Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №15/1999

Архив
Елена ШАРОВА

Ширма, за которой исчезают страхи

Несколько лет назад Ирина Яковлевна Медведева и Татьяна Львовна Шишова создали оригинальный метод лечения детей от неврозов и открыли кукольный театр. К ним приводят патологически застенчивых, чрезмерно агрессивных, негативистов, кривляк, заикающихся, молчунов, а иногда и совершенно нормальных детей, которые кажутся родителям “какими-то не такими”. Дети заходят за ширму, берут в руку игрушку – и им кажется, что они просто играют. В волка, зайца, собачку, красавицу, петрушку. Ведущий задает им вопросы, они отвечают. Потом разыгрывают сценки на заданную тему. Интересно! Увлекательно! Разве это лечение?

Женю на консультацию к Медведевой и Шишовой направили из районного центра социально-психологической коррекции.

– Женя, ты знаешь свой адрес?
– Знаю, но пусть это будет моим секретом.
– Скажи, ты же не в плену! – вмешивается мама.
– Ладно. А какие книжки любишь?
– Никакие. Мультфильмы люблю.
– Какие же?
– Не скажу.
– Попробую угадать. “Кот Леопольд”?
– Да!
– Видишь игрушки? Выбери себе кого-нибудь!

Мальчик начинает перебирать игрушки.

– Волк... Нет, у него голова тяжелая... Заяц! Нет, нос покарябан. Мальчика возьму.

Женя – негативист, он никогда и ни на что не соглашается. Взрослых не слушается – всегда стремится управлять. И даже на подготовительных занятиях к школе он старается повернуть ситуацию таким образом, чтобы поделиться своими знаниями с шестидесятилетней учительницей, а не слушать ее рассказы. Осенью Женя пойдет в школу, так что его проблемы могут обостриться.

Распознать, что кроется за невероятным упрямством, не так-то просто. Как и понять причины агрессивности или застенчивости. Например, агрессивность может возникать в ответ на перевозбуждение, обиду, страхи, а застенчивость бывает как настоящей, так и маскировочной – прикрывающей неутоленную жажду лидерства и боязнь поражений. Тогда на все предложения ребенок будет отвечать “не хочу” или “скучно”. Однако стоит ему спрятаться за ширму и взять в руки куклу, он становится самим собой. И это неудивительно: ведь он выступает от имени персонажа, а не от своего лица, значит, можно ничего не бояться. И не думать, как ты выглядишь в глазах окружающих и что они тебе потом скажут. Застенчивым ширма и куклы дают психологическую защиту. Заикающиеся начинают говорить гораздо свободнее. Агрессивные могут показать унижающую их ситуацию, о которой взрослые никогда бы не догадались, а дети, категорически отрицающие наличие каких-либо страхов, перевоплотившись за ширмой в коварного волка, запросто рассказывают о своих ночных кошмарах.

Ирина Яковлевна и Татьяна Львовна применяют куклотерапию прежде всего для уточнения нервно-психического состояния ребенка. Наблюдая, что показывает маленький артист, какие сценки придумывает и как продолжает предложенные сюжеты, психологи стараются найти причину его трудностей – установить, как они выражаются, патологическую доминанту. Установить, но ни в коем случае не искоренять: борьбу с органически присущим ребенку качеством Ирина Медведева и Татьяна Шишова считают делом бесполезным и даже опасным. Как же быть, что с этой самой доминантой делать? Психологи строят игровые занятия таким образом, чтобы возвысить неприятную поведенческую особенность, превратив ее в другое качество. Застенчивость сделать скромностью. Агрессивному предложить стать защитником слабых. Словом, возвысить недостаток до достоинства. Метод так и называется – драматическая психоэлевация, то есть возвышение души с помощью театра.

 

Откуда берется плохое настроение?

Вот они пришли на занятие – дети и их родители. Уселись кружком вокруг низкого столика. На нем изготовленные дома маски и игрушечные собаки, сделанные из перчаток. За спиной у каждого ребенка – мама. Ирина Яковлевна и Татьяна Львовна присутствие родителей на занятии считают необходимым. Во-первых, мамы и папы могут быть уверены, что ничего плохого с их чадами не происходит. Во-вторых, на занятиях родители наблюдают спокойную, доброжелательную манеру общения со своими невыносимыми детьми, то есть учатся строить отношения по-новому (неврозы чаще всего возникают именно в семье), в-третьих, мамы сами участвуют в сценках: ведь на первых порах проблемному ребенку очень нужна психологическая поддержка.

