиатско-Тихоокеанской школы” из Владивостока, которая рассказала о придуманной ею и ее коллегами модели старшей школы.

От 14 до 16: можно попробовать свои силы в любом деле

– Как ни странно, своим появлением школа обязана бывшему Всесоюзному пионерскому лагерю “Океан”. Точнее, произошедшей там однажды встрече нескольких молодых людей, которых не устраивало многое из того, что происходило в массовой педагогике. Все ее достижения и беды в пионерском лагере, как нигде, бросались в глаза, и, осмысливая их, мы все чаще приходили к выводу, что необходимо менять маршрут. Ну а поскольку работали мы со старшеклассниками и постоянно видели и понимали, что их запросы и ожидания не соответствуют тому, что предлагают взрослые, то и пришли в конце концов к идее создать принципиально иную школу для старшеклассников.
Восемь лет назад мы получили статус частного лицея дополнительного образования. Лицей не был обязательным учебным заведением, дети могли ходить туда, могли не ходить, но именно эта свобода позволяла безошибочно судить о профессионализме учителя и давала возможность ребятам делать осознанный выбор.
Несколько лет работы в этом режиме подсказали прообраз будущей школы. Мы поняли, что она обязательно должна быть ориентирована на возраст 14–16 лет: в этот период ребенку необходимо пробовать себя в разной деятельности, а не только в учебной, как это обычно происходит, сравнивать и сопоставлять, что для него важнее и интереснее, где получается лучше, а где хуже. Эта школа не должна быть монотонно-однообразной, замыкаться только на уроках и превращаться в общероссийские узкоспециальные курсы по подготовке в вуз. И конечно, она должна быть открытой, гибко реагировать на происходящие за ее стенами изменения.
Чуть больше двух лет назад мы получили лицензию еще и на основное образование. С тех пор постепенно воплощаем свои идеи. Учебный год у нас делится на несколько периодов: учебный семестр, который заканчивается экзаменационной сессией, технодром, гуманитарная сессия. Эти периоды чередуются, меняя друг друга в течение года. Лучше их не смешивать и не проводить параллельно – опыт показывает, что выполнять несколько типов работ одновременно ребенку обычно не под силу.
Технодром напоминает профподготовку: несколько недель в году старшеклассник может попробовать свои силы в той или иной области – журналистике, педагогике, экономике, маркетинге. Именно попробовать самому, а не просто наблюдать, как работают специалисты. И действовать желательно не только в школе, но и за ее пределами: если выбрал журналистскую стезю, попытайся вместе с приятелями делать свою газету и распространять ее в других школах, на улицах города. Предпочел педагогику – попробуй организовать и провести занятия с ребятами из соседних школ. Что это дает? Помимо знакомства в деле с той или иной деятельностью ребятам прививается культура работы – им обязательно нужно получить конкретный результат.
Гуманитарная сессия – пожалуй, самый трудный, но очень перспективный период. Это некое образовательное пространство, которое невозможно упаковать в учебные предметы. Например, семинарская или исследовательская работа. На протяжении двух месяцев наши старшеклассники просчитывали социально-культурные и экономические перспективы Приморского края. Принципиально важные моменты этой работы – ее сложность и реальность: ребята встречались с депутатами областной думы, сотрудниками администрации края, представителями различных фирм, специалистами статистического управления, затем тщательно анализировали полученную информацию. К концу мая надеемся выпустить сборник, посвященный этой проблеме.
Особенность школы еще и в том, что в ней нет привычных классов, рано или поздно они становятся тормозом: из производственной единицы превращаются в социальную, часто давящую на сознание неуспешных учеников. У нас, как и в других школах, есть параллели, а в них не классы, а группы. Есть, правда, часть предметов, где от параллелей не уйти, – физика, математика, но на других работа идет в группах: иногда они формируются по желанию ребят, иногда их определяет учитель. А английский язык на определенном этапе преподается даже в разновозрастных группах. Группы не постоянны и время от времени меняются в зависимости от учебной задачи. Такой способ организации, на наш взгляд, имеет большие преимущества: в разных группах человек становится мобильнее и быстрее проявляет свою индивидуальность.
Очевидно, что знаниевый период работы с миром заканчивается, начинается другой – период работы с индивидуальными образовательными программами. Мы стараемся идти в этом направлении, но, к сожалению, отказаться от учебных предметов и рисковать судьбами ребят не имеем права, да и не совсем понятно пока, чем можно заменить эти предметы. Такой прорыв делается усилиями многих людей, но в том, что единомышленники есть и они готовы искать, я убедилась во время работы семинара. И это очень обнадеживает.

–Здесь же сразу несколько тем для проектов, – пришли к единому мнению эксперты после выступления. – Может быть, сконцентрироваться на каком-то одном направлении?
Как это сделать? На размышления у владивостокских педагогов времени предостаточно – до заключительного тура еще больше четырех месяцев. Но как трудно идти в одном направлении, когда пытаешься менять содержание, – сразу тянется шлейф других проблем: организационных, методических, управленческих.
У первопроходцев всегда непростой удел – они рискуют быть непонятыми. Впрочем, эксперты, кажется, очень заинтересовались проектом – в чем в чем, а в новизне и оригинальности ему не откажешь.
Почти следом выступала Валентина Григорьевна Кузнецова, директор школы “Эврика-развитие” из города Мирного. Проблема похожая, только школа другого возраста – подростковая.

Развивающее обучение: как соединить два школьных звена

– Наша школа работает по системе развивающего обучения девятый год, скоро состоится третий выпуск начальной школы. И каждый раз, передавая детей в среднее звено, очень волнуемся за них – не хочется, чтобы они потеряли то, что обрели в начальном. Как продолжить развивающее обучение в средней школе? Над этим мы ломаем голову несколько лет. Сначала были уверены, что вся проблема в отсутствии учебников и программ – как только они появятся, тогда и состоится средняя школа. Но вскоре поняли, как заблуждались: ни один учебник не спасет, если учитель приходит к ребенку с привычными установками.
Тогда сделали заход с другой стороны – сохранить способности детей к учебной деятельности в средней школе, вероятнее всего, сможет учительница, которая занималась с ними в начальной. У нас есть учительница, которая добивается уникальных эффектов в системе развивающего обучения. Ей и предложили вести русский язык в 5 классе у ее же учеников.
Но и это не сработало. Мы не предположили другого противоречия: дети не просто растут и развиваются, меняются формы их развития, а учительница, как выяснилось, использовала старые способы отношений с ними, старые формы сотрудничества.
Тогда мы стали наблюдать за происходящими в детях изменениями. Они были очевидными: если в начальной школе все взоры детей были устремлены на внешний мир, он был предметом познаний, то уже в 5 классе их начинал целиком захватывать внутренний мир, они переключались на познание самих себя, мучаясь бесконечными вопросами: кто я, как мне строить отношения со сверстниками и со взрослыми, как договориться с самим собой?
Но если это принять, возникает вопрос: нужно ли загонять ребенка в рамки учебного предмета в привычном его понимании? В ребенке происходит огромная внутренняя работа: он постепенно обретает авторскую позицию, начинает творить себя. А это значит, что и в предметах должна быть проделана эта работа. Вот тут и должен детям на помощь прийти учитель и попытаться выстроить учебный курс вместе с ними.
Но реализовать себя лишь в учебной деятельности для подростка слишком мало. Необходимо делать ставку на околоакадемическое пространство, насыщая его уголками, где ребенок может искать и находить себя.
И что еще очень важно для построения подростковой школы – желание и готовность понять уникальность каждого учителя. До сих пор далеко не все предметы в средней школе разработаны в системе развивающего обучения, но теперь нас это не пугает, как раньше, появляются учителя, которые пытаются строить свои программы в этой системе. Например, наша молодая учительница по истории Оксана Олеговна Измайлова. Каждый ее урок – захватывающее действие, помогающее ребятам выразить свою позицию. Для них история не абстрактный набор дат и событий, они вступают в диалог с героями разных эпох.

– А вам не страшно за детей? – спросил после расcказа один из экспертов. – Вдруг они не выдержат такого эксперимента?
Но тут в спор вмешался его коллега:
– Они начнут, другие подхватят, общими усилиями что-то да изменят. А если сидеть сложа руки и бояться, все останется по-прежнему.
Педагоги убедились: у экспертов нет единой установки. Приятное откровение, ведь уже на этом этапе можно было выбрать себе эксперта на заключительный тур, и каждый, конечно, искал человека, близкого по духу и мировоззрению.
И снова – старшая школа. Но уже другой подход. О Государственном лицее Республики Тыва рассказывает его директор Татьяна Оюновна Санчаа, уверяющая, что учебные заведения подобного типа должны быть в каждом регионе.

Государство по субботам: игра с видом на будущее

– Так случилось, что в начале 90-х наша республика растеряла сильные, квалифицированные кадры. Их отсутствие чувствовалось во всех сферах. И тогда руководство приняло решение создать лицей для одаренных детей.
Мы не просто развиваем способности одаренных детей, но и стараемся вырастить из них лидеров. И, наверное, если бы мы ограничились учебными занятиями, эта затея провалилась бы. Но мы придумали другой ход: пять дней занятия идут в обычном режиме, а на шестой действие переносится в государство, которое мы назвали “Лицей по субботам”.
В этот день его обитатели принимаются за работу. Правительство формирует бюджет, члены парламента разрабатывают законы, президент готовит новые указы и распоряжения, заинтересованные в прибыли коммерческие организации возобновляют свое производство, банк определяет финансовую политику, а редакторы и корреспонденты газет, журналов и телевидения добывают информацию. Действия жителей не должны противоречить основному закону – конституции.
Все как в обычном государстве, есть даже своя валюта – лицы. Каждому гражданину государства выдается первичный капитал в 200 лиц, как его наращивать – каждый решает сам, но к концу учебного года нужно набрать как минимум 1000 лиц – ровно столько стоит зачет. Если наберешь больше, оставшиеся деньги можешь потратить на различные покупки – и не только на производимые здесь же сувениры, газеты, журналы, компьютерные программы. За наличные можешь купить экскурсионный тур и даже звания: себе, например, “Самый богатый коммерсант”, если позволят финансы, а тому, кому симпатизируешь, – “Народный любимчик”, но это приобретение скорее всего придется делать в складчину.
У каждой организации есть свой устав, а у коммерческих – бизнес-план. Заказы осуществляются по договорам. Особенно много заказов у телевидения: отснять и смонтировать тот или иной фильм, а если потребуется, перевести его на английский язык или на китайский. При том, что рабочих мест вполне достаточно, встречаются и безработные, им, как правило, предлагается временная, но оплачиваемая работа – помыть, например, окно или лестницу.
На первый взгляд все кажется игрой. Но игрой это можно назвать с натяжкой. Суббота – логичное завершение происходившего всю неделю учебного процесса, его практическое воплощение, которое характеризуется получением конкретного продукта.
Кроме того, ребята постигают законы гражданского общества. Любопытно, но когда все только начиналось, мы запустили диктаторскую форму правления. Через три месяца ребята сами пришли к демократии и пока на ней остановились.

Закончился второй тур личными консультациями авторов с экспертами. Никто не расходился. Было ощущение, что каждый участник пошел по второму кругу. И это понятно: только в разговоре тет-а-тет можно быть искренним и открытым до конца.
Для многих педагогов именно после этого этапа начнется настоящая работа. Напрасно некоторые из них пали духом. Все еще впереди. Повторим: шанс стать федеральной экспериментальной площадкой сохраняется абсолютно у всех.
Заключительный тур состоится в сентябре в Подмосковье.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru