Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №22/1999

Архив
Александр АДАМСКИЙ

Все хотят, чтобы у школы появились деньги

Но никто не знает, сколько ей на самом деле необходимо. А как это узнать?

Сегодня, следя за развитием ситуации вокруг Сербии, за ворохом других политических событий общество как будто забыло о том, что сотни тысяч работников образования по-прежнему ждут, когда же им заплатят деньги.

Газеты и телевидение на время перестали показывать учителей-забастовщиков и тех, кто устраивает пикеты прямо в коридорах или даже кабинетах руководства. Но от этого ситуация не становится легче: десятимиллиардный долг, внутри которого меньшая часть – зарплата учителям, а большая – долги самой системы образования энергетикам и другой обслуге. От зарплатных долгов никто не отказывается, но денег пока нет. Долги по обслуге никто не собирается платить, но и никто не собирается их списывать, амнистировать. Идет бессмысленная политически и экономически и унизительная по нравственному основанию возня: знают, что мы бедные, но хотят, чтобы мы были еще и должниками. Нет, не так: никто специально этого не хочет. Нет никаких злых сил, которые преднамеренно хотят унизить школу, учителей. Но природа школьной жизни такова, что по-другому и быть не может.

Пока учителя не взбунтовались, пока, сгорая от стыда и унижения, не пошли на забастовки, никто и не подумал спросить: “ У вас в школе есть деньги?”

И до сих пор нет ответа на главный вопрос: “Сколько денег нужно школе?” Много раз я спрашивал об этом директоров школ, в ответ они все вздыхали и грустно замечали: “Да сколько ни дадут, все мало будет”.

Никто не знает, сколько денег необходимо школе. А как это узнать?

В Законе РФ “Об образовании” сказано, что управление образованием в России является государственно-общественным. Что это значит экономически?

Попробуем представить себе один из вариантов экономической жизни школы. Но школы не простой, а полностью соответствующей закону. У нее есть устав, лицензия, расчетный счет, а также договор с учредителем. А еще у этой школы есть общественный орган управления.

Так и слышится в этом месте замечание читателя: “Зачем это нужно, все это уже было, от этих родительских комитетов один вред и никакого толку”. Правильно, правильно, мы с этим согласны, и в том виде, в котором эти комитеты были в советских школах, никто их не собирается возрождать. Но... Для того чтобы обеспечить ребенку образование в школе как в общественном институте, ей, школе необходим такой общественный орган управления, который был бы уполномочен решать финансовые и кадровые вопросы, а также вопросы содержания образования. И это, повторим, условие выживания школы. Но для этого государству и ведомству надо поделиться своей властью над ней.

Как же так, снова удивится читатель, – зачем же тогда все эти разговоры об усилении вертикали?

Как говорил Симон Львович Соловейчик: “То – то, а это – это”. И вертикаль надо укреплять, и власть местного сообщества усиливать. Необходимо развивать обе эти ветви управления. Потому что как только мы нарушим баланс, как только перевесит хоть одна из сторон – вертикально-государственная или горизонтально-общественная, школа опрокинется. Как сейчас – провозгласили муниципализацию, а ресурсов никаких нет, теперь “даешь все обратно!”.

Лозунг дня таков: “Сильное государственное управление системой образования и сильное общественное управление школой”.

Ну хорошо, предположим, согласится читатель, а что дальше, что с этим делать, как это работает?

А работает это так.

1. Администрация школы рассчитывает стоимость образовательной программы школы. Все существующие затраты. Все, что направлено на образование ученика и на обеспечение условий этого образования, включая коммунальные услуги.

Только не по тем “нормативам”, которые сложились за долгие годы царствования остаточного принципа, а по своему разумению или методикам. Вот бы где экономисты пригодились, да где их найти, этих экономистов для образования, они же все экономисты по экономии на образовании...

Стоимость образовательной программы – бюджет школы.

Совет школы (попечительский) утверждает образовательную программу школы (все курсы, программы, кружки, мероприятия, экскурсии – все) и соответствующий этой программе бюджет школы.
Совет школы направляется с этим бюджетом к учредителю.

Вот здесь тонкий момент. Обычно с учредителем общается администрация школы, подчиненная этому самому учредителю. А надо сделать так, чтобы и образовательную программу, и бюджет школы предъявляли учредителю (администрации муниципалитета) граждане, избиратели, налогоплательщики. Пусть органы местного самоуправления вступают в дискуссию на тему “денег нет” со своими избирателями, а не со своими подчиненными.

Совет школы и учредитель достигают компромисса. Конечно, будет торг, но торговаться с гражданами – это одно, а торговаться с директором – это другое.

4. Бюджет школы, согласованный советом с учредителями, окажется меньше, чем был. Но что такое разница между бюджетом, утвержденным советом, и бюджетом, утвержденным учредителем? Это и есть сумма так называемых дополнительных образовательных услуг. Но эта сумма впервые образуется на законных основаниях – как та часть бюджета школы, которая не может быть обеспечена учредителем. Ведь саму образовательную программу совет школы уже утвердил? То есть родители и педагогический коллектив пришли к взаимному согласию по поводу того, что они должны предоставить детям? Да. Вот только в бюджете образовался дефицит. Тогда, если родители могут и хотят сохранить образовательную программу, ими же утвержденную, они начинают искать, чем покрыть дефицит бюджета школы. Это могут быть их личные средства или чья-то благотворительность.

...Все хотят, чтобы у школы появились деньги. Но этого не произойдет, пока школа сама не посчитает, сколько ей нужно, а общество не выступит полномочным представителем школы в финансовых отношениях с государством. Ведь в конечном итоге бюджет системы образования – это сумма бюджетов школ.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru