Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №25/1999

Архив

Статус, защита, профессиональная помощь

Библиотекари и методисты собрались за “круглым столом” в редакции “ПС”

Этот номер был почти готов, когда в редакции собрались специалисты из разных регионов на “круглый стол”, где шел разговор о самых важных для школьных библиотек проблемах. Отчет об этой встрече мы вам сегодня предлагаем.

Москве проходил один из учебных семинаров для школьных библиотекарей и методистов по учебной литературе под эгидой Академии повышения квалификации и переподготовки кадров работников образования, куда приехали профессионалы, хотелось бы сказать, из всех уголков России. Но как позже выяснилось, многие участники семинара самостоятельно оплачивали свою командировку (без поддержки управления образования или школы), поэтому и география семинара во многом определялась материальными возможностями приехавших.

На “круглый стол” был приглашен Виктор Александрович Болотов, заместитель министра образования. Сам он не смог приехать. По его поручению прислать для участия в “круглом столе” представителя министерства должен был Александр Иванович Голосов, заместитель начальника Управления книгоиздания, библиотек и медиатек. Возможно, разговор принял бы другой оборот, если бы на нем присутствовал представитель нашего высшего руководства, но из министерства так никто и не приехал. Многие законодательные вопросы и конкретные предложения так и остались бы очередным напоминанием о болезненном, если бы... Но о том, во что вылился этот разговор, вы узнаете в конце. А для начала позвольте представить участников дискуссии.

На “круглый стол” пришли: Инна Алексеевна Ермакова, заведующая библиотекой средней школы № 6 г. Кирово-Чепецка Кировской области; Вера Леонидовна Вахрушева, методист по библиотечным фондам Кирово-Чепецкого городского управления образования Кировской области; Валентина Борисовна Антипова, заведующая библиотекой педагогического комплекса г. Пскова; Людмила Петровна Филяева, методист управления образования г. Волгограда; Елена Владиленовна Попова, методист по библиотечным фондам из Ворошиловского отдела образования г. Волгограда, Любовь Михайловна Брюхова, заведующая библиотекой школы № 55 г. Новоуральска Свердловской области; Алевтина Георгиевна Ларионова, заведующая школьной библиотекой ОУ №3 г. Артемовского Свердловской области; Людмила Михайловна Великородова, заведующая библиотекой гимназии № 5 г. Сергиева Посада Московской области; Людмила Федоровна Сухова, библиотекарь гимназии № 5 г. Сергиева Посада; были приглашены также Ольга Викторовна Козлова, заведующая научно-методическим отделом ГНПБ им. К.Д.Ушинского и Татьяна Валерьевна Рудишина, главный библиотекарь ЦГДБ им. Гайдара, г. Москвы.

Вела “круглый стол” Ольга Громова, с интересом наблюдали за дискуссией, помогали и вместе со всеми пили чай с конфетами журналист Александр Панфилов и внештатный корреспондент Наталья Дрошнева.

Разговор начался, наверное, с самого главного и принципиального вопроса для любого профессионала – вопроса о его статусе и роли. Для школьного библиотекаря он совсем не праздный, как, возможно, для других специалистов, а ответы показали, что однозначное решение найти и вовсе не просто.

Ольга Громова. Проблема, которая не однажды вами поднималась, в том числе и вчера на семинаре, наверное, самая болезненная – статус школьной библиотеки. Чем, собственно, роль школьной библиотеки отличается от функций пункта выдачи учебников, с одной стороны, и функций массовой детской библиотеки – с другой?

Валентина Антипова. У нас очень большая библиотека. Читателей около трех тысяч, включая и учащихся, и педагогов. Мы решили провести анкетирование среди преподавателей и задали почти такой же вопрос: какие функции школьной библиотеки вы считаете присущими ей? Мы предложили на выбор несколько ответов: информационная, культурная, воспитательная, пункт выдачи учебников и другие. Когда анкету обработали, то выяснилось, что 98 % среди прочего назвали информационную функцию, 92% – культурную, 84% – воспитательную, и только около 65% выделили функцию выдачи учебников. Получается, что даже преподаватели в школе, на которых очень часто возлагается бремя получения учебников из библиотеки, считают, что вовсе не обязательно нам брать на себя функцию пункта выдачи учебной литературы, и уж очевидно, что это не главное.

Ольга Громова. Тогда в чем же отличие школьных библиотек от массовых детских, там ведь тоже есть и воспитательная, и культурная, и информационная функции, а часто говорят, что это совсем другая работа?

Вера Вахрушева. Совершенно другая работа. Школьная библиотека в первую очередь работает по плану школы, неразрывно связана с учебным процессом.

Ольга Громова. Даже в своей воспитательной роли?

Вера Вахрушева. В школе никакой принципиальной разницы нет. Будь то образовательная, воспитательная функция, все равно конечный результат один. Это для нас очень больной вопрос. Центральная библиотека постоянно нам говорит, что мы совершенно не нужны, что мы повторяем то, что делают они.

Инна Ермакова. В школьной библиотеке действительно очень сложно разграничить образовательную и воспитательную функции. Нельзя сказать, что сегодня я иду воспитывать, а завтра – образовывать. Но у массовой библиотеки все-таки другие задачи. Там поток читателей немного другого направления.

Валентина Антипова. Массовые библиотеки прежде всего работают с определенной возрастной группой читателей, а школьная библиотека как минимум с тремя: детской, юношеской и еще взрослой, то есть с педагогами и родителями.

Татьяна Рудишина. Вы знаете, универсальная стандартная детская библиотека по своему статусу, скажем, в идеале тоже должна работать с дошкольниками буквально с момента рождения, школьниками, родителями и населением. Есть даже программы чтения для детей с 0 до 6, то есть и для беременных мам, хотя это, конечно, редкость. Идет работа с населением своего микрорайона, и функции здесь другие.

Любовь Брюхова. Школьная библиотека работает в условиях лимита времени. У массовых библиотек нет этих переменок, нет этих 10–15 минут, в которые мы должны уложиться и обслужить 40, 50, 60 человек в зависимости от величины школы.

Но самое главное, мне кажется, действительно в контингенте читателей, только не в зависимости от возраста. К нам в библиотеку хотя бы раз приходит каждый ученик. Не каждый потом дойдет до массовой библиотеки. Дойдут лучшие из них. А школьная библиотека должна привлечь этого пассивного ребенка, чтобы он читал хотя бы здесь.

Елена Попова. Например, у нас в Волгограде библиотекари работают в тесном контакте с завучами по воспитательной работе, и список трудных детей имеет каждая библиотека. Такой подросток не пойдет в массовую библиотеку, разве только для того, чтобы нашкодить, а мы с ним ведем индивидуальную работу. Такие дети у нас под постоянным контролем, им – особое внимание.

Ольга Громова. Можно ли сказать, что библиотекарь и педагог как бы с двух разных сторон пытаются воздействовать на одного и того же ученика?

Валентина Антипова. Да, только библиотекарь делает это более неформально.

Тут поднялся шум. Кто-то соглашался, кто-то стал вспоминать, как школьники прибегали именно в библиотеку, если их выгоняли с уроков, и здесь читали книжки, листали журналы, просто делились чем-то наболевшим. Снова и снова повторяли библиотекари, что в школе ты мастер на все руки. Если в детской библиотеке есть оформитель, библиограф, отдел обработки, то школьный библиотекарь должен уметь и успевать все. Но после такого дружного хора эмоций разговор принял новый оборот.

Людмила Сухова. Специфика работы школьного библиотекаря существует, это бесспорно. Но я могу сказать, что у нас в районе 64 школы, и, придя работать из профсоюзной библиотеки, я хотела уловить эту специфику. И что же? Во многих библиотеках я этой специфики, как таковой, не обнаружила. Наоборот, я нашла ведение документации на более чем низком уровне, отсутствие каталогов. А на семинаре директор педагогического колледжа г. Калининграда сказала, что 98 процентов первокурсников не умеют пользоваться каталогами, а ведь это бывшие выпускники школ. Получается, что специальные функции, конечно, надо учитывать, но прежде надо повысить уровень чисто профессиональной базы в школьных библиотеках.

Людмила Филяева. А как быть? У меня в школе 1000 детей. Я вчера услышала, что на такое количество учеников должно быть 4 ставки библиотекаря. У меня – только 1,5 ставочки. 1000 детей на 1,5 ставочки. Их всех только обслужить нужно умудриться.

Валентина Антипова. Кстати, все наши беды с неумением пользоваться каталогами могли бы быть решены, если бы мы добились хотя бы на уровне области введения библиографических уроков, пусть по 2 часа в неделю. И проблемы бы не было.

Елена Попова. К тому же нам надо еще вспомнить, кто у нас работает в библиотеках. Ведь библиотекарем может быть любой, кого возьмет директор, зачастую без образования, в лучшем случае с педагогическим. Только в последние три года стали обращать внимание на то, что на должность заведующего библиотекой принимают только с высшим образованием.

Людмила Сухова. Я просто хочу понять, почему такое отношение к библиотекарям в школах и у методистов? Почему директору школы не приходит в голову учителем географии поставить библиографа или учителя музыки? А библиотекарем почему-то можно кого угодно.

Елена Попова. Потому что есть нормативные документы, где говорится, что профессию библиотекаря может совмещать педагог, что, конечно, возможно, при соответствующих курсах.

Ольга Громова. Я знаю многих педагогов, которые хорошо работают в библиотеке, по-настоящему видят ее цели и задачи. Согласитесь, что это не вопрос подготовки, а вопрос общей культуры. Человек, культурный сам по себе, в состоянии освоить технологию библиотечного дела. Но все-таки это исключение. Нужно готовить профессиональные кадры. Уйдет человек с высокой культурой, кто придет на его место?

Любовь Брюхова. В Челябинском институте культуры есть факультет школьных библиотекарей.

Ольга Громова. Это, кажется, единственный случай на всю страну!

Татьяна Рудишина. А Московский институт культуры сократил до минимума прием на детскую кафедру. Раньше к нам на практику приходили 2–3 группы. Правда, когда я задавала вопрос, кто из вас действительно собирается работать с детьми, поднимались 2–3 редкие руки. А теперь их еще меньше. К сожалению, возникает общий вопрос – вопрос о престиже нашей профессии, профессии педагога-библиотекаря, а именно так нас надо называть, потому что любое разведение образовательных и воспитательных функций искусственно.

К сожалению, действительно трудно говорить о престиже профессии, когда школьного библиотекаря, получившего гуманитарное образование, относят к техническому персоналу, когда директор, считая, что если у библиотекаря нет уроков, а следовательно, он недостаточно нагружен, использует его как девочку на побегушках. В Якутии провели интересный подсчет. Там четко расписали, что же на самом деле входит в обязанности школьного библиотекаря. Когда они составили полный функционал и подсчитали все необходимое время (включая время на уточнение запроса, запись в формуляр, расстановку книг и т. д.), получилось, что на работу библиотекаря должно уходить чуть ли не 180 часов в неделю. И тогда у них был повод для разговора с администрацией, которая пошла навстречу, увеличив количество ставок в библиотеках. Но это скорее исключение. А на практике иногда получается, что, по мнению начальства, школьные библиотеки оказываются вообще ненужными.

Людмила Филяева. У нас в Камышинском районе Волгоградской области глава администрации дал команду сократить ставки школьных библиотекарей в селах и сделать единые библиотеки, которые будут обслуживать и учащихся, и взрослых. Мы бурно протестовали, вышли на главу администрации области и отменили это решение, но попытка такая была.

Ольга Громова. А может быть, это на самом деле разумно? Если функции почти ничем не отличаются, то почему бы не объединиться, и была бы одна большая библиотека с теми же людьми (я не говорю о сокращении штата).

Александр Панфилов. Тем более что в муниципальных библиотеках постоянно говорят: квалификация школьных библиотекарей оставляет желать лучшего. При объединении библиотек появится возможность для профессионального роста.

Валентина Антипова. Я могу сказать, что происходит в городе. Наш педагогический комплекс находится в новом микрорайоне, в котором очень мало культурных точек. В современных условиях город нищий. У ребенка часто нет денег, даже рубля. Чтобы добраться до какой-нибудь библиотеки, ему нужно хотя бы 3 рубля на дорогу, на талончик.

Елена Попова. К тому же надо помнить про дефицит времени ученика. У нас есть областные библиотеки с уникальными фондами, но до них ребенку ехать как минимум 1,5 часа. А что если ему нужно срочно что-нибудь посмотреть в справочной литературе, подготовиться к уроку?

Людмила Филяева. По дороге к более крупной библиотеке теряются читатели.

Людмила Великородова. Получается, объединяться можно, но только в школе. Если бы школьные библиотеки были укомплектованы так, как надо, в достатке, у нас столько деток-читателей было бы... Они бы пошли в районную библиотеку только за редкими книгами.

Ольга Громова. Значит, районные детские библиотеки не нужны?

Валентина Антипова. А почему обязательно надо говорить, нужны эти или не нужны те. По-моему, они могут сосуществовать.

Татьяна Рудишина. Просто надо учиться совместно работать школьным библиотекам и близлежащим детским.

Людмила Сухова. Я считаю, что и объединяться можно, просто к этому вопросу надо подходить индивидуально. Есть районы, где может быть централизованная система на базе, допустим, детской городской библиотеки, и ее филиалами могут стать школьные библиотеки, и при этом достоинства школьного библиотекаря никто ущемлять не будет. Опыт такой существует. Неужели мы будем делить наших детей?

Тем не менее естественный страх, который выразили наши библиотекари, оправдан. А что если такое объединение и впрямь станет поводом для ущемления достоинства школьной библиотеки, потери ее независимости?

Действительно, как рассказывали коллеги из Краснодара, в Краснодарском крае подобный опыт был поставлен. За три года работы массовых и школьных библиотек совместно работники пришли к таким выводам: централизованная обработка облегчила работу и тех и других, но комплектование школьных библиотек, например, стало проводиться по остаточному принципу. В общем, минусов оказалось больше, чем плюсов. В конце концов в крае решили отказаться от этого опыта, поняв, что у школьных библиотек свои задачи, зачастую другие методы, требования к фондам. Вместо этого создали свою школьную библиотечную систему и отделы централизованного комплектования.

Ольга Козлова. Я не устаю повторять на различных семинарах, что это и чисто юридически, и по-человечески некорректно: мы лучше, а вы хуже. Понимаете, просматривается ситуация, которая была 5–6 лет назад, когда действительно в школьных библиотеках были “проходные” люди. Сейчас ситуация коренным образом изменилась. Я проводила анкетирование по Москве. В школьные библиотеки пришли люди не только с высшим образованием, пришли люди с лучшим университетским образованием, которые раньше работали, например, в КБ, в институтах. Теперь они в школьных библиотеках. Они обустраивают их, налаживают каталоги, расставляют фонды. У школьного библиотекаря много дел в отличие от узкого подхода к своим обязанностям, который царит в районных библиотеках.

Татьяна Рудишина. А сколько лет назад вы были в детской районной библиотеке?

Ольга Козлова. Ну хорошо, об изменениях вы нам расскажете. Но мне кажется, что в районных библиотеках изменения происходят не так глобально, как в школьных, к примеру, за счет компьютеризации. Будущее школьной библиотеки светло и прекрасно потому, что именно она будет библиотекой-медиатекой. И не оттого, что будут 40 тысяч книг стоять на полках, а оттого, что на этих полках будут диски.

Ольга Громова. Ну, это спорный вопрос. Количество и качество информационных фондов еще не показатель хорошей библиотеки. Да, нужно входить в информационное сообщество, информационное пространство. Есть такая идея – в современном мире нужны крупные информационные системы, а не маленькие библиотеки.

Ольга Козлова. Да, в наше время и в наших условиях маленькие библиотеки – роскошь.

Ольга Громова. Никакое информационное пространство не даст читателю то, что дают маленькие школьные библиотеки: воспитание, общение. И это не роскошь, а жизненная необходимость. Культура не может быть роскошью во время кризиса!

В конце этого обсуждения Татьяна Валерьевна Рудишина, главный библиотекарь ЦГДБ им. А.П.Гайдара г. Москвы представила подборку писем, которые были напечатаны в журнале “Библиотекарь” 10–12 лет назад. В 1988 году на страницах журнала был опубликован типовой проект школьной библиотеки, и в журнал пошли письма, развернулась дискуссия. Когда Татьяна Валерьевна начала читать эти письма, поначалу, как она сама выразилась, появился образ “хроники остановившегося времени”, но по мере ее чтения этот образ исчезал.
Действительно, проблематика оказалась очень близкой к тому, о чем говорили за “круглым столом”. 10 лет назад тоже думали о том, стоит ли объединять школьные и массовые библиотеки, но раньше хотелось решить все радикально. Сегодня же стало понятно, что надо быть мудрее и терпимее. Оказалось, что изживать никого не надо, нужны все. “Ни один проект, – говорила Татьяна Валерьевна, – наша библиотека никогда не подготовила бы без школьных библиотекарей. Черновая работа во многом ведется в школе”. А повышать свою квалификацию можно и не объединяясь с другими библиотеками, а просто работая с методистами, переаттестовываясь. Но тут-то и определилась еще одна проблема.

Людмила Сухова. Давайте поговорим о связи школьного библиотекаря и методиста. Сегодня я спросила перед нашим разговором своих коллег: как правильно называется ваша должность. Они отвечают: методист по библиотечным фондам или учебным фондам, то есть методист по фонду учебников?

Ольга Козлова. Я сразу хочу внести ясность в этот вопрос. В данный момент на столе начальника управления книгоиздания, библиотек и медиатек лежат два документа на подпись. Один называется: “Положение о специалисте по фонду учебных изданий” – это областной или городской уровень, а другой – “Положение о методисте по библиотечным фондам”.

Ольга Громова. А не по “библиотечному делу”?

Ольга Козлова. Нет. Этот уровень подразумевает, что методист должен учить библиотекарей работать с фондом и организовывать культурную деятельность.

Ольга Громова. Давайте разберемся. Работа с фондами – это расстановка, каталогизация и так далее. А все, что происходит вне этой деятельности, не называется работой с фондом, например, информационно-библиографическая работа, массовая...

Ольга Козлова. В документе, о котором я говорила, есть перечень обязанностей по двум направлениям: организация снабжения школ учебниками и образовательная работа с библиотекарями. Этот пункт включили именно потому, что на местах методисты стали говорить: если мы называемся методистами по учебной литературе, то будем заниматься только учебниками, а с ББК разбирайтесь сами.

Людмила Великородова. Должность ввели, работу методистов ограничили учебными фондами, а пострадали опять-таки библиотекари. Методист вместо того чтобы быть для девочек-библиотекарей мамой и нянькой, учить, что и как нужно делать, сводит все только к работе с учебниками.

Людмила Сухова. Может быть, все наши беды и проблемы и заключаются в отсутствии методической помощи. Где школьный библиотекарь может решить какие-то свои профессиональные проблемы? У нас есть методист. Мне надо знать, в чем он конкретно может мне помочь, а в чем никогда не будет помогать и где на стороне я должна искать эту помощь.

Ольга Козлова. Вся беда в том, что в Министерстве образования для администрации управления книгоиздания, библиотек и медиатек школьная библиотека существует как проводник учебников в школу и все. Это необыкновенно осложняет нашу работу, поэтому мы и внесли это предложение о методисте по образовательной работе. Но этот проект уже 9 месяцев как завис в министерстве.

Ольга Громова. Получается, что каждый библиотекарь должен сам для себя создавать методическую и библиографическую поддержку, расписывать журналы и газеты. А как иначе можно повысить свою квалификацию?!

Людмила Сухова. Речь идет о том, что методический центр должен быть в лице не одного методиста – должна быть обязательная ставка библиографа хотя бы на район.

Ольга Громова. Кстати, именно так поступили в Якутии. Там появилась ставка библиографа в методическом кабинете. Но это скорее счастливое исключение.

Людмила Филяева. Я в должности методиста уже 15 лет. В смысле библиографической и информационной поддержки у нас все более или менее в порядке. Но есть такая перспектива, что если платных учебников будет все больше и больше, то должность методиста (как она заявлена) станет ненужной. Поэтому меня начинают уже сейчас загружать посторонней работой. Кроме библиотек, я курирую преподавание русского языка и литературы, организацию питания и медицинского обслуживания в школах и работу с молодыми специалистами. За одну зарплату, кстати. Но ведь мою непосредственную должность могут просто убрать за ненадобностью.

Ольга Козлова. Такой вопрос уже возник. В Московской области сокращен специалист по учебной литературе, потому что нечего распределять. Но мы не теряем надежду на издание сборника регламентирующих документов, вся документация собрана. Каждый месяц я звоню в министерство, интересуюсь судьбой этого проекта.

Людмила Великородова. Сегодня перед нами выступал главный редактор издательства “Просвещение”. Мы его попросили по возможности восстановить издание новой версии “Библиотеки директора школы”, куда бы включили материалы законодательства, связанные со школьной библиотекой. Потому что администрация школы зачастую не знает про библиотеку совсем ничего.

Валентина Антипова. Есть еще один юридический аспект, который мне никто не может до сих пор объяснить. Последнее время наше управление культуры решило аттестацию библиотекарей школ взять в свои руки. Мы их раньше аттестовали сами. Я знакомлюсь с документацией, я смотрю мероприятия. Они же совсем не знакомы с работой школы, как же они смогут решать вопрос о категории?

Ольга Козлова. Это дело только методистов. При чем тут Министерство культуры? Им что, своей работы мало?

Людмила Великородова. Городской отдел культуры не берется за аттестацию школьных библиотекарей, говоря, что мы относимся к школе. А когда мы обращаемся в аттестационную комиссию своей школы, директора тоже говорят, что нам вы здесь не нужны. У вас есть своей методист, вот там и аттестовывайтесь. Идешь к методисту, а у него, простите, даже квалификационных требований нет.

Алевтина Ларионова. Знакомая ситуация. У нас в Свердловской области практикуется самоаттестация каждые 4 года. 4 года назад я аттестовалась, имея библиотечное образование, стаж работы. Вариантную часть я аттестовывала вместе с завучами школы. Я учила информацию, которая мне профессионально вовсе не нужна. Например, были такие вопросы: за что награждают педагога знаком заслуженного учителя или за что можно уволить человека по 33-й статье. Это в мою компетенцию никак не входит. Но куда я могла обратиться?

Ольга Громова. Из сегодняшнего разговора я поняла, что нет ни на одном уровне человека, который бы профессионально занимался работой школьных библиотек. Методисты, а кто у вас профессиональный начальник, который бы смог вам помочь, зная библиотечное дело?

Голоса. Только библиотека Ушинского. Да где она – и где мы?

Елена Попова. В этом году у нас серьезно назрел вопрос, что нам не к кому обратиться. Мы при всех районах созвали методический совет из специалистов с высшим библиотечным образованием. В совет входят 4–5 человек. Есть очень много вопросов, которые требуют единого решения на весь город. Они могут принять какое-то коллективное решение, которое будет носить если не законодательный, то рекомендательный характер.

Ольга Громова недавно предложила идею создания ассоциации школьных библиотекарей. Международная ассоциация библиотекарей была организована как раз когда представители ассоциаций разных стран обнаружили, что их уже много в каждой стране. В Америке и во Франции, где они появились в первую очередь, такие ассоциации родились во времена кризиса образования, когда библиотекари этих стран поняли, что школьная библиотека стала существовать как ненужный придаток к школе. В считанные годы библиотека стала кабинетом № 1 не на словах, а на деле. В нашей стране, возможно, такая ассоциация тоже смогла бы отстаивать требования к профессии, выработать систему взаимоотношений с администрацией. Но ведь и так уже есть нормативные акты, которые не выполняются. Что же тогда будет делать ассоциация? Нужна ли она нам в самом деле? И не уйдет ли ее деятельность, особенно тех, кто окажется во главе, в сторону политики, собственной карьеры, что так свойственно нашей стране?

Материал подготовила Наталья ДРОШНЕВА

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru