Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №5/1999

Архив
“Первое сентября”

Дети перегружены?
Что ж, позаботимся о них...
Пусть поучатся еще год

Ведь для чиновников и ученых мужей это проще и удобнее, чем кардинально менять содержание образования. А значит, за непрофессионализм взрослых вновь будут отвечать дети

Борьба за педагогическую власть оборачивается тем, что вместо решения жизненно важных школьных проблем создается дымовая завеса псевдопроектов.  Очередным таким проектом может стать перевод школы на двенадцатилетний срок обучения.

Нам подбрасывают...

За последнее время образование все чаще и чаще становится полем политических или экономических игр.

Так, во многом причиной обращения к теме “реформа” совсем недавно было стремление правительства сделать систему образования дешевле, увеличить приток внебюджетных средств.

Экономисты честно, но тщетно пытались выполнить задачу, поставленную комиссией по экономическим реформам, удешевить прежде всего школу, сделать ее менее обременительной для государства.

Предлагалось до 40 процентов средств изыскивать на стороне, сдавать в аренду помещения и стимулировать предпринимательскую деятельность школ. Этими заведомо трудно осуществимыми планами немедленно воспользовались левые политические силы, заработав на критике предлагаемых организационно-экономических мер огромный капитал, сконцентрировав в своих руках большую педагогическую власть.

Облегчения школе эта концентрация педагогической власти не принесла, зато вместо “неправильных” экономических подходов была реанимирована “правильная” с точки зрения лево-патриотического фланга идея государственных образовательных стандартов.
Поток “новых-старых” идей приходит из необразовательных, неведомственных источников и навязывается не только педагогической общественности, но и самому ведомству, министерству. Образовательные чиновники, вместо того чтобы заниматься “горящими” вопросами зарплаты и стабилизации социального напряжения в системе образования, вынуждены включать в планы своей работы обсуждение заранее неосуществимых проектов. Теперь таким проектом объявлен перевод школы на увеличенный до двенадцати лет срок обучения.

Исключительно ради бедных малюток

С помощью статистических данных нам показывают, что учебная нагрузка на российских детей увеличилась в несколько раз. Особенно за последние десятилетия, особенно в начальной школе. Приводятся устрашающие цифры, из которых следует, что объем учебного материала возрос чуть ли не в геометрической прогрессии, а следовательно, необходимо срочно увеличивать время, затраченное на освоение этого объема.

Вот в этом “следовательно” и скрыта ловушка.

Все это очень похоже на то, как Остап Бендер собирал деньги на союз меча и орала. Помните, он обирал доверчивых жителей, собравшихся на квартире бывшей возлюбленной Кисы Воробьянинова, исключительно ради счастья детей. Не ради контрреволюции или личного обогащения, а исключительно ради бедных малюток, увядающих цветов жизни.

Никто не слышит возражений психологов и педагогов, утверждающих, что на возрастающий поток учебного материала надо отвечать сменой образовательных технологий, менять принцип построения самого содержания образования, переходить на новое поколение образовательных программ...

Нет, это все сложно, непонятно, звучит слишком научно. А надо все делать быстро и так, чтобы самому неграмотному депутату было ясно.

На деле речь идет совсем не о бедных малютках, замученных непомерными домашними заданиями.

Речь идет снова о высших государственных интересах.

Речь идет о том, что в ближайшем будущем резко возрастет давление на рынок труда или, проще говоря, во много раз увеличится количество безработных, возрастет конкурс на вакантные рабочие места. Государству невыгодно получать каждый год болтающихся и в большинстве своем профессионально не определившихся молодых людей, от которых ничего хорошего ожидать не приходится.

Растет преступность, молодежь подвержена опасности СПИДа, наркомании, общество не в состоянии справиться с армией подростков на улицах.

К тому же в стране нет денег на системную молодежную политику, нет и духовной основы для выращивания гражданина. А у тех, кто блюдет высшие государственные интересы, нет надежды на то, что семья или сам молодой человек справится со всеми этими трудностями.

У них простая формула: “Личность – безответственна, государство отвечает за все”.

А раз так, значит, надо эту свободную, но безработную личность куда-то пристроить, желательно до того срока, пока эта личность перебесится и станет менее опасной для окружающих.

Причем желательно продержать ребят именно в государственном институте. Идеальный вариант: лет до 19–20 в школе, а потом мальчиков в армию. А девочки – они же быстрее взрослеют, с ними и хлопот меньше.

Вот такая немудреная государственная политика.

Наивные просьбы изменить сроки призыва ни к чему не приведут, потому что это как раз и сломает весь план.

Правда, план может и сам по себе лопнуть, потому что при нынешних условиях исполнить указание перевода школы на двенадцать лет обучения реальнее и бесполезнее всего совершить по схеме 4 года (начальная школа) + 5 лет (среднее звено) + 3 года (старшая школа). К перегрузке это не будет иметь никакого отношения, никаких серьезных перемен не произойдет, зато формально приказ будет исполнен и можно будет заняться серьезными делами. Скорее всего этим дело и закончится.

А те несчастные, которые захотят закончить полную школу, должны будут отслужить в армии, а затем уже, если позволит здоровье, идти в вуз.

...Да что же это такое! Почему нам все время подбрасывают то одно, то другое. Да еще и прикрываются дымовой завесой заботы о детях. Школа превратилась в Золушку, которой не только зарплату не платят, но еще и используют при каждом удобном для государства случае то как источник экономии, а теперь еще и как концентрационный лагерь для населения. Что ж нам теперь – отделяться от этого государства? Или все-таки государство станет решать проблемы людей и школы, а не свои собственные?l

 

Спонсор публикации статьи: компания "Компьютерные курсы Сампад" предлагает записаться на обучение владению компьютером в Новосибирске. Воспользовавшись предложением компании, и записавшись на компьютерные курсы в Новосибирске, Вы получите услуги квалифицированных педагогов, которые позволят пройти обучение по таким направлениям, как создание сайтов, курсы Excel и Adobe Photoshop, программирование С++, владение домашним и офисным ПК. Подробнее ознакомиться с предложением, можно на сайте компании, который располагается по адресу http://pc-nsk.ru/

Рейтинг@Mail.ru