Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №11/1999

Архив
Елена ЛОСЕВСКАЯ

Так станем школой
и для учителей!

Мы хотим чувствовать себя уверенно
и передать эту уверенность своим ученикам

Было бы предложение, а спрос найдется

У нижегородской школы № 50 жизнь длинная и интересная. Учителя – молодые, средних лет и постарше, которые когда-то учились здесь, а теперь работают, – с теплотой и благодарностью вспоминают свои школьные годы и любимых учителей.
А для нынешних учеников история школы началась пять лет назад, когда она вновь открылась после долгого капитального ремонта. Открытие совпало с периодом всплеска новых педагогических идей и предложений. К тому времени уже появилось немало интересных методик и технологий – окрыленные творческой свободой учителя спешили поделиться накопленным за многие годы уникальным опытом, наиболее смелые и уверенные в себе создавали авторские курсы и программы.
Как за всем этим поспеть? Как, окунувшись в море идей, сделать правильный для себя выбор, да так, чтобы он отразился на качестве работы всей школы? Самое привычное решение – проходить курсы повышения квалификации. Но, во-первых, для многих сегодня это слишком дорогое удовольствие. А во-вторых, и сами институты повышения квалификации не в силах за всем угнаться – предложение явно отстает от спроса. К тому же никакие, даже самые продуктивные, курсы не смогут работать на цель всей школы. А цель педагоги школы № 50 определили для себя такую – создать качественно новые подходы в работе с детьми.
И как-то сама собой возникла смелая идея – превратить школу в центр повышения педагогического мастерства.
– Мы много говорим о том, каким хотим видеть выпускника, – целеустремленного, умеющего нестандартно мыслить, способного принимать решения и нести за них ответственность, – рассуждает директор школы Рашид Халилович Тангалычев. – Но все это невозможно, пока в школе не появится другой учитель. Вот над этим мы и работаем – помогаем учителю понять и найти себя. Мы стремимся к тому, чтобы наши ученики чувствовали себя успешными, а педагог умел создать ситуацию успеха. Конечно, об этом задумываются и специалисты институтов повышения квалификации, но если к тому, что они делают, подключаются и школы, шансы на эффективный результат увеличиваются.

В первую смену – учитель, во вторую – ученик

Педагогическое мастерство, по мнению большинства учителей этой школы, немыслимо без работы над собой, касается ли это предметной сферы, психолого-педагогической или общего культурного уровня. Ну а толчком, несомненно, могут послужить встречи с яркими, талантливыми людьми. Все чаще и чаще в стенах школы № 50 стали появляться именитые педагоги и специалисты из разных школ, институтов повышения квалификации и вузов страны. Крепкие связи установились с нижегородскими педагогическим и лингвистическим университетами, а также университетом имени Лобачевского, с московской педагогической гимназией, с Российской академией повышения квалификации. Привычным стало сотрудничество с авторами учебников, которые учителя считают наиболее интересными, нестандартными, причем в данном случае работа не ограничивается общением на семинарах, учителя могут стать соразработчиками учебников и пособий.
Семинары бывают разные и зависят от запросов: на специальные собираются учителя, преподающие тот или иной предмет. Но бывают и универсальные, такие, которые объединяют и физиков, и литераторов, и математиков. Так, например, происходит на семинарах Кинельма Ефимовича Яма, заведующего кафедрой философии и культурологии Академии повышения квалификации, который, по наблюдению директора, творит с учителями чудеса.
Но совершенствование в предметной сфере – это лишь одна из составляющих мастерства. Не каждый педагог может быть актером, но никто не станет спорить, как важны при общении с детьми хорошо поставленный голос, его тембр, интонация, жесты, мимика, дыхание... И в этом направлении у учителей 50-й есть возможность расти – в школе создана театральная мастерская, в которой ведут занятия специалисты Нижегородского театрального училища.
Ну и, конечно, ни одному учителю не обойтись без основ психологии. Мастерская, руководит которой педагог-психолог Владислав Робертович Бажанов, открыта для всех, независимо от того, в каком классе и какой предмет преподает учитель. Ее задача – развитие коммуникативных навыков. На занятиях педагоги разбирают и анализируют сложные ситуации, возникающие как на уроке, так и вне его, учатся выходить из них достойно и с наименьшими потерями, ищут ответы на вопросы, над которыми раньше и не задумывались. Сначала с трудом, а потом все охотнее и охотнее делятся друг с другом собственным опытом – своими неудачами и находками.
С одной стороны, такие занятия страхуют от ошибок в дальнейшем, с другой – учат правильно оценивать свои силы: прежде чем решать ту или иную психологическую проблему, надо понять степень ее сложности, а там уже вопрос, взваливать ли на свои плечи неподъемный груз, или доверить его специалисту-психологу, отпадет сам собой.

В ожидании предстоящих перемен

Такой видят систему повышения квалификации руководители школы и пытаются создать все условия для того, чтобы она была непрерывной. Каждый педагог может расти и совершенствоваться в любом направлении, причем тут же, в школе. Но все ли к этому стремятся? Вопрос из разряда риторических, однако Рашид Халилович относится уважительно к любой позиции: одни готовы учиться постоянно, другие считают достаточным посещать плановые курсы в институтах раз в несколько лет – и все по-своему правы. В одном твердо убежден директор – не должно быть никакого принуждения, иначе учитель непременно будет проецировать его и на ребенка. Но те, кто втянулся в ритм непрерывной работы над собой, уже не представляют, как может быть по-другому. Это касается не только своих, но и учителей из соседних школ, не упускающих случая воспользоваться гостеприимством коллег, – двери 50-й открыты для всех желающих.
Возможность проходить курсы не поодиночке, а вместе, по словам учителей, – неоспоримое преимущество для всей школы. Прежней чрезмерной сосредоточенности на своем предмете они начинают предпочитать широкий взгляд на мир. Появляется потребность в межпредметных связях, рождаются интересные интегративные курсы – разрозненные знания уступают место целостному восприятию.
Но вернемся к тому, ради чего все это было создано. Что происходит с учителем: меняется ли он? И как это отражается на ребенке? Каков результат их взаимодействия? В сентябре прошлого года нижегородская школа № 50 получила статус федеральной экспериментальной площадки, в рамках которого педагоги будут исследовать происходящие в них самих и в детях перемены, разрабатывать методику и технологию диагностики.
А пока можно довериться наблюдениям. Учителя отмечают, что стали раскованнее, увереннее в себе, прибавилось ответственности, которая, впрочем, не тяготит, а стимулирует. Отношения стали более доверительными – прежнее соперничество уступило место сотрудничеству. Те же перемены отмечают они и в своих учениках. В общем, все происходит так, как и должно происходить – в прямой зависимости: становится комфортнее учителю – и ученик начинает чувствовать себя более уверенно и свободно.
Необычное ноу-хау директор школы не относит к числу изобретений, а считает плодом естественного развития, нормой сегодняшнего дня.
– Мы ничего не выдумываем, – замечает он, – мы просто помогаем учителю ориентироваться в меняющемся мире и утвердить себя в нем.

Рейтинг@Mail.ru