Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №12/1999

Архив
Марина КОСМИНА

Нужно так реформировать коррекционную школу, чтобы как можно больше детей смогли обходиться без нее

Министерство образования решило реформировать систему специального образования для детей-инвалидов. Концепцию реформы обсуждали на заседании коллегии.Если верить проекту министерства, реформа и будет заключаться в основном в переходе к ранней диагностике и раннему лечению детей с отклонениями в развитии (плюс переход к новым учебникам, программам и методикам коррекции и реабилитации, плюс создание Федерального центра ранней диагностики и специальной помощи детям с выявленными отклонениями в развитии).

Из 35,9 миллиона детей, сегодня живущих в России, четыре с половиной процента имеют ограниченные возможности здоровья. Это примерно 1 миллион 600 тысяч детей-инвалидов – неслышащие и слабослышащие, незрячие и слабовидящие, с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата и речи, с задержкой психического развития, дети с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения, умственно отсталые, дети со сложными комбинированными недостатками в развитии. Есть инвалиды от рождения, есть те, что стали ими в результате травмы.

От одного перечисления становится не по себе. Хочется подумать о чем-нибудь другом.

Пока наше общество примерно так и поступает.

Можно привести статистику: 45 процентов образовательных и лечебных учреждений для таких детей требуют капитального ремонта или находятся в аварийном состоянии; только 56 процентов зданий имеют все санитарные условия; несколько лет не издается Федеральный комплект специальных учебников; только 10 процентов педагогов коррекционных учреждений имеют высшее образование, а в самих педагогических вузах практически нет высококвалифицированных преподавателей по этим специальностям; и т.д. и т.п.

Статистику можно приводить до бесконечности, но вряд ли она скажет нам что-то новое. Мы все и так догадываемся, что ничего хорошего о жизни ребенка-инвалида в России услышать нельзя.

И когда на этом фоне вдруг все-таки слышишь про крестьянскую общину в городе Могоча Читинской области, где все воспитанники живут семьями в отдельных коттеджах, где есть стиральные машины и телевизоры, теплицы и парники, крупный рогатый скот и лошади; или про интернат в Ярославской области для детей-инвалидов, которые справляются с десятками гектаров пахотной земли и сотней голов крупного рогатого скота, работают в собственном колбасном цехе, школьной швейной и обувной мастерских; про лечебно-педагогический центр в Псковской области, где успешно, хотя все они признаны необучаемыми, учатся 50 детей с глубокой умственной отсталостью, то от таких исключений становится только еще печальнее на душе.

Замечательно, если это будет

Беды ребенка, за которым замечены некие странности, начинаются в психолого-медико-педагогической комиссии.

– В ряде ПМПК нередки случаи использования устаревших методик диагностики, анализ ограничивается лишь оценкой способностей к обучению, – признал начальник управления специального образования Дмитрий Шилов. – Выставляемые детям в очень раннем возрасте диагнозы не всегда точны и ведут к навешиванию ребенку ярлыков, что осложняет ему жизнь и ограничивает развитие.

А по словам Николая Малофеева, директора Института коррекционной педагогики Российской академии образования, если начать диагностику и лечение на первом году жизни, к начальной школе треть детей удается подвести к состоянию нормы, и всех их минует участь спецшколы.

– Это замечательно, это будет не просто революция, – считает Валентина Дианова, руководитель Красноярского центра-комплекса для детей-сирот, – а массовый отсев детей из спецшкол. Ведь сегодня дети с сенсорными и соматическими нарушениями, которым вполне можно помочь, попадают в специальные заведения и потом идут по жизни, что называется, с нарастающим фактором.

Каждый раз, когда слышишь конкретные и насущные просьбы из зала, понимаешь, что скорее всего, как всегда, услышат не их, а нечто другое. Насущное, как правило, требует сил и денег. Надуманное и ненужное выполняется легче всего.

– Измените норматив учебных групп и норматив для проживающих в общежитии! – предлагали выступавшие. – Не должно быть одного педагога на этаж, где живут сорок сирот-инвалидов. Вот в чем нужна помощь министерства!

– Заострите вопрос о трудоустройстве инвалидов-сирот! На уровне местных властей проблема не решается, и это катастрофа: все наши усилия ввести ребенка в общество терпят крах. Инвалиды возвращаются к нам, потому что больше идти им некуда. Нужна новая модель сопровождения ребенка до его трудоустройства – комплекс от ясель до цеха.

И эту проблему свести к стандартам?

– Дайте нам стандарты для каждого вида нарушений! Мы должны знать, что может, например, глухой ребенок, а что – слабовидящий, – совершенно серьезно взмолился кто-то с трибуны.

И мне представилось, как почтенные академики готовят “Стандарт для слепого”, “Стандарт для глухого”, “Стандарт для ребенка с болезнью Дауна”, – это звучит издевательски, но кощунствую не я. Сложные комплексные и эмоционально-волевые нарушения тоже научно подведут под стандарт, не задумываясь о том, насколько эти дети отличаются друг от друга. Два ребенка с поражениями слуха слышат по-разному, живут по-разному – неужели оба они могут достичь какого-то одного результата? А ребенку, который не только плохо видит, но и плохо слышит, что же, предъявлять сразу два стандарта?

– Не надо нам стандартов для инвалидов! – испугались в зале. – У нас учатся дети, получившие травмы, с вполне сохраненным интеллектом. Им поступать в вузы – там ведь спросят по полной программе, а не по стандарту для умственно отсталых! Нам нужны не адаптированные стандарты, а адаптированные условия обучения. Не олигофренопедагоги, а предметники. Не коррекционные минимумы, а лечебные мероприятия и безбарьерное пространство. А их нет!

Система образования в огромном долгу перед детьми с глубокой умственной отсталостью, потому что абсолютное большинство из них обучаемо, говорили выступавшие, – смотря что понимать под обучением. Умение обслуживать себя, ориентироваться в пространстве, принимать помощь, общаться с людьми – это суть реабилитации, в этом возможны успехи.

...Ну что ж, если продолжить позицию Министерства образования до логического конца, оно подумает и вместе с РАО разработает и такой стандарт.

Все-таки нам очень нужен один стандарт – на меру допустимого абсурда.

Рейтинг@Mail.ru