Так станем школой
и для учителей!
Мы хотим чувствовать себя уверенно
и передать эту уверенность своим ученикам
Было бы предложение, а спрос найдется
У нижегородской школы № 50 жизнь длинная
и интересная. Учителя – молодые, средних лет и
постарше, которые когда-то учились здесь, а
теперь работают, – с теплотой и благодарностью
вспоминают свои школьные годы и любимых учителей.
А для нынешних учеников история школы началась
пять лет назад, когда она вновь открылась после
долгого капитального ремонта. Открытие совпало с
периодом всплеска новых педагогических идей и
предложений. К тому времени уже появилось немало
интересных методик и технологий – окрыленные
творческой свободой учителя спешили поделиться
накопленным за многие годы уникальным опытом,
наиболее смелые и уверенные в себе создавали
авторские курсы и программы.
Как за всем этим поспеть? Как, окунувшись в море
идей, сделать правильный для себя выбор, да так,
чтобы он отразился на качестве работы всей школы?
Самое привычное решение – проходить курсы
повышения квалификации. Но, во-первых, для многих
сегодня это слишком дорогое удовольствие. А во-вторых,
и сами институты повышения квалификации не в
силах за всем угнаться – предложение явно
отстает от спроса. К тому же никакие, даже самые
продуктивные, курсы не смогут работать на цель
всей школы. А цель педагоги школы № 50 определили
для себя такую – создать качественно новые
подходы в работе с детьми.
И как-то сама собой возникла смелая идея –
превратить школу в центр повышения
педагогического мастерства.
– Мы много говорим о том, каким хотим видеть
выпускника, – целеустремленного, умеющего
нестандартно мыслить, способного принимать
решения и нести за них ответственность, –
рассуждает директор школы Рашид Халилович
Тангалычев. – Но все это невозможно, пока в школе
не появится другой учитель. Вот над этим мы и
работаем – помогаем учителю понять и найти себя.
Мы стремимся к тому, чтобы наши ученики
чувствовали себя успешными, а педагог умел
создать ситуацию успеха. Конечно, об этом
задумываются и специалисты институтов повышения
квалификации, но если к тому, что они делают,
подключаются и школы, шансы на эффективный
результат увеличиваются.
В первую смену – учитель, во вторую –
ученик
Педагогическое мастерство, по мнению
большинства учителей этой школы, немыслимо без
работы над собой, касается ли это предметной
сферы, психолого-педагогической или общего
культурного уровня. Ну а толчком, несомненно,
могут послужить встречи с яркими, талантливыми
людьми. Все чаще и чаще в стенах школы № 50 стали
появляться именитые педагоги и специалисты из
разных школ, институтов повышения квалификации и
вузов страны. Крепкие связи установились с
нижегородскими педагогическим и
лингвистическим университетами, а также
университетом имени Лобачевского, с московской
педагогической гимназией, с Российской
академией повышения квалификации. Привычным
стало сотрудничество с авторами учебников,
которые учителя считают наиболее интересными,
нестандартными, причем в данном случае работа не
ограничивается общением на семинарах, учителя
могут стать соразработчиками учебников и
пособий.
Семинары бывают разные и зависят от запросов: на
специальные собираются учителя, преподающие тот
или иной предмет. Но бывают и универсальные,
такие, которые объединяют и физиков, и
литераторов, и математиков. Так, например,
происходит на семинарах Кинельма Ефимовича Яма,
заведующего кафедрой философии и культурологии
Академии повышения квалификации, который, по
наблюдению директора, творит с учителями чудеса.
Но совершенствование в предметной сфере – это
лишь одна из составляющих мастерства. Не каждый
педагог может быть актером, но никто не станет
спорить, как важны при общении с детьми хорошо
поставленный голос, его тембр, интонация, жесты,
мимика, дыхание... И в этом направлении у учителей
50-й есть возможность расти – в школе создана
театральная мастерская, в которой ведут занятия
специалисты Нижегородского театрального
училища.
Ну и, конечно, ни одному учителю не обойтись без
основ психологии. Мастерская, руководит которой
педагог-психолог Владислав Робертович Бажанов,
открыта для всех, независимо от того, в каком
классе и какой предмет преподает учитель. Ее
задача – развитие коммуникативных навыков. На
занятиях педагоги разбирают и анализируют
сложные ситуации, возникающие как на уроке, так и
вне его, учатся выходить из них достойно и с
наименьшими потерями, ищут ответы на вопросы, над
которыми раньше и не задумывались. Сначала с
трудом, а потом все охотнее и охотнее делятся
друг с другом собственным опытом – своими
неудачами и находками.
С одной стороны, такие занятия страхуют от ошибок
в дальнейшем, с другой – учат правильно
оценивать свои силы: прежде чем решать ту или
иную психологическую проблему, надо понять
степень ее сложности, а там уже вопрос,
взваливать ли на свои плечи неподъемный груз, или
доверить его специалисту-психологу, отпадет сам
собой.
В ожидании предстоящих перемен
Такой видят систему повышения
квалификации руководители школы и пытаются
создать все условия для того, чтобы она была
непрерывной. Каждый педагог может расти и
совершенствоваться в любом направлении, причем
тут же, в школе. Но все ли к этому стремятся?
Вопрос из разряда риторических, однако Рашид
Халилович относится уважительно к любой позиции:
одни готовы учиться постоянно, другие считают
достаточным посещать плановые курсы в
институтах раз в несколько лет – и все по-своему
правы. В одном твердо убежден директор – не
должно быть никакого принуждения, иначе учитель
непременно будет проецировать его и на ребенка.
Но те, кто втянулся в ритм непрерывной работы над
собой, уже не представляют, как может быть по-другому.
Это касается не только своих, но и учителей из
соседних школ, не упускающих случая
воспользоваться гостеприимством коллег, – двери
50-й открыты для всех желающих.
Возможность проходить курсы не поодиночке, а
вместе, по словам учителей, – неоспоримое
преимущество для всей школы. Прежней чрезмерной
сосредоточенности на своем предмете они
начинают предпочитать широкий взгляд на мир.
Появляется потребность в межпредметных связях,
рождаются интересные интегративные курсы –
разрозненные знания уступают место целостному
восприятию.
Но вернемся к тому, ради чего все это было создано.
Что происходит с учителем: меняется ли он? И как
это отражается на ребенке? Каков результат их
взаимодействия? В сентябре прошлого года
нижегородская школа № 50 получила статус
федеральной экспериментальной площадки, в
рамках которого педагоги будут исследовать
происходящие в них самих и в детях перемены,
разрабатывать методику и технологию диагностики.
А пока можно довериться наблюдениям. Учителя
отмечают, что стали раскованнее, увереннее в себе,
прибавилось ответственности, которая, впрочем,
не тяготит, а стимулирует. Отношения стали более
доверительными – прежнее соперничество
уступило место сотрудничеству. Те же перемены
отмечают они и в своих учениках. В общем, все
происходит так, как и должно происходить – в
прямой зависимости: становится комфортнее
учителю – и ученик начинает чувствовать себя
более уверенно и свободно.
Необычное ноу-хау директор школы не относит к
числу изобретений, а считает плодом
естественного развития, нормой сегодняшнего дня.
– Мы ничего не выдумываем, – замечает он, – мы
просто помогаем учителю ориентироваться в
меняющемся мире и утвердить себя в нем.
|