А главное, участие родителей в этюдах может многое рассказать об обстановке в семье. Вот мама долго и настойчиво побуждает дочку показывать сценку про плохое настроение. Дочке сюжет не нравится: по маминому сценарию плохое настроение связано с плохим поведением девочки. Она явно стесняется показывать сценку, зато мама, наслаждаясь доставшейся ей ролью жертвы, затягивает и затягивает театральное действо. Ситуация взята на заметку, и в одно из ближайших занятий эта пара получит задание разыграть сценку на тему “Мама болеет”. Мама пришла с работы усталая, у нее болит голова, она легла спать. Как будут дальше развиваться события? Что будет делать девочка? А остальные домашние? Это этюд диагностического плана – он покажет, сострадает ли девочка матери. Та жалуется на беспричинные вспышки гнева дочки, которые нередко происходят на людях. Однако смущение девочки в сценке про плохое настроение заставляет усомниться в маминой правоте.

Подобные сценки разыгрываются без всяких подсказок, дается только тема, а дальше ребенок фантазирует и показывает, что ему хочется. И чтобы увидеть внутрисемейную атмосферу, никакие вопросы и тесты уже не нужны.

 

Вверх и вниз по лестницам достоинств и недостатков

Все, кто приходит на куклотерапию, своими детьми недовольны. Значит, взрослым надо научиться строить взаимоотношения таким образом, чтобы эти трудности преодолеть. В этом и заключается работа с родителями. Проводятся беседы, индивидуальные и общие, даются советы и задания. Например, после самого первого занятия родители рисуют “лестницу недостатков”. На верхней ступени – самое острое страдание, доставляемое родителям ребенком. Затем идет недостаток номер два – и так по нисходящей. У людей, психологически подавляющих собственных детей или вообще не желающих их замечать, получается много ступеней. Обозрев недостатки, они рисуют лестницу достоинств. У любящих лестница достоинств длиннее лестницы недостатков в 3–4 раза. Некоторые родители задумываются о себе и своих детях уже после этих двух заданий. Действительно, может ли маленький ребенок быть таким плохим? Нет ли тут моей вины? Если ситуация такого поворота не приобретает, психологи сами показывают родителям положительные стороны их ребенка. Обсуждают его проблемы. Говорят, на что обратить внимание при общении. Дают конкретные советы, как изменить линию поведения, чтобы молчальники заговорили, а расторможенные немного успокоились. Но если переориентировать родителей не удается, надеяться на серьезные изменения в поведении детей не приходится.

 

Когда ты станешь сильным, не уходи от слабого

В методике психоэлевации большое значение отводится самооценке детей. Коллективные занятия кукольным театром помогают обрести веру в собственные силы.

Допустим, ребенок удалился за ширму и показал свой этюд. Естественная реакция психотерапевта – его похвалить. Но согласитесь: одно дело, когда артистическими способностями ребенка восхищается только тот, кто ведет занятие-игру, и совсем другое, когда тебе аплодируют зрители. Конечно, задает тон и режиссирует ход занятия ведущий взрослый, но остальные охотно поддерживают выступающего. Особенно важна коллективная похвала для детей, привыкших, что у них «все не так». Даже зайдя за ширму, многие из них не могут начать показывать сценку, так что Татьяне Львовне приходится повторять: ”Мы терпеливые зрители, мы спокойно ждем, когда начнется представление”. А оно все не начинается. Но когда застенчивый ребенок видит, как свои сценки показывают другие дети, то и самому становится не так страшно, особенно если снова и снова хочется пережить упоительный успех, услышав дружные аплодисменты.

Ирина Яковлевна и Татьяна Львовна стараются настроить детей на сострадание, сопереживание, взаимопомощь. Без этого никакого возвышения души не произойдет. Больше того, ребенок, привыкший к постоянной похвале, может и от неврозов не излечиться: в погоне за восхищением окружающих, оставаясь сосредоточенным на собственной персоне, он может набить немало шишек, когда будет демонстрировать, насколько он хорош. Иное дело, если уверенность в своих силах сочетается с желанием помочь другим. Сюжеты, считают психологи, должны учитывать потаенные мечты ребенка. Например, Ване, страдавшему застенчивостью, был предложен следующий сюжет.

Ваня впервые пришел в детский сад. В новом коллективе ему было не по себе. Он собирался заплакать, но вдруг увидел мальчика, который уже плакал. Оказалось, что он тоже впервые пришел в детский сад и очень стесняется. Ваня подошел к мальчику и сказал: ”Пошли вместе знакомиться с ребятами!” Они взялись за руки, и... Продолжение сюжета предлагалось сочинить самому Ване.

Терапевтический курс предусматривает восемь занятий с лечебными этюдами, а через полгода – коллективный спектакль. Уже через восемь недель поведение детей сильно изменяется. Агрессивность, заикание и тики могут пройти как бы сами собой, если, конечно, и взрослые изменят стиль поведения. Кукольная драматизация – мощный инструмент, и пользоваться им механически просто опасно.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru