Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №18/1999

Архив
Тамара ДУЛАРИДЗЕ член Экуменического жюри

Праздник веселой снисходительности

Прогноз Берлинале-99: будет ветрено, сухо, но возможны осадки в виде хорошего кино

Фестивальный экран как телескоп, направленный в далекие и недоступные другому прибору миры. Миры людей, их страстей и одиночества, героического труда, тайных побед и поражений, прошлого и мечты. Они сталкиваются на празднике в Берлине уже 49-й раз, корреспондируя и споря, удивляя, восхищая, давая надежду. Этот праздник требует от аккредитованных здесь журналистов не только традиционного для работы в кино здоровья и бодрости, но требует прежде всего терпения и терпимости, более того, веселой снисходительности ко всему, что выдает себя за новое, будучи просто еще одним велосипедом, но с квадратными колесами, ко всему, что разительно не похоже на твой мир, твой опыт, твои представления о красоте.
Ведь и всемирно известному режиссеру нужна смелость, чтобы представить на конкурс в Берлине свой новый фильм. Не говоря уже о начинающем или молодом режиссере. Вот эти новые имена и фильмы, объединенные усилием пробиться к норме сквозь глухие стены одиночества, непонимания и заблудившейся любви: конкурсные картины “Ночные образы” немецкого режиссера Андреаса Дресена, “Три сезона” вьетнамки Тони Буи, “Одна настоящая вещь” американца Карла Франклина, “Мифунэ – Догма 3” датчанина Серена Крах-Якобсена.
Турецкая кинематографистка Ешим Устаоглу сумела в печальном, однако без надрыва, городском романсе о любви и дружбе “Путешествие к солнцу” создать поэтичный и запоминающийся образ современного Стамбула – тревожный, нестабильный, опасный мир, где надежны и прочны только дружба и любовь, на которую способны простые сердца. Изобразительная красота фильма, незаметный, как у классика, монтаж, изящное решение темы были отмечены призом “Голубой ангел” за лучший европейский фильм.
“Золотого медведя” – главный приз фестиваля – получил американский фильм Теренса Малика “Тонкая красная линия”. На Берлинском фестивале, который был всегда оплотом европейского кино и, значит, европейских идей, очень редко имеет шансы выиграть американец. Но в этом фильме, по нескольким категориям представленном на “Оскар”, – совершенно неамериканская идея. История бессмысленного уничтожения человеческих существ себе подобными много раз использовалась в кино для выражения протеста против войны и насилия. Но, осуждая войны и насилие, признавая, что индейцы благороднее многих бледнолицых, отдельные из коих и вовсе негодяи, американцы не допускали в своем кинематографе даже намека, что индейцы могли обойтись и без их цивилизации. Никогда еще с такой силой не была выражена мысль о том, что сама цивилизация, построенная на уничтожении земного рая и людей, является самоубийцей.
Французский фильм “Все это начинается сегодня” маститого и гораздого на неожиданности Бертрана Тавернье недаром получил главные призы не всегда совпадающих в выборе Экуменического жюри и ФИПРЕССИ и был специально отмечен Большим жюри. Эта фреска, простая до совершенства, не сразу проступает под камуфлирующим слоем документализма. Картина густо населена людьми не то что не имеющими отрицательных черт, но рассмотренными только с той стороны, с которой их освещает любовь. Будни детского сада, который во Франции называют “материнской школой”, становятся для ее молодого директора школой отцовства. Жизнь маленького французского городка в провинции, известной миру по роману Золя “Жерминаль”, где даже хорошенькие клумбы и свежий снег припорошены угольной пылью, разворачивается у нас на глазах в настоящую эпическую поэму о воспитании и ответственности, о страданиях, терпении и любви.
Самые разные проявления этого таинственного чувства явлены в фильме французского мэтра: любовь к женщине и любовь к детям, к своему делу, к соплеменникам и соседям по планете, к бедной и завораживающей своей красотой природе Северной Франции, к стихам своим и чужим, любовь к своей отчизне, на будущее которой работает любой учитель и воспитатель, строя или – упаси Боже! – разрушая его.
Ничего удивительного, что большинство спасений на этом фестивале, как и вообще в жизни, предстает как спасение любовью. Лишь в удивительной картине Джона Мэддена “Влюбленный Шекспир” и героев с их любовью, и королеву с ее властью, и даже народ, которому, как известно, принадлежит искусство, на этот раз спасает поэзия.
Впрочем, “сотрудничество” любви и творчества, любви и искусства в деле спасения человека оказалось генеральной линией многих фильмов фестиваля. Причем знаменательно, что в сопутствующих программах, где обычно проходят пробу экспериментальные или слишком смелые, а порой и слишком скучные для массового зрителя фильмы, на этот раз было много картин, авторы которых осмелились впрямую говорить о чудесах и добре как основной материи существования человека в мире людей.
Как в английском фильме “Маленький голос” Марка Хэрмана, где юная героиня, живущая в замкнутом мире своих воспоминаний и фантазий, становится чудо-актрисой, способной воспроизводить голоса и репертуар любимых певиц и актрис. И теряет доходный для всех окружающих ее бедных алчных людей чудесный дар, чтобы обрести личность, собственную жизнь и любовь.
Эти фильмы особенно заметны на фоне изысканных стилизаций, которых в этом году в Берлине было больше, чем обычно, – сказывается дух конца века, конца тысячелетия. Глобальные вопросы поставлены, что называется, ребром. От прелестного школьного ужастика “Факультет” (Роберта Родригеса), где “похитители” тел с далекой безводной планеты начинают завоевание нашей Земли, как водится, с обычного американского городка, но юные и бдительные герои, объединив таланты и усилия, побеждают страшных гостей, до вполне серьезно заявляющего философскую проблему фильма “Экзистанз” Дэвида Кроненберга (в оригинальном названии две заглавные Z), где жизнь творится посредством созданного человеком этого самого экЗистанЗа, из чего, разумеется, ничего путного не следует.
Фильм Уилларда Кэролла “Играя сердцем” так и представлен как “фильм о любви в конце нашего тысячелетия”. Чтобы упаковать скучную “мыльную оперу” в один фильм, понадобились могучие артистические силы от Эллен Берстин и Шона Коннери до Настасьи Кински.
В общем, как обычно, безделушек больше, чем шедевров. Даже староамериканская комедия знаменитого Роберта Олтмана “Судьба Куки”, сделанная в духе “Табачной дороги” Джона Форда с блестящей, как всегда, английской актрисой Гленн Клоуз, не тянет на шедевр.
Стивен Фрирз представил в этот раз антивестерн “Страна Верхнего Плато”. Новый фильм разочаровал многих поклонников английского режиссера, хотя разницу в художественном качестве, на мой взгляд, определяет убожество романа, избранного для экранизации. Да и вестерн, даже антивестерн, требует от режиссера не тонкости, которая отличает талант Фрирза, а скорее простодушия, которого насмешливому европейцу тут явно не хватило.
Зато короткометражки были так хороши, что пришлось делить “Золотого медведя” между нашим Сергеем Овчаровым, который с присущей ему художественной изобретательностью имитировал мультипликацию с помощью актеров в фильме “Фараон”, и польским мультипликатором, у которого в фильме, наоборот, сквозь безликую маску (он так и называется “Маски”) в результате усилий и страданий начинает проявляться живое лицо.
...Фестивальный народ расходится, разъезжается, разлетается, разнося по миру свои впечатления, наблюдения и выводы. Бывает, ошибутся в диагнозе, предскажут долгую жизнь бабочке-однодневке или пройдут мимо слона. Ну что ж, Берлинский 49-й предупреждает: будет ветрено и сухо, однако могут выпасть осадки в виде хорошего кино.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru