Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №10/1999

Архив

“Если на клетке со львом...”

Недавно выпущенный учебник должен по замыслу разработчиков открывать третий вариант учебно-методического комплекта биологического образования в России. По своей структуре он является не чем иным, как учебником для хорошо всем известного курса “Природоведение”, причем в наиболее удачном варианте: с основами не только биологии и географии, но и астрономии, физики, химии.
Долгое время учителя химии и физики жаловались на отсутствие в курсе “Природоведение” основ этих школьных предметов и даже сумели настоять в 70-е годы на эксперименте. Тогда, в 1975 году, был выпущен экспериментальный учебник “Неживая природа”, однако дальнейшего развития он не получил. И вот через 20 лет вновь вернулись к этой идее. Авторы попытались объединить в одном учебнике первоначальные сведения из всех естественно-научных предметов в школе. К классическому перечню тем хорошо знакомого родителям нынешних учеников учебника М.Н. Скаткина “Природоведение” добавились следующие: “Строение и свойства веществ” и “Электрические явления”. Кроме того, значительно расширены темы, посвященные живым организмам. Так, например, дается характеристика организма как такового (тема “Организмы: что это такое?”), рассматриваются особенности строения грибов. Все это позволяет в 6 классе без особых проблем перейти на следующий учебник комплекта – “Биология: бактерии, грибы, растения”.
Очень удачно возвращена из небытия тема “Электрические явления”, исключенная по непонятным причинам из прежних учебников природоведения. А в 5 классе ученикам особенно важно знать основы электричества, поскольку в быту и в школе они постоянно сталкиваются именно с электрическими приборами.
Таким образом, идею создания подобного учебника нужно признать верной. Однако воплощение идеи в жизнь в виде данного учебника не обошлось без досадных недоразумений и неточностей. Все это снижает возможности учебника по сравнению с уже имеющимися.
Первое, что бросается в глаза, – количество параграфов. Их 50. Для одного урока в неделю это много, для двух – мало. Поскольку нет ни рабочей тетради, ни дидактических материалов, учебник сразу перестает быть рабочим: не растягивать же в самом деле параграфы! Далее: неотработанность текстов параграфов. Не может быть так, чтобы один параграф был объемом в четыре страницы, а другой едва вытягивал на одну. Это говорит о спешке при написании и о том, что учебник не был опробован в школе. Все используемые в школе учебники имеют примерно одинаковый объем – это возникает само собой при их использовании в учебном процессе.
Очень слаба первая тема – “Вселенная”. Ее просто необходимо переработать и расширить. Нельзя скороговоркой в одном параграфе давать материал о том, что Солнце – звезда, что есть Солнечная система, что планет в ней 9, что есть астероиды, кометы, метеориты. Никакого смысла в такой спешке нет. Непонятно, почему полностью отсутствует информация об искусственных спутниках Земли. Отсутствует в главе и какая бы то ни было информация о научных открытиях, связанных с космосом, нет упоминаний ни о Копернике, ни о Галилее.
Кстати, отсутствует в главе и материал о достижениях отечественной науки в области освоения космоса. Все успехи приписываются только Соединенным Штатам: и на Луне побывали, и лунный грунт привезли. У пятиклассника обязательно возникнет стойкое убеждение, что и первый человек в космосе – американец, и вообще России рядом с космосом и “не летало”, что Россия – это так, “банановая республика”. Я не призываю всех убеждать, что самыми первыми везде были россияне (как это было в советские времена). Однако как надо не любить свою Родину, чтобы “забыть” сообщить подрастающему поколению о действительных достижениях того народа, к которому оно принадлежит.
Впечатление, что создатели учебника относятся к России как к некоей “стране проживания”. Усиливает данное впечатление и ляп, допущенный на рисунке 13 (с. 23). Подпись к рисунку гласит, что на нем изображен аппарат, “прилунившийся” 12 сентября 1959 года (то есть “Луна-2”), а на фотографии изображен “Луноход-1”, гулявший по поверхности Луны в 1970 году. Прямо по Козьме Пруткову: “Если на клетке со львом увидишь надпись “буйвол”, не верь глазам своим”. Зато рядом на рисунке 14 – американский астронавт во всей своей красе!
Кстати, ляпы в виде подписей к рисункам в данном учебнике могут послужить основой для многих анекдотов. Например, на рисунке 80 (с. 135) изображены лев и грифы на фоне окровавленной (рисунок цветной, яркий) добычи и подпись: “Мирное сожительство: грифы и царь зверей – лев”.
К счастью, Министерство образования на этот раз было более осторожно и дало учебнику гриф “Допущено”, а не “Рекомендовано”. Это позволяет вносить изменения в данный учебник. Зная авторов по многим публикациям как профессионалов своего дела, я уверен, что они смогут переработать учебник, обкатать его так, что он сможет послужить не одному поколению учеников, формируя у них уважение к Родине, желание оберегать природу своего края.

Павел СКВОРЦОВ
Рейтинг@Mail.ru