Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №6/1999

Архив

В школе все можно устроить так, чтобы самые простые события
обрели педагогический смысл

В школе важны каждые полчаса. Обязательно что-то происходит, случается предвиденное и непредвиденное. Здесь множество людей маленьких и больших, десятки связанных между собой судеб, перекрестье человеческих страстей, меняющихся взглядов и отношений.
В них, особенно в отношениях с детьми, важна каждая мелочь. Все можно устроить так, чтобы самые простые события обрели педагогический смысл. Надо только профессионально увидеть суть происходящего и повернуть дело, как этого требует логика воспитания.
Понедельник. О чем большинство разговоров на переменках и перешептываний на уроке? Ясно, о том, что случилось в выходные дни. Кто с кем и где гулял, у кого и что произошло дома или в компании. Но почему бы не посмотреть на это как на важные для воспитания человека разговоры? Ведь в них ребенок спонтанно обращается к событиям своей жизни, обдумывает эти события и оценивает, стремится как можно точнее выразить с помощью устной речи впечатления прожитого дня. Часто ребенку важна реакция окружающих. Научным языком можно сказать, что происходит рефлексия происшедшего. Умение изложить, а со временем и проанализировать, события собственной жизни – необычайно важное качество человека.
Очень многое в профессиональной деятельности учителя зависит от смысла тех или иных даже самых будничных его действий. Особенно если он ставит перед собой цели в зависимости от конкретной ситуации в классе. Например, можно научить детей правильно писать буквы, объясняя каждый раз, как они пишутся, требуя аккуратного повторения за учителем. А можно предложить им самим научиться писать, показав только образцы. Учебный результат один: и в первом, и во втором случае школьники освоят каллиграфию. Но воспитательный итог – противоположный. В первом варианте дети будут выполнять указания, а во втором – сделают шаг к обретению самостоятельности. К сожалению, мы редко обращаем на это внимание. А с годами удивляемся: почему наши дети такие инфантильные? Почему наши взрослые не умеют принимать ответственных решений?
Те, кто немало лет проработал в школе, – особенные люди. С годами у них появляется такое специальное учительское зрение. Не в том смысле, что легко разгадываются все детские шалости и хитрости, а в том, что учитель начинает видеть в ребенке ребенка – особое создание, с которым его связала профессиональная судьба. Кончается противостояние учитель – ученик, но остаются отношения взрослый – ребенок. Вчера он был таким, а сегодня – такой. Вчера мы имели право с ним так поговорить, а сегодня – не имеем. И тогда рождается логика педагогических действий, которую можно объяснить, обращаясь к пониманию только конкретного ребенка, с которым работаешь. И ты думаешь о нем днем и ночью...

Школьный отдел

Публикация произведена при поддержке компании «Московские переезды». Если Вы хотите получить услуги высококвалифицированных специалистов, которые по выгодной цене и в соответствии со всеми установленными сроками произведут квартирный переезд, с максимальной бережностью и внимательностью к перевозимой мебели, то Вам больше не надо вводить в поисковые интернет системы такие запросы, как «переезд квартиры», и тратить время на выбор достойного предложения из сотен результатов выдачи. Посетив сайт компании «Московские переезды», который располагается по адресу http://www.9912492.ru/, Вы сможете подробнее ознакомиться с предоставляемыми услугами, увидеть фотографии выполненных работ и отправить онлайн заказ на переезд квартиры.

Рейтинг@Mail.ru