Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №19/1999

Архив
Страничка Василия Кольченко

В работе с детъми  без идеализма не обойтисъ

Написал две странички о хорошем отношении учителя к ученикам – почему оно нужно и как его добиться, – и уже мне слышится недовольный голос Серьезного читателя: “Что вы все о любви? Какая такая любовь? Где вы ее видели?”

Видел, и много раз. Чувство можно выражать по-разному: скупо и строго, бурно и страстно, сдержанно и деликатно. Главное – его иметь. Главное – чувствовать, что ты служишь своим ученикам, не прислуживаешь, а именно служишь, и вместе со своими замечательными учениками вы служите чему-то высокому – правде, добру, красоте, в чем бы эта красота ни выражалась – в математике, литературе или чистописании.

Десять лет я проработал по совместительству в Киевском дворце пионеров на днепровских склонах, по соседству с Киево-Печерской лаврой. Каждое воскресное утро я шагал по пустынным улицам к своему дворцу, а навстречу мне лился колокольный звон из лавры. В церкви служба, и у меня служба. Встреча с ребятами была моей воскресной школой, хотя мы никогда не говорили о Боге.

Как-то моя ученица сказала: “Я могу опоздать в школу, а на наши занятия почему-то прихожу вовремя. Мама говорит: “Что ты встаешь до рассвета по воскресеньям, поднимаешь на ноги весь дом! Как в школу собираться, так тебя не добудишься”.

Мама удивлялась, и сама девочка удивлялась. Теперь я понимаю, что будило ее ни свет ни заря. Колокола! Даже если лавра молчала, в моем воображении меня встречал праздничный колокольный звон. Дети слышали его отголоски в моих словах, и это побуждало их съезжаться со всех концов города в утреннем полумраке долгожданного выходного.

Я шел не просто во Дворец пионеров, а во Дворец моей педагогической мечты. Идеалист? Конечно. В работе с детьми без идеализма не обойтись. Его не заменить никакими методическими разработками. Стремление к идеалу, вера в идеал – вечный двигатель педагогического успеха.

Но для успешной работы с детьми нужен особого рода практический идеализм. Голова может быть в облаках, а ноги должны прочно стоять на земле. На одной любви учебный процесс не построишь. Говоря математическим языком, это условие необходимое, но недостаточное. Еще надо хорошо знать свой предмет, уметь организовать учебную работу, понимать психологию своих учеников.
Это помогает подружиться с детьми. Они уважают учителя, знающего свое дело, уверенного в себе, заранее расписавшего, когда, что и как должно происходить на уроке. Четкость исполнения, напоминающая компьютерную программу, очень полезна и в то же время немного опасна. Как бы самому учителю не превратиться в робота.

Что же важнее в классе – методика и технология или чувства и отношения? Неправильный вопрос. Что важнее для дома – фундамент, стены или крыша? Все важно, но начинают обычно с фундамента. Так и учитель: у него все начинается с отношения, с чувства, даже когда это чувство трудно выразить словами.

Отношения не всегда заметны, их трудно измерить, зарегистрировать, описать в отчете. От этого они не становятся менее важными. Но именно поэтому о них так скудно и неумело говорится в педагогической литературе.

Мероприятия – это всем понятно. Фронтальный опрос, проверка выживаемости знаний, разные формы контроля все разложили по полочкам. Учитель, как солдат с ружьем: делай – раз, делай – два, на-пле-чо. Только ружье почему-то не стреляет или стреляет в самый неподходящий момент.

Почему? Забыли про фундамент – про отношения, чувства и стремление к идеалу. На шатком фундаменте крепкий дом не построишь. Все разваливается, никакие рецепты не помогают, если отношения в классе напряжены или разрушены.

Об этом я и пишу. Не потому, что любовь к детям важнее методических деталей, а потому, что с деталями все ясно, а вот об отношениях надо еще говорить и говорить. Методика – словно спасательный круг, помогающий выплыть в школьном море. Отношения – это и есть само море: и воздух, которого мы часто не замечаем, и вода, в которой порой тонем.

Я захожу на свое первое занятие, представляюсь и уже через минуту чувствую, как в классе зарождается невидимое поле интереса, любопытства, симпатии, неприязни, скуки, страха, уважения, надежды и восторга. Что победит? Куда приведет нас наше совместное путешествие?

Мое дело быть дружелюбным и предупредительным, предсказуемым в требованиях и непредсказуемым в реакциях, все видеть и слышать, знать и понимать, обо всем заботиться, многое помнить и многое прощать. Это нетрудно, если любишь.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru