Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №13/1999

Архив
Елена КАДУЖИНА
с. Домна, Читинская область

Я не сторонник игровых уроков, но на этот раз все оказалось к месту

В классе не было ни одного равнодушного созерцателя

Решение написать в “Режиссуру урока” созрело давно.

Меня очень тронула статья Марии Ганькиной “Ловушки свободного дебюта”. На такой откровенный разговор может решиться только ищущий, искренний человек. Я бы не отважилась так обнажить душу.
Мне очень близко все то, что написано в этой статье. Когда прочитала: “Мы были настолько оголтелые, что пытались спасать детей от их же собственных матерей и отцов...” – внутренне сжалась. Да, и ко мне приходило подобное желание, когда работала в детском саду, а затем в детском костно-туберкулезном санатории.

Детей так легко приручить, особенно если они чувствуют твою искреннюю заинтересованность и любовь. Теперь я считаю, что нельзя вносить разлад в детские головы. Ведь в них генетически закладывается, что родитель, как более сильный и умный, всегда прав. Пусть так и будет. Я бы сказала, что наша задача – показать детям, что существуют другие правила поведения, другие стили общения, другой образ жизни.

Вы описываете бурную и интересную работу с детьми. Вполне естественно, что после такого накала страстей, полета фантазии накапливается усталость, появляются сомнения. Взлеты и падения, к сожалению, – спутники нашей профессии. Я искренне рада, что на вашем пути встретилось столько знающих и понимающих людей. Для меня таким деликатным и думающим собеседником стала газета “Первое сентября”.

Вы очень интересно сформулировали мысль: “Как учить всех, чтобы не стать инвалидом педагогического труда?”. Вслед за вами тоже могу сказать, что противоречие между долгом давать хорошее образование и ненасилием для меня не разрешено.

Иногда я завидую тишине, царящей на уроках педагогов старой закалки. Но своих детей такому учителю не отдам.

Путем компромиссов и усмирения своих учительских амбиций пришла к заключению, что я самый обыкновенный учитель. Пусть я не самореализуюсь как кузнец суперхимиков (супербиологов), но на моих уроках дети не будут испуганы и унижены.

А теперь хотела бы рассказать об одном уроке, из-за которого я решилась написать. В мае прошлого года “Режиссура урока” рассказывала о том, как шестиклассники сдавали необычный зачет – наоборот. Мне тоже захотелось провести такой урок.

В 10 классе закончили изучение темы “Предельные углеводороды”. Материал новый, сложный, важный для понимания всего дальнейшего курса химии. Готовимся к зачету. Вроде все просчитали: и учителей пригласили, и урок сдвоенный, и таблицы, справочники подобрали...

Но новый день преподнес нам сюрприз: в сельсовете наконец нашли автобус, юношей-десятиклассников допризывного возраста сняли с уроков с тем, чтобы ехать на медкомиссию в Читу.

Остались девчонки и несколько парней постарше. Вроде как все довольны – зачет (опрос) сорвался, но в душе немного обидно: готовились все-таки!

Тогда я решаюсь и декламирую:

Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом!..

Дети встрепенулись.

Предлагаю:
– Давайте сегодня отдохнем, отвлечемся от уроков и отправимся в плавание.
– Ура!
– Урок химии никто не отменял, поэтому по ходу путешествия придется отвлечься для решения нескольких химических проблем.

(Вывешиваю на доску большую обобщающую таблицу. Прошу достать тетрадные листочки.)

– У-у-у! (Разочарованно.) Опять проверочная работа!
– Нет, начнем с того, что листочек разорвем не так, как обычно, а вдоль, чтобы получились длинные полоски бумаги. Это паруса!
Левый борт – половинка 10 “А” класса, правый борт – половинка 10 “В”.

На дорожку вспоминаем:

Играют волны, ветер свищет,
И мачта гнется и скрипит...

Начинаю диктовать вопросы. Ответы пишутся в столбик, при этом парус каждый раз сворачивается (вот своеобразный ответ на извечный учительский вопрос: как предупредить списывание?).

Прозвучало 12 вопросов. Утихло море. Свернуты паруса. Понемножку разворачивая, начинаем проверять. Левый и правый борта по очереди дают свои ответы, вместе находим верное решение. Неправильный ответ обводим кружочком. Впереди самое интересное. Прошу взять хорошо отточенный карандаш и на месте каждой ошибки сделать дырку, не жалея свой парус.

В глазах десятиклассников недоумение. Переспрашивают, уточняя, правильно ли поняли меня. Как замечательно определяли командное первенство: на просвет, по степени “изорванности” парусов.

Выявили и лидера в одиночном плавании – умницу Иринку из 10 “В”! Не заметили, как пролетело время.

Начиная такой урок, я побаивалась реакции учеников на эту затею – все-таки старшеклассники! Но довольны оказались все – и те, у кого дырок оказалось мало (оценку заработали), и те, кто просто вволю изорвал паруса. Была довольна и я, так как на уроке не было ни одного равнодушного созерцателя.

Так благодаря вашей “Режиссуре...” прошел необычный и увлекательный урок. Не состоялся зачет наоборот – удалось замечательное плавание.

Обычно я не сторонник игровых уроков, но здесь все оказалось к месту: и материал повторили, и два 10 класса больше сдружились.

Спасибо вам! До свидания.


реплика-комментарий

Спасибо за творческую импровизацию и искренность рассказа. Вы “не сторонник игровых уроков”.

Но это не помешало вам уловить и удачно использовать тот деловой эффект от одного из предложенного нами режиссерского приемчика – делать дырки в местах ошибок.

Для нас особенно ценно ваше свидетельство, что заранее вы готовились совсем к другому. И когда планируемое сорвалось, в этой экстремальной ситуации вам и вспомнились “дырявые паруса”. В расчете на подобные ситуации мы стремимся придать сдвоенную направленность нашим статьям.

Они рассчитаны и на спокойное, целенаправленное повторение-использование заинтересованным учителем наших советов, и на те пожарные ситуации, которые время от времени неизбежно возникают на уроках у каждого учителя, когда он не знает, что делать. Вот тут-то и могут самым неожиданным образом сработать наши деловые советы по режиссуре школьного урока.

Рейтинг@Mail.ru