Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №13/1999

Архив

Возвращение палочек Коха

Пока риск заболевания превышает риск осложнений, говорить от отмене прививок нельзя, считают врачи

Лишь в 1952 году вакцинация против туберкулеза стала обязательной для всех новорожденных. Однако в последнее время многие родители стали отказываться от прививок.

О проблемах профилактики, диагностики и лечения туберкулеза у детей говорит главный фтизиопедиатр Минздрава России Валентина Александровна Аксенова.

– Какова, на ваш взгляд, ситуация с детским туберкулезом в нашей стране?

– Критическая. Несмотря на применение всех диагностических и профилактических методов, за последние 9 лет количество больных туберкулезом увеличилось в два раза.

– Статистика утверждает...

– …что в России сейчас в среднем на 100 тысяч детей 15 больны туберкулезом. Но, несмотря на общий рост заболеваемости, количество тяжелых форм болезни, менингитов и тем более смертей остается на прежнем уровне. И все благодаря вакцинации БЦЖ. Вакцина эта эффективная, хорошо действует.

– Почему же тогда многие родители выступают против прививок?

– Дело в том, что обязательная вакцинация проводилась слишком часто, каждые 5 лет, и отличить поствакцинальную аллергию от инфекции было очень трудно. Фтизиопедиатры провели в Московской области эксперимент. В течение 10 лет наблюдали разные режимы вакцинации. Объективно доказали: так часто вакцинировать не стоит. Вполне достаточно трех раз: первую БЦЖ необходимо делать при рождении, вторую – когда ребенок идет в школу, и последний раз – в 14-летнем возрасте, когда ребенок становится подростком и входит в возрастную группу риска из-за гормональной перестройки организма. Вот этот календарь прививок и существует сейчас. В перспективе, если будет благополучная эпидемиологическая ситуация, можно уменьшить количество прививок, например, не вакцинировать семилетних детей.

Но мы вдруг столкнулись с новой проблемой. Появилось мнение неспециалистов, что вакцина плохая, что дети все равно болеют, а БЦЖ дает осложнения...

– Осложнения действительно есть?

– Конечно. Любая вакцинация дает определенный процент осложнений. Но их количество после БЦЖ – 500 случаев в год по России – незначительно по сравнению с риском заболевания туберкулезом. А когда риск заболевания превышает риск осложнений, проблему отмены вакцинации перед обществом ставить нельзя. Согласно рекомендациям ВОЗ, в стране, где эпидемиологическая ситуация по туберкулезу неблагоприятна, а в России дело обстоит именно так, вакцинация всех новорожденных обязательна.

– Какие негативные последствия может вызвать вакцинация?

– Живая, хоть и ослабленная туберкулезная палочка вводится в организм. Надо четко соблюдать все правила асептики, антисептики, вводить вакцину строго внутрикожно, строго стерильно, обязательно в отдельной комнате, тогда и осложнений не будет.

Недобросовестная работа медперсонала иногда может вызвать осложнения после прививки. Недавно я выступала экспертом на судебном процессе против Центра охраны материнства и детства, у маленьких пациентов которого после БЦЖ возникли осложнения.

– Как это случилось?

– Была нарушена техника вакцинации. Факт остается фактом: за полгода в этой клинике произошло 14 случаев осложнений.

– Насколько совершенна существующая система диагностики туберкулеза?

– Основной метод выявления туберкулеза у детей – тест туберкулинодиагностики, или Манту. Его преимущество в том, что он способен выявить не только болезнь на самой ранней ее стадии, но и туберкулезную инфицированность. По рекомендации ВОЗ туберкулинодиагностика применяется как массовое мероприятие при риске инфицирования свыше одного процента детей.

– Есть ли альтернатива Манту?

– Это единственный метод во всем мире, который применяется для диагностики начального периода инфекции, то есть в детском возрасте, когда ребенок впервые встречается с туберкулезной палочкой. У взрослых этот тест не сработает, так как большинство из них – в России порядка 80 процентов – инфицированы туберкулезом, и к 16 годам имеют положительную реакцию Манту. Для них существуют иные методы: бактериологические, флюорографические.

– Но почему-то заговорили о вреде флюорографии…

– Флюорография – один из основных методов выявления туберкулеза. Отработанная, отлаженная система, которая дает стопроцентную диагностику. Я не вижу смысла отказываться от того, что есть, не имея другого.

И так вместо 70 процентов, что были ранее, обследуются теперь только 50.

– С чем это связано?

– Система получила сбой из-за того, что флюоротехника устарела, новая не закупается, заводы, которые ее производили, стоят. Плюс вредные слухи о том, как это опасно. Люди стали отказываться от обследования.

– Как же врачи борются с такими предубеждениями?

– Два года назад были изданы методические указания Минздрава, определившие категории населения, подлежащие обязательному обследованию. Работники детских учреждений, пищевых заведений, медики теперь без флюорографии на работу не устроятся.

– А новые методы диагностики туберкулеза существуют?

– Конечно. Появились компьютерные флюорографы, которые позволяют обходиться даже без рентгеновской пленки, используя специальный монитор. Но пока это редкость, необходимо пользоваться проверенными методами.

Сейчас готовится ученый совет Минздрава, где будут решать, какие методы тубдиагностики оправдали себя. Не секрет, что у детей – это тест Манту, а у взрослых – флюорография.

И есть только одна схема. Ребенок родился. Его необходимо вакцинировать. Сделать БЦЖ в роддоме. Затем первое, на чем надо настоять, чтобы все, кто общается с ребенком, прошли флюорографию. Следить за малышом до тех пор, пока у него не разовьется иммунитет. Ежегодно проводить тест Манту, чтобы выявить, когда впервые в его организм попала палочка. Сразу помочь ребенку бороться с ней.

Если Манту положительная, мы даем направление к фтизиатру. Когда болезни еще нет, а только инфекция в организме, проводится профилактическое лечение. Два-три месяца – и ребенок «чистый». Помните, никто не застрахован от несчастья. Вот ваш ребенок играет в песочнице, а там только что сидел бомж и плевался – беда может случиться даже в самой благополучной семье.

– Выходит, защитить ребенка от попадания палочки в организм практически невозможно?

– От инфицирования – нет. Бактерии носятся в воздухе. Даже вакцинация не защищает организм от бацилл. Она лишь не позволяет инфекции превратиться в болезнь.

– Что же делать родителям тубинфицированных детей?

– До обидного много стало случаев, когда у ребенка обнаруживают положительную пробу Манту, направляют его к фтизиатру, но у врача он так и не появляется. Родители ведут его к каким-нибудь знахарям. Те пошепчут, полечат травками, скажут: «Забудьте, все прошло». Но ничего не проходит, и когда ребенок все-таки попадает к нам, у него уже настоящий туберкулез, который трудно лечить.

Родители, запомните: при положительной реакции Манту надо сразу же идти к фтизиопедиатру. Он будет наблюдать вашего ребенка, назначит лечение, направит в санаторий.

– Многие родители боятся вести ребенка в тубдиспансер...

– Я всегда говорю: не бойтесь больного туберкулезом, про которого известно, что он больной. Если он принимает лекарства, он уже не заразен. Бойтесь того, кто не знает о своей болезни. А такого не встретишь в диспансере.

– Существуют ли сейчас лесные школы?

– И лесные школы остались, и санаторные ясли и сады. Вообще санаторно-оздоровительная система для детей у нас отлажена четко.
Цель одна – помочь ребенку справиться с туберкулезом. И главное – не изоляция ребенка от общества, а усиленное питание, санаторный режим. Бедность здесь плохой помощник. Больные туберкулезом должны получать специальную диету, в основном белковую. Мясо, молочные продукты, рыба плюс витамины. Поменьше жиров. Но наступили трудные времена. Все дорого. Начались перебои с питанием.

– Оплачивают ли родители содержание ребенка в лесной школе?

– Нет, туберкулез лечится бесплатно. Держимся пока.

– Экономический кризис повлиял на рост туберкулеза?

– Из Санэпиднадзора сообщили, что с середины августа прошлого года заболеваемость туберкулезом в целом по стране увеличилась на 6 процентов...

Вопросы задавала
Юлия ЯКОВЛЕВА
Рейтинг@Mail.ru