Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №21/1999

Архив
Леонид Лурье,
директор лицея при Пермском
государственном техническом университете

Если вуз сделает один шаг навстречу школе,

он многократно сократит дистанцию между абитуриентами из городов и деревень

В системе образования обнаружилось новое явление: защиту прав выпускников школ взялась обеспечить Генпрокуратура. У всех выпускников школ должны быть равные возможности поступать в вузы. Однако удивляет скрытое и наивное оппонирование этому постулату, явное безразличие к жителям отдаленных районов, все более приобретающих статус образовательных резерваций. Финансовые трудности поставили школы и вузы в одинаково трудное положение. Стремление заработать на рынке платных образовательных услуг, каким является довузовское образование, заставляет вузы объявлять досрочные экзамены, тем самым ограничивать возможности остальных поступающих.

Решив отменить досрочные экзамены, министр образования предложил сохранить совмещенные экзамены на аттестат зрелости и как вступительные в вузы для школ, гимназий, лицеев, где обучение осуществляется бесплатно с целью привлечения талантливой молодежи. С этим можно согласиться. Но отчасти.

Такая возможность оговаривается заключением договора о сотрудничестве школы с вузом. Обычно это договор ни о чем: вуз оказывает какую-то “методическую помощь”, а муниципальные или региональные органы управления оплачивают неизвестно почему проверку экзаменационных работ.

Реально учитель школы бывает фактически отстранен от совместного экзамена, вуз ставит свою оценку, школа – свою.

Существующий разрыв между школой и вузом вырождается для старшеклассников в уродливую прагматичность образовательной деятельности. Те, кто хочет поступать в вузы, бросаются с головой в суету, связанную с угадыванием “специфических” требований, которые предъявляет один вуз, но не приемлет другой. Математика становится “университетской”, “физтеховской” или c каким-то иным местечковым оттенком. Люди платят деньги, чтобы этот оттенок уловить, а вузы – получают доход. Нужно ли это математике как науке? А главное, повлияет ли сие “мудрствование” на качество контингента принятых студентов? Единые возможности должны обозначать и единые требования.

Те же школьники, кто не стремится в вуз, становятся в какой-то момент неинтересны самой школе. Их самоопределение теряет значимость и смысл.

Где же выход? Он прост. Следует остаться в рамках тех же правил проведения выпускных экзаменов. Те, кто хочет совместить их со вступительными в вузы, должны иметь право сдать единый экзамен. Независимая (межвузовская, общегородская или какая-то иная) комиссия проводит такие экзамены и выставляет единые оценки, принимаемые школой и вузом. Это повысит объективность аттестации. Зная свой истинный уровень подготовки, выпускник школы по уже полученным баллам за экзамены выбирает интересующий их вуз. В случае необходимости вузы могут провести собеседование – желанный диалог со своим будущим студентом – и определить его способности к обучению на конкретной специальности. С этими же результатами экзаменов выпускник школы может обращаться в несколько вузов и выбирать более подходящий для себя.

Основная опасность, которая может нас ожидать, – возможная коррупция в системе аттестации. Но и при действующих правилах она нетерпимо высока. Можно надеяться, прокуратура защитит интересы выпускника школы, а значит, общества и государства. А школа сосредоточится на понимании человека и мировой цивилизации, культурных традиций, определяющих мироощущение и мировосприятие россиян.

Довузовское образование – это, по словам Эдуарда Днепрова, “игра на внебюджетном поле”. Победит ли в ней выпускник школы? Способна ли система образования стать фактором социальной защиты личности?


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru