Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №26/1999

Архив

Можно ли уберечь школу от раздоров?

Количество конфликтов в любом учебном заведении определяет прежде всего атмосфера, в которой людям приходится работать. Находится ли учитель в атмосфере сотрудничества, сотворчества, поддержки, или он попадает в среду, где укоренились равнодушие к людям и делу. От этого, как считает руководитель Центра социально-психологической адаптации детей и подростков “Генезис” Светлана Кривцова, во многом зависит ответ на главный вопрос: зачем я прихожу в свою школу и какой я хочу ее видеть? Хочу ли я, чтобы в школе всем было легко и радостно?

 

Я все могу простить, если...

Если для нашей школы это ценно, мы начинаем думать, как этого достигнуть, и тогда конфликты между нами перестают быть слишком значимыми. Конфликты уходят как бы сами собой, потому что у людей на самом деле грандиозные запасы толерантности. Как говорил Венедикт Ерофеев: “Я все могу простить, если захочу понять”.

Да, у моего директора резкий нрав, но я не могу не уважать его за то, что он разделяет мои ценности и дает мне возможность реализовывать программу, которая для меня очень важна. Да, у нас в школе бывают конфликты, но мы их решаем, потому что понятно, ради чего оставаться после уроков решать эти проблемы. А если этих смыслов нет, тогда от полной бессмыслицы я буду все свои обиды выливать на коллег.

К сожалению, сегодня учителя поставлены в такие условия, когда они вынуждены находить внутренний смысл в ситуации полной незащищенности, отсутствии социальной поддержки и одобрения.

Сегодня традиционная российская школа, говоря языком научных терминов, является закрытой системой. Между тем в психологии известно, что только открытая система является благоприятной для развития личности.

Что первично?

Чем отличается открытая система от закрытой? Таких отличий три.

Первое и по очередности, и по значимости: в открытой системе основной целью и ценностью являются честь и достоинство каждого человека. Самая важная задача школы: сохранить лицо каждого ученика, каждого учителя в любой ситуации. А в закрытых системах это может быть все что угодно: успеваемость, дисциплина, поступление в вузы... В отдельных случаях, как это показано, например в фильме Михалкова “Сибирский цирюльник”, в учебном заведении формально могут существовать все признаки закрытой системы, а неформально она вопреки официальным правилам приближается к открытой системе.

Сегодня в России нет идеологии, которая запрещала бы нам сделать своей целью уважение, честь и достоинство каждого ученика, каждого сотрудника школы, в том числе директора. Проблема в том, что эта ценность уже много лет, к сожалению, не является актуальной для школы.

Поэтому мы позволяем себе в школах унижать достоинство и детей, и их родителей. Вот где почва для зарождения конфликтов. Что чувствует папа, когда прочтет в дневнике сына: явитесь в школу, ваш сын сделал то-то... В чем смысл этой записи? Ты плохой родитель. Естественно, папа идет в школу с потребностью сохранить лицо, находясь в оборонительной, зачастую агрессивной позиции. Распространено отношение к ребенку по типу красного карандаша, по типу указывания на ошибки или недоделанную работу: “Мог бы лучше”, “Опять не успел”, “Для тебя это не результат”... Между тем способность “видеть полстакана полным, а не пустым” – отличительная черта профессионального учителя.

“Денди” в учительской

Второй признак открытой системы, который тоже напрямую связан с конфликтом, – это способы движения информации внутри школы. В закрытых системах информация движется строго сверху вниз и снизу вверх. То есть это – указание сверху и сообщение о выполнении. Все остальное заменяется сплетнями и слухами. В открытой системе превалирует горизонтальный способ движения информации, там есть гласность. Для школы она имеет огромное значение. Сейчас, если войти в школу, нередко можно увидеть голые стены, на которых не висит ничего, кроме официальных листов. А ведь когда-то в школах были газеты, было школьное радио. Даже в беднейших школах на репродуктор хватало денег. И сегодня дело не в деньгах.

Сейчас в некоторых школах стоят такие издательские комплексы, которые могут позволить выпускать настоящую малотиражку. Но нет практики независимой прессы, которая позволяла бы высказывать точку зрения, альтернативную точке зрения администрации. А ведь это важнейший элемент воспитания. Если бы на стадии зарождения конфликта разрешалось просто высказаться, не было бы 90 процентов конфликтов. Гласность – это способ вытащить на поверхность больное. Тогда оно не такое страшное, потому что оно перестало быть тайным. Потом эту проблему можно всем вместе обсудить: ребята, давайте подумаем, как с точки зрения культуры, справедливости помочь разрешить эту ситуацию? Ведь кто чаще всего конфликтует? Люди, которые чувствуют к себе какую-то несправедливость. Почему бы не сделать учительское “денди”, ввести свою гласность в учительскую, где с юмором и иронией обсуждать больные вопросы. Ведь учительские коллективы в некоторых школах достигают нескольких сот человек. Люди просто незнакомы между собой. Открытое информационное пространство могло бы просто собирать и связывать их друг с другом.

Связи с миром

А третий признак открытости – связи с миром. В закрытых системах они не приветствуются. Отношение к чужому консервативное. Отношение к новому настороженное. И это понятно, потому что все время возникает опасение, что кто-то эту закрытую, непроницаемую систему увидит в истинном свете. А открытая система обладает авансом доверия ко всему новому. Сейчас творческие, высокопрофессиональные учителя уходят из тех школ, где к ним плохо относятся. Это совершенно естественно, потому что если администрация, что бы она ни декларировала, не уважает педагога, ему очень трудно отказаться от неуважительного стиля в отношениях с детьми. Безусловно, всегда есть учителя, которые способны сопротивляться давлению администрации. Но сколько душевных сил требуется для этого.

Как прорастает оптимизм

Чтобы помочь учителям справиться со всеми этими проблемами, наш центр “Генезис” проводит специальные тренинги, где мы обучаем навыкам достойного поведения.

В психологическом тренинге есть процедура, когда люди вспоминают примеры достойного, красивого выхода из сложной ситуации. И это всегда вызывает глубокий эмоциональный отклик. Это может очень медленно прорастать в душе, но люди помнят, когда кто-то по отношению к ним вел себя достойно и когда они выбрали достойное поведение. И когда мы набираем в копилку россыпи таких примеров достойного поведения, это внушает оптимизм.

Недавно я была в школе, где директор, помешанный на чистоте и порядке, ненавидит все, что нарушает порядок, – от тараканов до людей. В этой школе учителям хорошо только на каникулах, когда нет учеников и никто не сорит. Директор довел свой коллектив до такого истощения, что на любое нормальное отношение они просто хором начинали плакать. Не было речи о работе с осмыслением создавшегося положения. Иногда людям нужно выплакать свою усталость. Разговор о чести и достоинстве лечит, даже если это не тренинг.

Сколько бы мы с учителями ни стремились изменить ситуацию к лучшему, это никогда не станет законом жизни, управленческим проектом, если это не будет транслироваться через администрацию. Любой проект должен пройти через этот верхний этаж.

Механизм создания другой атмосферы очень прост. Это, во-первых, качество твоего собственного общения с детьми. Партнерское оно или нет? Присутствует в нем ценность сохранения лица или нет? А во-вторых, это правила нашей жизни, о которых мы договариваемся между собой.

Словно ничего не произошло...

Мне известен случай, когда даже без всяких обсуждений вывешивание правил в кабинете физики привело к тому, что проблема недопустимого поведения была снята. Проблема состояла в частых случаях поломки и порчи оборудования. Большое количество времени тратилось на выяснение, кто виноват, специально или нечаянно, но фактически на этом все и заканчивалось, а кабинет беднел на глазах. Тогда учителя собрались и написали правила кабинета физики. Кстати, ничего сложного в этом нет. Нельзя было, например, входить на перемене, и если кто-то попадался на этом, то отвечал дежурный класс. И еще в правилах было написано: из нашего кабинета можно брать на память, а также ломать специально или нечаянно при условии, что вы в трехдневный срок возвращаете такой же прибор. И дальше следовал прейскурант цен на оборудование кабинета. Этого оказалось достаточно, чтобы беспредел прекратился.

В “Генезисе” мы обучаем педагогов навыку, который называется неактивное слушание. Суть его состоит в следующем: какие-то ужасные слова и страшные заявления учитель воспринимает как незначащее, невинное, в которых нет ничего особенного, то есть как бы снижает пафос, учитывая, что дети употребляют сильные слова. Вот пример из реальной жизни. Всем знакомая ситуация, когда учитель ведет по журналу ручкой и говорит в полной тишине замедленным голосом: “К доске пойдет...” И снова тишина – он выбирает фамилию. Каждый раз один ученик задавал в этот момент вопрос, отвлекая учителя. Однажды, когда ручка подходила к его фамилии, он спросил: “Елена Евгеньевна, а почему у вас усы растут?” Громко, при всем классе. И вот совершенно грамотное поведение учителя. Елена Евгеньевна сказала: “Ну, наверное, кальция много в организме” – и дальше спокойно продолжила: “К доске пойдет...”. Как будто ничего особенного он не спросил. А смысл этого – тебе не удастся меня задеть. Я не сделаю вид, что ничего не произошло, а я на самом деле не задета. Она сама показывает пример достойного поведения и в то же время спасает его от ситуации разборки.

Записал
Анатолий ВИТКОВСКИЙ

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru