Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №4/1999

Архив

Настает день, когда родители на семейном совете решают: “Будем учить сына (или дочь) игре на пианино!”

И...

О музыкальном обучении, преподавателях музыки, о различиях между российской и зарубежной музыкальной публикой и многом другом наш корреспондент Ирина Андрианова беседует c Андреем Диевым – известным пианистом, заслуженным артистом России, обладателем диплома “Музыкант-1997”, доцентом Московской государственной консерватории.

– Андрей, как вы считаете, в каких случаях родителям стоит отдавать ребенка в музыкальную школу?
– Конечно, никакого готового рецепта или жесткой позиции у меня нет. Для начала такой пример – мои концерты в России и за рубежом. Российская публика, приходящая на концерты классической музыки, обычно имеет за спиной школьное музыкальное образование, в основном насильственное. Слава Богу, людям свойственно забывать горести молодых лет, и, став взрослыми, они приходят в концертные залы, избавившись от настроения, с которым посещали стены музыкальной школы. На Западе иная схема. Там мало людей, которых учили бы в детстве. Там начинают приходить к классической музыке, когда основная масса наших детей уходит от нее – в 13–14 лет. А в детстве как-то никто не заставляет сидеть над клавиатурой. Подростки сами, подчас очень поздно, начинают поигрывать для себя и со временем становятся любителями. За рубежом довольно много любительских музыкальных обществ...
Вот такое различие. Трудно сказать, что хорошо, что плохо. Конечно, в идеале, когда люди сами приходят к музыке, – это самое дорогое, что может быть. Но я не только как профессиональный пианист, но и как преподаватель знаю: иностранец, в 16 лет заболевший классической музыкой, – это трагедия. Не дай Бог в 20!
– Неужели поздно?
– Конечно! Мышцы – от них никуда не уйдешь. Одной ногой наше дело упирается в спорт. Почему так тяжело учить детей музыке? Потому что нужна постоянная тренировка. Каждодневная. Даже если ты учишься в простой музыкальной школе и не собираешься стать профессионалом, все равно: чтобы пальцы запоминали, чтобы голова запоминала, должно быть насилие над собой. Физическое насилие.
– Андрей, в каком возрасте вы начали осваивать инструмент?
– Меня начали учить играть в семь лет. По нашим профессиональным меркам – опоздали. Надо бы в пять. А я в семь лет начал с азов. И могу сказать: до двенадцати–тринадцати лет чувствовалась эта разница. К шестнадцати–семнадцати годам все выровнялось.
– Андрей, с чего надо начинать родителям, решившим обучать своего ребенка игре на инструменте? Искать хорошую школу, лучших преподавателей, заставлять с утра до ночи слушать классическую музыку?
– Самое трудное – найти человека, который бы преподавал умело... Мне кажется, маленького ребенка нельзя учить как будущего профессионала. Вначале ему надо подарить радость – управлять трехколесным велосипедом. А что касается музыкального обучения... Главное – чтобы у ребенка не создалось впечатления, что он обязан что-то сделать, чтобы не было слишком ранней академизации и чтобы творческий интерес не угасал. Как этого достичь?.. Когда я занимаюсь с детьми, то очень боюсь. Взрослым за пятнадцать минут могу конкретно, быстро, жестко давать рекомендации. А вот ребенку... Околомузыкальные дети часто живут в частоколе из тысяч “нельзя”: ”Почему так руку держишь? Нельзя! Кто так Бетховена играет? Нельзя!” Какое дело ребенку до Бетховена? Ну да, Бетховен. А мне, дитяти, от него ни жарко ни холодно. Зажечь интерес к творчеству Бетховена, Шопена, Баха, к занятиям на инструменте, вообще к классической музыке – вот самое сложное. Поэтому в первую очередь надо искать хорошего педагога.

Спонсор публикации статьи: интернет проект maldivy.ru - туры на Мальдивы из первых рук. На страницах проекта maldivy.ru, Вы найдете подробное описание и фото отелей на Мальдивах, отзывы и обзоры курортов, и много другой полезной информации, которая расскажет, как провести свой отдых на этом прекрасном архипелаге. Если Вас заинтересует отдых на Мальдивских островах, то Вы сразу сможете оставить заявку на подбор тура, не покидая страницы проекта maldivy.ru

– А как отличить хорошего педагога от плохого?
– Хороший педагог – это стиль жизни. Я много ездил по России, по бывшему Советскому Союзу. И обязательно даже в самом дальнем уголке педагог музыкальной школы подойдет и попросит: “Послушайте нашего ученика”. И когда я слушал этих ребят, то всегда думал: “Сколько прекрасных учителей в нашей стране!”
Главная черта хорошего педагога – истовость. Я не раз бывал членом жюри детских юношеских конкурсов и могу утверждать: педагоги, конечно, особые люди. Они же душу свою отдают! А как слушают! Как-то я был экспертом на одном из конкурсов Чайковского и наблюдал за реакцией зала. Кто-то, закрыв глаза, спал, кто-то смеялся или обмахивался программкой. А кто-то качал головой: “Не согласна я! Не согласна!” Я точно знал: это педагог из детской школы – не может сдержаться. В этом есть своя прелесть.
– Андрей, расскажите, пожалуйста, о вашем детстве, о первых музыкальных шагах.
– Мои родители сразу решили, что если их мальчик пойдет в современную школу-новостройку, то непременно в сентябре подхватит простуду, а к ноябрю сляжет. Поэтому сошлись на том, что самое лучшее – Гнесинская школа на улице Фрунзе. Там старинный особняк времен наполеоновского нашествия на Москву – с маленькими окошками и очень толстыми стенами. Летом меня начали учить музыке, слух был, какое-то соображение было, и за первые способности – условно – меня приняли в эту школу... Каждый день я начал ездить на метро: на дорогу до школы у меня уходило 40 минут. Родители из педагогических соображений время от времени говорили: “Ну что? Наверное, с музыкой можно и расстаться?” Тут уж не хотел я, потому что подружился с ребятами из Гнесинки... В 14 лет перешел в Центральную музыкальную школу, к Льву Николаевичу Наумову, великому учителю, с которым я всю жизнь связан – сначала в консерватории, в аспирантуре, потом работал у него ассистентом. Он – мой ближайший соратник.
– Вы не тяготились в детстве тем, что надо было рано вставать, ежедневно ездить куда-то в центр города?
– Знаете, это было очевидно. Я же другой жизни не видел. Садился в метро – выходил из метро. Знал: на этих станциях подсядет еще кто-то и еще. Совершенно ничто меня не тяготило.
– Андрей, а как пианист должен укреплять свое здоровье? Ведь труд пианиста очень тяжелый...
– В юные годы я по понедельникам начинал делать зарядку, но всякий раз бросал. В консерватории и школе были любимые спортивные игры. Не менее страстные, чем занятия музыкой: на час раньше в школу приходили и на час позже уходили, потому что доставали из-под шкафа мячик и играли в футбол, если, конечно, не надо было списать задачку по гармонии, сольфеджио, алгебре или геометрии. Футбол для меня и моих друзей был свят всегда, и по мере возможности до сих пор летом выбираемся, например, в Переделкино. Красные, лысые, седые дяди носятся с той же страстью, что и розовощекие школьники с октябрятскими значками. В последние годы я больше обращаю внимания на свое здоровье. У музыканта главное – спина. Поэтому при малейшей возможности иду в бассейн – лучшего средства укрепить спину нет.
– А массаж?
– Массаж я просто так не практикую. Если какие-то проблемы бывают, связанные с мышцами, как у любого человека, занимающегося физическим трудом, тогда конечно. Еще люблю закаливание – обливание контрастной водой. Это тоже очень полезно. Часто выполняю специальные упражнения на растягивание позвоночника. И я думаю, с возрастом этому придется уделять больше времени. И потом, конечно, природа, прогулки за городом, в Подмосковье. Еще профилактика – не смотреть телевизор, радио не слушать. В крайнем случае включаю в машине радио “Орфей”, классическую музыку...
– Сколько часов в день вы занимаетесь?
– Риторический вопрос. До 8 часов. А когда бывает авральная работа – на несколько часов больше.
– Вы будете учить сына музыке?
– Человеку всего лишь месяц! Совсем недавно я был в Америке, а там такая манера: то бизнес-ланч, то бизнес-брекфест. Поедание еды в разное время дня, но обязательно с приставкой “бизнес”... Так вот на этих мероприятиях каждый спрашивал про сына и буду ли я его учить... Мы с женой считаем, что не надо, очень сложно. Но первая реакция родственников, когда они посмотрели на мальчика, была такая: ”А-а! Какие ровненькие пальчики!”
В Америке, в Германии я говорил с моими коллегами – все детей учат. Непонятно, конечно, что из этого выйдет. Но все музицируют, каждый на чем-то играет. При этом ребенок занимается и европейским футболом, и языками, и в походы успевает ходить – живет насыщенной жизнью. Каждый родитель своему чаду не враг, поэтому и я совершенно искренне хочу, чтобы у Саши Диева судьба сложилась интересно.l

Рейтинг@Mail.ru