Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №11/1999

Архив

Личная жизнь и все такое...

Одни и те же простые вопросы мы задали
выпускникам двух очень разных школ

Февральский снег уже пахнет весной. И шоссе как разделительная линия. Где, с одной стороны, специализированная английская школа. А с другой – обычная районная. Самая обычная, давно забывшая о ремонте.

Нет таких родителей, которые бы не мечтали отправить своих отпрысков в английскую школу. И некоторым, пройдя семь кругов ада, это удается. Общеобразовательная конкурсов не устраивает, туда и идут остальные.

Всем известно: у детей из спецшкол больше возможностей набрать высокие баллы при поступлении в вузы. Вот никого и не удивляет, что почти половина их выпускников через пару месяцев после последнего звонка становятся студентами.

Судьба же мальчишек и девчонок из обычной школы не столь прозрачна. Однако, несмотря на это, пара-тройка самых отчаянных все же поступает. Учителя борются за них до последнего. Даже разрешают пропускать занятия, лишь бы у ребят было больше свободного времени на репетиторов, лишь бы они осуществили свою мечту.

А мечтают все. Выпускники и специализированной школы и районной. Каждый по-своему, каждый о своем.

О чем именно, мы и решили узнать. Раздали анкеты. Отвечать на наши вопросы согласились 48 одиннадцатиклассников английской школы и 28 – общеобразовательной.

С вопросами не мудрили, спросили: через четыре месяца вы навсегда покинете школу, что в связи с этим грандиозным событием вас радует, беспокоит? Какие мечты и планы вы намерены осуществить в своей новой, взрослой жизни?

Оказалось, большинство выпускного народа и в той, и в другой школе с нетерпением ждут самостоятельности, независимости, хорошей работы и денег. Торопятся начать личную жизнь. Надеются, что появится время для себя, любимого.

Вот какими мыслями поделились ученики общеобразовательной школы: скучать по друзьям и учителям станут из них только восемь, поскорее выскочить замуж собираются две девочки, армии боятся три представителя сильного пола, а поступить в институты хотят двенадцать человек. Трех анонимных респондентов вообще ничего не радует, а четверо ни о чем не мечтают.

Радость остальных конкретна:
«В институте не будут запрещать курить».
«Можно оторваться на выпускном».
«Надеюсь на встречу с умными студентами».
«Конец этой школе, 11 лет в ней, надоело!»

Беспокойство, к сожалению, тоже:
«Поступать, опять учиться, вставать рано утром, писать рефераты…»
«Неужели мы больше никогда не увидим учителей, не будем ругаться с директором?!»
«Расставание с друзьями и наличие самостоятельности, к которой я еще не готов».
«Честно говоря, я не хочу покидать школу».

Фантазии разыгрались в графе «Мечты»:
«Доказать родителям свою самостоятельность. Успешно преодолеть учебу в институте с целью получить хорошую работу, устроить личную жизнь».
«Жду много, много, много денег. Лучше в валюте».
«Это вас не касается».
«Клево провести свою единственную молодость, выйти замуж и родить двух детей от Димы».
«Сдать на права, купить машину, купить квартиру, достать много денег и жениться».
«Поехать во Францию и подключиться к Интернету».
«Получить квалифицированную работу, жениться, завести детей и уехать куда-нибудь подальше».
«А какая вам, собственно, разница?»
«Работать на таможне».

У старшеклассников специализированной английской школы картина получилась немножко другая: скоропостижно жениться не собирается никто, скучать же по школе будут целых четырнадцать человек, в институты рванет половина. Армии они, правда, тоже боятся, но только двое. Одного почему-то уже давно ничего не беспокоит, а трое совсем разучились мечтать.

Их счастье зато почти без границ:
«В институте будет интереснее, потому что там я буду заниматься тем делом, которое мне нравится».
«У меня на одну проблему станет меньше».
«Не будут приставать всякие мелкие дети в столовой: дай рубль».
«Буду с утра до вечера смотреть мультики про Симпсонов и Бивиса с Бат-Хедом».
«Я наконец-то высплюсь. Не увижу больше постное лицо директора, не услышу его нотаций насчет опозданий и сменной обуви. Очень радует, что я окончу эту школу и больше в нее не приду!»

Обеспокоенность учеников английской школы сродни государственной:

«Единственное, что меня беспокоит на данный момент, – это то, что примерно одна треть молодежи наплевательски относится к своему образованию. И не осознает, что через несколько лет ей придется играть ведущую роль в государстве. Я боюсь, что прозрение придет слишком поздно, уже ничего нельзя будет исправить».

«А вдруг я не найду свой путь? Ошибусь в выборе? Неужели всего за несколько месяцев полностью решится моя судьба?»

«Политическая нестабильность в стране, никудышное экономическое положение – все это очень затрагивает мое патриотическое чувство. И, в свою очередь, подрывает уверенность не только в завтрашнем дне, но и в самом себе».

«Думаю, что, каким бы недружелюбным ни был мой класс, я все равно буду всех вспоминать. Трудно расставаться с некоторыми учителями, которые сформировали часть моего мировоззрения».

«Конечно, все ученики недолюбливают каких-либо учителей. Но после школы нам, некоторым из нас, нет, подавляющему большинству из нас начнет их недоставать. Поступление в институт или поиски работы пока впереди, но мы уже сейчас начинаем понимать, какая легкая жизнь была у нас в школе. И в отличие от взрослых проблем наши, подростковые, были просто цветочки».

«Не смогу поквитаться с китайцем».

Быть подростком сегодня – настоящая каторга. Вот и рвутся они бесстрашно в иную, неведомую жизнь:

«Очень бы хотелось поступить в институт, окончить его, найти работу, интересную и хорошо оплачиваемую, создать счастливую семью, вырастить детей и спокойно взирать на то, как они вырастают».
«Стать прекрасным специалистом».
«Добиться самоутверждения и уважения во взрослой жизни. Сделать что-то, что останется после меня».
«Организовать что-то новое, что-то свое, и преуспеть в этом».
«В данный момент я занимаюсь на подготовительных курсах в Академии управления и очень хотел бы поступить на социологический факультет, так как эта профессия кажется мне очень перспективной».
«Я по мере возможности хочу сделать окружающий мир лучше. Наша страна должна быть первой среди равных, и это должно стать главной целью для каждого – пусть молодого, но все-таки гражданина».
«Работать, гонять на автомобиле, веселиться, общаться с девушками и все такое».
«Напиться, стать юристом и закончить институт».
«Как у всех: институт, работа, личная жизнь, замужество в 25 лет, двое детей и высокое положение в обществе».
«Жить по-взрослому».

… В тринадцать лет они несут за спиною свой школьный рюкзачок, словно крест. В семнадцать уже перебрасывают с плеча на плечо сумку, которая стала неожиданно легкой, и их лица выражают беспечность. Самое тяжкое позади! Прощай, школа! Прощай, подростковый возраст, когда хочется отдалиться от мамы и стать ближе кому-то другому, когда, может, равнодушно, а может, с беспокойством ждешь, что же тебе готовит будущее. Когда хочется всего отведать. Или все отвергнуть. И все же плавно перейти в мир взрослых и как ни в чем не бывало занять там свое место.

Анкеты с интересом изучала
Мария БИЛЫК
Рейтинг@Mail.ru