Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №16/1999

Архив

Давайте посмотрим, как все у нас могло быть. Как все это, очень возможно, будет.
А главное – что уже есть

Конечно, самое важное, ради чего мы приходим на выставку, – экспозиция. Стенды “Школа-99”были разными: выигрышными и не очень, содержательными и не слишком. Были броские стенды, собиравшие толпу, но не имевшие прямого отношения к школе, и были такие, где очень скромное оформление никак не соответствовало содержанию. Да, мы умеем работать без зарплаты и не умеем показывать себя. И все-таки...

 

Нетленные таблицы Менделеева

Эти таблицы нельзя порвать, они не горят и не мокнут.

Одни из них на ощупь напоминают толстую кухонную клеенку, другие – пластик.

“Эволюция органического мира”, “Международная система единиц”, “Растворимость солей, кислот и оснований в воде”, “Физические величины” – сделанные из поливинилхлорида и пластифицированной бумаги, эти таблицы практически вечны. Таблицу Менделеева можно будет демонстрировать, похоже, до следующего тысячелетия, а свежеоткрытые новые элементы вписывать в пустые клеточки фломастером.

Старые географические карты в школах протерты до дыр. На этом гибком пластике или виниле дырки не протираются. Жаль только, что карт по истории и географии на стенде ЗАО “Интерсигнал СП” (комплексный проект средств обучения) не было. Но скорее всего отпечатать их не проблема. Были бы заказы!

Самое интересное тут, конечно, цена. А стоит такая таблица, почти как линолеум для евроремонта – 29 условных единиц (доллар США по курсу Центрального банка) за квадратный метр.

 

Лисий хвост на хозрасчете

Рыжий лисий хвост, невероятно богатый. Свешивается со стола, заставленного поделками. Здесь благородный металл чередуется с каменьями в оправе. Расшитые бисером бархатные тулупы – с окованными медью кинжалами. Все – дело рук учащихся Якутского политехнического института. Не стенд, а сказка о царе Салтане. Спрашиваю у заместителя директора института Валентины Поповой:
– Богато, кажется, живете?
– Богато? На хозрасчете. Мы же бывшее ПТУ. Это сейчас принято произносить престижное слово “колледж”. А раньше – просто коллектив учеников, которых помимо истории и географии следовало научить ремеслу. Вот на результаты своего обучения во многом и живем. Видите, наши ребята шьют, делают ювелирные украшения. Причем все это – технология народного промысла. Это штучные вещи, не ширпотреб. Не штамповка. Мы же земля не бедная. У нас и пушнина, и металлы. А вот наши мальчики делают мебель. Она дешевая и качественная. И того, и другого, и третьего нам в области не хватает.

– А зарплаты хватает?
– Ну, это вопрос риторический. Но платят. И стипендии выплачивают учащимся. А вот все остальное – собственными руками, за собственный счет. Выживаем пока.

 

Доски и парты – взаимозачетами?

Верстак ученический столярный, регулируемый по высоте.

Мольберты и вытяжные шкафы для кабинетов химии, лабораторное оборудование для работ по физике.

Аудиторные доски – непривычно белые и цвета свежей травы. Настенные и напольные, на колесиках. Сделаны они из эмалированной стали – это удобно: любой лист бумаги, таблицу, плакат можно прижать к доске магнитиком или двумя, которые входят в комплект. Стоят такие доски от 700 до 1400 – рублей, конечно, не долларов, пугается моего вопроса представитель стенда фирм “Светоч” и “Квинт”.

Директор московской школы достает блокнот:

– Где можно заказать комплект?
– Ох, один комплект – это проблема. Мы ведь приехали из Самары...

У другого стенда с партами, письменными столами и книжными стеллажами “Пинскдрев” тот же разговор:

– Стол стоит около 35 условных единиц. Но это если партия не меньше 400 комплектов!

Компания “Антре” привезла шведскую стенку (400–500 рублей) и гимнастического коня (1850 рублей), игровые щиты и станки для труда, брусья и канаты, ученические столы (320 рублей) и стулья (185 рублей) и готова производить любой другой нужный школе товар – под заказ.

Виртуальные кочевники

Стенд Министерства образования Республики Саха привлекал посетителей выставки прежде всего своим богатством: золотыми украшениями, мехами и национальными костюмами.

– Этот год объявлен в нашей республике годом детства, а прошлый был годом образования, – рассказала Наталья Ситникова, главный специалист отдела обеспечения непрерывности образования Министерства образования республики. – Наша главная цель сейчас – возрождение сельских школ. В селах открыты уже 22 инновационные президентские школы. Они объединены в единую сеть при помощи компьютеров и Интернета. Хочется рассказать об одной школе, находящейся на самом берегу моря Лаптевых. Только в этом году для нее построено пять новых зданий и оранжерея.

Мы рады, что смогли представить на выставке нашу систему дистанционного обучения детей и переподготовки педагогических кадров. Многие еще только строят планы, а мы имеем уже отработанные технологии.

 

«Такой учебник я бы издал!»

Лидия Васильевна Сборомировская, методист, Саратовская область:

– Вы удивитесь, но все, что происходит положительного у нас в области в нынешней школьной жизни, – из государственного кармана. Все программы, обещанные региональной властью, выполняются и финансируются. И у нас принят областной закон об образовании. В области строятся новые школы. Каждая пятая школа в России построена в Саратовской губернии. За три года у нас – 63 новых учебных заведения.

– Эти здания, что на фотографиях, – словно из старой мечты о коммунистическом будущем: из стекла и бетона.
– Да, это новые школы. Только что построенные.
– По-моему, мало кто из ваших региональных коллег может похвастаться подобным. А какой результат посещения выставки?
– Если бы мы знали, что наш стенд вызовет такой интерес, то привезли бы с собой побольше методических пособий. Подходят очень много людей, интересуются, просят материалы, записывают координаты. Для нас все очень важно. Это живая школьная жизнь.

У стенда остановилась учительница:
– А сколько стоит вот эта рабочая тетрадь по природоведению? Я вообще-то географию преподаю, но возьму...
– К сожалению, – услышала она в ответ, – у нас единственный демонстрационный экземпляр. Мы не думали продавать.

Рабочую тетрадь по искусству “В мире звуков, слов и красок” Людмилы Назаровой, представленную на стенде, некий издатель вообще назвал уникальной: “Такого еще не видел. Это я бы взял печатать!”

А какова рабочая тетрадь по мифологии автора Девятайкина!

Представители саратовского стенда рассказали об уникальном опыте заслуженного учителя РФ, соросовского учителя А. Пименова: оказывается, он составил учебник “Биология в вопросах и ответах” с горя: старшеклассники физико-технического лицея №1, где он преподает, игнорировали биологию. Чтобы хоть как-то заинтересовать юных ньютонов чем-то кроме физики и информатики, пришлось писать компьютерный курс по биологии. Результат? Мало того что лицей не один раз вышел победителем зональных и всероссийских олимпиад по биологии. Теперь там открыты профильные биологические классы медицинского института.

 

Серебряные уроки из Бурятии

Из далекой Бурятии приехали в центр России, в Москву на выставку, эти милые учительницы. Развесили на стенде меховые шубы, национальную вышивку и украшения, сделанные детскими руками. Говорят: “Принимаем заказы”. И тут же всем, кто заинтересуется, рассказывают о своих школах.

Елена Сергеевна Цыдыпова, учитель русского языка, литературы, риторики, заместитель директора по воспитательной работе лингвистической гимназии № 3, г. Улан-Удэ:

– С первого класса маленькие бурятские школьники изучают бурятский язык, а в 7–8-м – латинский. Старшеклассники могут кроме всего этого выбрать второй иностранный – французский, испанский или немецкий. А факультативно можно изучать японский, китайский или старомонгольский языки.

Старшеклассники с помощью учителей создали информационный центр для общеобразовательных учебных заведений Улан-Удэ. В благодарность им предоставили бесплатный выход в Интернет, и теперь гимназисты активно участвуют в нескольких телекоммуникационных Интернет-проектах вместе с зарубежными сверстниками, например, в творческом проекте о правах ребенка, “Дети о детях”, “Сравнение систем образования”, “Ромео и Джульетта”.

Для улан-удинской Лингвистической гимназии участие в выставке “Школа-99” – очень важный момент. Ведь здесь можно рассказать о себе, показать работы учителей и учеников, предложить научно-методическую продукцию гимназии. Все это привезено с собой и разложено на стендах выставки.

***

В разговор вступает коллега Елены Сергеевны – научный руководитель Курумканского бурятского национального лицея-интерната Дашима Дорижаповна:

– Вы когда-нибудь бывали на севере Бурятии? Там у нас сейчас самые сильные в стране морозы. Наш районный центр называется Курумкан, больше 400 километров от столицы республики...

В первый же год после создания нашего лицея мы участвовали в соросовском конкурсе “Культурные инициативы” и стали единственной сельской школой из получивших грант первой степени. Первый выпуск у нас был в этом году: из 20 человек 18 поступили в вузы!

В наш лицей одаренные дети приезжают из двух районов Бурятии. Они здесь учатся и живут в интернате. В старших классах мы ввели 30-минутные спаренные уроки. За счет экономии времени стало возможным ввести факультативы и углубленное изучение ряда предметов для желающих.

Во второй половине дня у нас все – и дети, и взрослые – занимаются рукоделием. Наши ребята имеют дипломы множества ярмарок. Нам даже французы заказывали спальные мешки из овечьей шерсти. Начальные классы занимаются вышивкой и макраме. Пятиклассники делают цепочки из серебра и мельхиора. Ребята постарше ткут ковры в национальном стиле (им очень нравится), шьют национальные одежды и изделия из меха. Серебряные ювелирные изделия мы привезли и на “Школу-99” и уже получили много заказов.

Не меньше гордимся и своей интеллектуальной продукцией. На выставку привезли программы, методические разработки. И уже получили хорошие отзывы.

***

Расскажем и еще об одном бурятском лицее. Возможно, кто-то захочет написать письмо или подружиться с учителями и школьниками из Кижингинского лицея-интерната. Его представляет заместитель директора Ханда Дамбиевна Гунзынова:

– Наш лицей-интернат создан в 1991 году. Мы набираем учеников с 7 класса, и у нас очень высокий конкурс.

Старшеклассники еще при поступлении в лицей выбирают, какую профессию хотели бы получить. И для каждого составляется индивидуальный план дальнейшего учения. Распорядок таков: в первой половине дня уроки, во второй – вариативные занятия, углубленное изучение предметов.

У нас есть победители и участники 2-го и 3-го туров Международной Соросовской олимпиады, а на республиканских мы всегда по всем предметам занимаем призовые места.

 

Гарнитур под столом

То, что представляет стенд московской производственной фирмы “Аконит-М”, называется забавно: мягкое, объемное, модульное. На самом деле это мебель. Очень яркая, словно сложенная из огромного конструктора “Лего” детьми-великанами. Менеджер по рекламе, Нелли Пестова рассказывает:

– Самое главное для нас, чтобы дети играли. У взрослых жизнь – игра. У детей игра – жизнь. Впрочем, к игре должен быть профессиональный подход, поэтому нашу продукцию придумывают и разрабатывают психологи. Взяв за основу европейские технологии, мы приспосабливаем их к собственной реальности. Ведь это ошибочное представление: все дети одинаковые. Наши – это наши. Американцы – это американцы. В одном иностранцы нас превзошли: они поняли, что самое главное удовольствие для малышей – ползать и играть на полу. Наша мебель – для тех, кто любит ползать.

– Иными словами, вы создаете отечественную эстетику на заморской базе?

– Что-то в этом роде. Но, кроме желания радовать глаз, мы преследуем еще одну цель. Наша мебель – для больных детей. Для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Детские реабилитационные учреждения по всей России используют нашу мебель для работы с детьми-инвалидами. С теми, кто не умеет ходить.

– Вы, наверное, работаете вне конкуренции?

– Нет, конкурентов много. Но мы делаем упор на качество и на дешевизну. В этом наш козырь.

 

Искусственное дыхание?
Естественно!

...Пугая взрослых и притягивая детей, на столе, закинув голову, в расстегнутом спортивном костюме без сознания лежит кукла Гоша. Он ростом с ребенка, с симпатичной мордочкой героя мультсериала. Если вы подойдете, вам предложат вернуть Гошу к жизни: он, например, утонул и не дышит. Еще у него нет пульса.

Гоша не просто симпатичная кукла, которую жалко. У него компьютер внутри, и сам он подсоединен к компьютеру. Это – тренажер для отработки навыков спасателей.

Вам покажут, как прекардиальным ударом запустить работу сердца, как держать руки, как вдувать воздух. А компьютер определит силу вашего удара и объем воздуха. Если они достаточны, у Гоши засветятся глаза, забьется сердце, а на экране компьютера появится его улыбающееся лицо: “Спасибо! Я снова живу...” Если удар слишком сильный, компьютер отреагирует звуковым сигналом: “Стоп! Перелом ребер! Так можно убить!”

Можно морщиться сколько угодно, но лучше все-таки подумать о том, что почти никто из нас с вами не умеет делать искусственное дыхание. И дети наши – тоже.

Гошин “папа”, Валерий Бубнов, – в прошлом врач “скорой помощи” – написал учебник “Основы медицинских знаний” для уроков ОБЖ. Это пособие-самоучитель – как оказать неотложную помощь пострадавшему в различных ситуациях.

Книга вошла в федеральный комплект учебников, а манекен Гоша получил 4 золотые медали Всероссийского выставочного центра. Изготовлен он на московском заводе “Альфапластик” и стоит в несколько раз дешевле импортного аналога, но все равно (вместе с компьютером, программой и учебником) это около 1000 долларов.

И тем не менее Валерий Бубнов говорит, что спрос на Гошу огромный – его телефон разрывается.

– Вот, Валерий Георгиевич, привела к вам своих ребят. Все хотят тренироваться.

У стенда останавливается серьезная школьная делегация.

 

Звезда экрана, биссектриса

На одном из стендов выставки мы увидели новые видеокассеты и тестовые задания для выпускников младшей школы.

Если вы работаете в “началке”, то наверняка накупили бы на выставке видеокассет. Их предлагали посетителям сразу у нескольких стендов. Впрочем, вероятно, их можно заказать и после того, как выставка закроется.

Видеостудия “Кварт”, например, предлагает видеокассеты, которые могут быть использованы как иллюстративный материал к урокам чтения, истории и природоведения. А видеоматериалы фирмы “Школа будущего” пригодятся учителям, когда они спланируют включить школьный видеомагнитофон на занятиях математикой или развитием речи.

Полезные книги для учителей начальной школы предлагало на стендах издательство “Педагогическое общество России”. Это учебные пособия программы культурно-экологического воспитания детей “Семицветик” и материалы, подготовленные специально для учителей выпускных классов начальной школы, – “Итоговое тестирование. 3 (4) класс”. На улице уже весна, не за горами последние дни учебного года, проверочные и контрольные работы. Почему бы не запастись уже сегодня этими полезными для учителей начальной школы книгами?

 

Разноцветная физкультура

Учителя физкультуры! Один из стендов “Школы-99” специально для вас.

Здесь хозяева – фирма спортивного оборудования “Фрахт”.

В прежние времена как было? На уроках физкультуры у школьников одна форма: черные трусы, белые майки. Теперь другое дело. Все стараются заниматься спортом в яркой одежде: красивая и настроение поднимает. На стенде фирмы представлено 15 наименований такой одежды.

Не так-то часто учителя физкультуры могут найти что-то специально детское в спортивных магазинах. А тут изготовители спортивного оборудования показали именно школьную коллекцию. Те, кто не смог побывать на выставке, пусть все же обратят внимание на названия новых спортивных фирм и компаний, ведь они работают на школьников.

 

Единица – это отлично!

Стенд Рязанского центра вальдорфских педагогов не самый пестрый. Но чувствуется в нем некая добротность. И домовитость. Не центр, а вроде дом, где невпопад раскиданы игрушки, где по стенам развешаны детские картинки. Краски приглушены и не режут глаз. Все тихо. Как будто оставлено на ночь. Стенд представляет Татьяна Монина, один из педагогов центра.

– Вы знаете, у нас ощущение, что слишком много здесь коммерческого – школы, центры, колледжи, роскошная аппаратура. Нечто броское. И очень современное. А мы остаемся в стороне: вроде Рязань – она и есть Рязань.

– А что вы представляете на выставке?

– Рязанский центр вальдорфских педагогов. Мне кажется, что получить образование в конце ХХ века не так уж и сложно. Гораздо сложнее, особенно когда мы говорим о малышах, сориентировать ребенка в социуме. В пространстве, в котором ему предстоит жить. Мы учим их, используя основы штайнеровской философии, но так, чтобы при этом они понимали, что живут на русской земле. И на этой земле должны чувствовать себя не господами, а хозяевами.

– Это вальдорфская школа по-рязански?

– Да, именно так. Ведь достаточно войти в любой автобус, чтобы понять, как мы живем. Мы совсем позабыли, что такое этика.

– Как вы все это объясняете своим семилетним подопечным?

– Очень просто. Я учу их арифметике. Помните, как мы изучали в свое время цифры: единица – самое маленькое число. Это математика из тоталитарного мира – я учу детей тому, что единица самое большое число. Личность. Индивид. Вы знаете, как это важно для деревенских детей – понимать, что каждый из них личность! Так мы и изучаем науки через систему образов.

 

А что делать, если в дневнике одни пятерки?

Во второй половине дня возле сцены появились ребята с красивыми пластиковыми карточками в руках. На них легко можно было прочитать выделяющееся слово “Парта”. И вот на сцену вышел ведущий Петр Кулешов (тот самый, который ведет популярную телевизионную программу “Своя игра”), и презентация Клуба отличников при Центре международных контактов “Парта” началась.

“Парта” предоставляет возможность россиянам получить хорошее образование за рубежом. Причем образование включает все ступени академической карьеры: от учебы в школах до защиты докторской диссертации.

Клуб отличников возник при центре полгода назад. Идея его создания была проста: каждый ученик, окончивший четверть или полугодие на “отлично”, может стать членом клуба. Основание для приема в клуб – школьный дневник. Члену Клуба отличников выдаются специальное удостоверение и пластиковая карточка с индивидуальным номером. Это дает право на скидку при покупке товаров в магазинах “Техносила”, “Спортмастер”, “Кеттлер-спорт”, “Радио пэйдж”, при приобретении туристических путевок в компании “Инна-тур”, а также на бесплатную регистрацию при подключении к Интернету в компании “2СОМ”. “Фирмам это интересно как возможность привлечь новую аудиторию, а дети получают хороший стимул для успешной учебы. Дневник для них становится важным документом, который дает привилегии не только в классе, но и во всей Москве”.

Во время презентации для членов Клуба отличников была разыграна лотерея по индивидуальным номерам пластиковых карточек. Владельцы карточек с выигравшими номерами получили суперпризы. Один из них – двухнедельная образовательная поездка в Англию. Особенно обрадовался папа, дочка которого выиграла эту поездку.

А для зрителей всего этого действа Петр Кулешов провел “Свою игру”. Самые эрудированные и сообразительные посетители выставки унесли домой приз – изданную по мотивам телепрограммы книгу с таким же названием – “Своя игра”. Надо сказать, что среди победителей оказалось немало членов Клуба отличников.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru