Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №21/1999

Архив

  С методикой во главе

Состав этих пособий необычен. Это, во-первых, два сборника текстов к урокам:Новлянская З.Н., Кудина Г.Н. “большой” – “Литературные памятники средневековья” и “маленький”, в который вошли лирические стихотворения и рассказы классиков значительно более позднего времени. Во-вторых, небольшой по объему вкладыш “Страницы учебника”. В-третьих, объемное методическое пособие для учителя, включающее подробные разработки уроков.
Некоторые особенности этого комплекта могут вызвать удивление – в сборниках текстов нет привычных для нас заданий и вопросов, “Страницы учебника” начинаются почему-то не с первой, а с сорок первой страницы и тоже лишены каких-либо методических подсказок.
Как же работать с этими книгами? Отвечу как учитель-практик, уже много лет знакомый и с программой З.Н.Новлянской и Г.Н.Кудиной, и с пособиями к ней.
Сегодня учителю все чаще приходится иметь дело не с отдельными учебниками, а с целым комплектом учебных пособий, дополняющих друг друга и обслуживающих разные стороны учебного процесса. В таком комплекте всегда есть одна главная книга, остальные же носят вспомогательный характер. Обычно такой книгой-лидером остается учебник.
В комплекте, с которым я хочу познакомить коллег, соотношение сил иное. Главная книга в нем – методические разработки уроков, в которых воплощена оригинальная концепция литературного образования. Оригинальность этой концепции в том, что с первых шагов обучения, еще в начальной школе, ребенок включается в настоящее творчество, в живой литературный процесс, осваивая исходное, базовое для всего искусства отношение: автор – художественное произведение – читатель (он же зритель, слушатель).
Основная задача предлагаемого курса – воспитание эстетически развитого читателя, способного понимать позицию автора художественного текста и выносить собственное суждение о произведении и о жизненных явлениях, в нем отраженных. Эта задача и решается, когда включенный в практическую литературную деятельность ребенок постепенно осваивает исходное отношение, работая то в авторской, то в читательской позиции.
Для того чтобы быть автором (создавать литературное произведение) и быть культурным читателем (сотворящим автору, понимающим его оценки и выносящим свои собственные), нужна и работа в позиции критика, и знание закона художественной содержательной формы, то есть работа в позиции теоретика; эти знания становятся для ребенка-автора и ребенка-читателя необходимыми средствами практической работы.
Каждый ученик еще в начальной школе, проходя через смену позиций, приходит в средние классы уже с достаточным опытом художественного творчества и попыток критической работы, практически владея такими сложными литературоведческими понятиями, как “автор”, “рассказчик”, “точка зрения”, “ритмический рисунок”, “жанр”, “род литературы” и так далее. Поэтому он готов как читатель к введению развернутого курса истории мировой литературы, который начинается с пятого класса и длится до одиннадцатого. Исторический курс позволяет постепенно создавать у школьников установку на действие вечного закона художественной формы в определенном, меняющемся со временем культурно-историческом обличье. Как показал опыт, в результате из общеобразовательной школы выходит читатель, достаточно свободно ориентирующийся в мировом литературном процессе как движении содержаний и форм.
Этот конечный итог обучения принципиален, потому что за пределами школы лишь отдельные наши выпускники получают дальнейшее образование в области искусства (в том числе и литературы). Основная масса людей остается навсегда на том уровне гуманитарной культуры, который задается всеобщим средним образованием.
Комплект пособий, о котором идет речь, – это еще одно звено в цепочке подобных комплектов, уже разработанных, вышедших из печати и предназначенных для всех классов начальной школы, а также для 5 и 6 классов средней ступени обучения.
Материал седьмого класса представлен в пособиях в соответствии с двумя основными линиями обучения. Первая – практика читательской работы и детское творчество, продолжающаяся с первого класса. Вторая – история мировой литературы – начинается в пятом классе и уже представлена в курсе разделами “Литература Древнего мира” (5 класс) и разделом “Библия – Ветхий Завет. Калевала. Мифология и фольклор древних славян” (6 класс). Этим двум линиям соответствуют и две части методического пособия, и два сборника текстов. Сборник для совершенствования читательской практики детей содержит в основном произведения отечественной классики, многие из которых входили во все традиционные курсы литературы. Он обеспечивает преемственность общенационального культурного контекста, который не должен размываться никакими самыми кардинальными преобразованиями.
Сборник текстов к исторической части содержит основные произведения западноевропейской и отечественной литературы эпохи средневековья, которые вошли в общечеловеческую сокровищницу искусства и знакомство с которыми необходимо для становления культурного человека. Среди них – русские былины, французский героический эпос “Песнь о Роланде”, “Слово о полку Игореве”, житийная “Повесть о Петре и Февронии Муромских”, поэзия трубадуров, миннезингеров, вагантов, роман о Тристане и Изольде, духовная драма “Действо об Адаме”, шедевры русской литературы XVII века – “Житие протопопа Аввакума”, “Повесть о Горе-Злосчастии”, “Повесть о Ерше Ершовиче”.
А открывают эту книгу главы из Нового Завета, позволяющие познакомитьИстория мировой литературы. Литературные памятники средневековья.  Тексты. Составители : З.Н. Новлянская, Г.Н. Кудина семиклассников с мировоззренческой основой всей культуры средневековья.
Разумеется, эти тексты нетрадиционны для нашей школы, и работать с ними нелегко. Поэтому так необходимы учителю конкретные разработки уроков, которые позволяют быстро овладеть новой методикой работы с новым материалом. Поэтому методическое пособие и является главной книгой комплекта. Там и находит учитель все приемы, проблематизирующие материал, все вопросы и задания, которые он должен предложить ученикам, постоянно создавая на уроке ситуацию, в которой читатель учится встречаться с автором художественного произведения, видеть его за текстом, вступать с ним в заочный диалог.
А концентрат знаний содержат в себе “Страницы учебника”, по сути дела являющиеся очередным разделом пособия-справочника, который накапливается и растет от класса к классу (поэтому “Страницы...” и начинаются в 7 классе с 41-й: предыдущие 40 переходят к ученику из прошлых лет обучения).
Такой сквозной учебник-справочник позволяет учителю и школьникам возвращаться при необходимости к любому из фрагментов ранее изучавшегося материала.
Мой опыт и опыт других учителей-словесников нашей школы, работающих с этим комплектом пособий (как и с пособиями для 5 и 6 классов), позволяет сделать вывод о том, что даже самые смелые инновационные идеи могут быть воплощены в школьной практике, если они имеют полноценное методическое обеспечение, которым и постарались оснастить свой курс З.Н.Новлянская и Г.Н.Кудина.

Н.БУРШТИНА,
учитель литературы московской школы № 91

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru