Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №3/1999

Архив

Мы уверены: следующий век станет веком педагогики сотрудничества,

потому что десятилетний опыт школьных преобразований доказал: никакие серьезные перемены невозможны без отношений сотрудничества взрослых и детей.

Даже если забыть все, что было до нас, все равно люди после нас пойдут той же дорогой”.

Каждый раз, когда вспоминаешь лучшее из школьной жизни, почему-то всплывает эта фраза вместе с лицами дорогих нам людей.

Десять лет назад мы создавали творческий Союз учителей. Дело не в юбилее. Просто в момент, когда многим людям в стране так плохо и горько, мысли сами собой обращаются в то спасительное время.

Мы еще не знали, что предстоит месяцами не приносить домой зарплаты, что в школе отключат тепло и свет и дети будут учиться писать буквы в варежках. Не предполагали, что малышей из детского сада вместе с их воспитательницей могут взять в заложники, а прежде чем создать частную школу, придется заплатить такую дань государственным и местным “хозяевам”, что лучше и не начинать.

Десять лет назад мы сердились на чиновников из департаментов и ругали министерство и педагогическую академию, но нынешний террор и грабеж нам тогда и не снился. Стандарты, минимумы, аттестации… Кто защитит учителя?

Десять лет назад нам казалось, что защитой может заниматься творческий Союз учителей.

Мы не историки и не хотели бы присваивать себе право давать вечную оценку тем событиям. Мы были их участниками и в большей степени претендуем не на холодный анализ, а на личное переживание.

Когда-то Симон Львович Соловейчик читал нам вслух письмо видного ученого в газету. Письмо начиналось так: «Я, конечно, не претендую на истину в последней инстанции...»

– Что вы думаете? – спросил Соловейчик.
– Дежурная, проходная, ничего не значащая фраза, не стоит придавать значения, – сказали мы.
– Как это? Как «не стоит придавать значения»? Да ведь за этим целая философия, позиция человека, который ни за что не несет ответственности! Если вы пишете что-то или говорите, если обращаетесь к людям и не претендуете на истину – грош цена такому обращению.

Мы трудились над созданием Союза учителей почти четыре года. Генеральных идей было несколько.

Во-первых, педагогика сотрудничества, которая провозглашала достоинство и равноправие учителя и ученика и не менее важную идею воодушевляющего управления. Во-вторых, многообразие школ. С этой идеи начался конкурс “Авторская школа”, который не кончился и по сей день. В-третьих, профессиональное творчество. Союз учителей поддерживал любое проявление педагогического таланта и мастерства. Не только поддерживал, но и вдохновлял. Из “Дней творческих уроков” и “Уроков-панорам” был рожден конкурс “Учитель года”, который давно уже приобрел официальный статус.

Отчего так получается: прекрасные, высокие идеи, точно найденные, понятные всем слова, смелые и самоотверженные люди – все есть, а дело, только начав жить, умирает?

Примерь все эти наши давние замыслы на школу сегодняшнюю, и покажется, что все они ей впору, что даже не выглядят поседевшими. Так, может быть, дело в нас самих – вчерашних, неопытных в демократическом деле, и сегодняшних, переживших не одну забастовку.
“Мы живем в удивительное время, – писали тогдашние учителя, – все полнее осознаем необходимость развития реальной демократии, самоуправленческих начал в жизни страны, в жизни школы”.

Но мы вчерашние совсем не умели жить по законам демократии, у нас не было опыта выступлений на митингах, мы махали руками, оскорбляли друг друга, мы не могли себе представить, что устав своего союза можем принять спокойно и уверенно, без криков и борьбы амбиций. Сейчас все, наверное, было бы по-другому.

Поэтому, возвращаясь на десять лет назад, мы не можем, дорогой читатель, сказать вам, что не претендуем на истину. Как раз наоборот. Мы претендуем на то, что прожитое, сделанное тогда оказалось самым значительным в педагогической жизни советского учительства.

 

В.Матвеев
+ С.Соловейчик + новаторы = педагогика сотрудничества

Все самое главное начинается с гениальных идей, рожденных в головах выдающихся людей. Так сложилось, что десять лет назад можно было назвать три имени, которые знал в нашей стране любой учитель: Владимир Матвеев, Симон Соловейчик и Олег Газман. Они были идеологами движения, которое с середины пятидесятых называли коммунарским. В нем как раз и обитала самая сильная и радикальная педагогическая жила, которую открыл ленинградский профессор Игорь Петрович Иванов. Взрослые и дети создавали творческие объединения, построенные на коллективном принятии всех решений и коллективном же анализе уклада жизни; модель жизни, построенной на творчестве и служении другим. Люди, пережившие такое, в дальнейшем сверяли свои жизненные поступки с этими идеалами.

 

1984 год
Владимир Федорович Матвеев стал главным редактором «Учительской газеты», которая была тогда органом Министерства просвещения СССР.

Этот момент совпал с какими-то подвижками в обществе и образовании. Была объявлена черненковская реформа школы, стали разрешать всякого рода неформальные инициативы, стали приветствовать педагогическое новаторство.

1986 год, 1 сентября
Симон Львович Соловейчик стал собственным корреспондентом «Учительской газеты» по Московской области.

Его называли тогда самым абстрактным гуманистом Советского Союза. Он открыл миру В.Сухомлинского, а советским людям Януша Корчака. Он прославлял В.Шаталова и С.Лысенкову, которых без разрешения назвал учителями-новаторами. Он был опальным писателем и рьяным врагом тогдашней Академии педагогических наук, пропагандистом учения с увлечением и защитником свободы для ребенка и свободы для учителя.

С.Соловейчик мечтал собрать всех учителей-новаторов в одной школе и даже почти осуществил свою мечту. Уже и школа была, и квартиры для В.Шаталова и Е.Ильина почти нашли, но в последний момент все разладилось и проект не состоялся.

В “Учительскую газету” С.Соловейчик пришел с идеей собрать учителей-новаторов за “круглым столом”. Пусть они два-три дня говорят о том, какой они видят школу и педагогику. А потом он сядет и из этих разговоров сделает школьный манифест. Такая была идея. И все получилось.

1986 год, 1 октября
В подмосковном Переделкине, на даче у писателя А.Рыбакова, собрались учителя В.Шаталов, Ш.Амонашвили, С.Лысенкова, Б. и Л.Никитины, И.Волков, И.Ильин, В.Караковский.

Вел встречу С.Соловейчик, участвовал В.Матвеев. Всю организационную работу по заданию редакции провел клуб московских учителей “Эврика”.

Все расселись в большом холле, В.Матвеев сказал вступительное слово, а затем С.Соловейчик объявил два главных правила:

– Друг с другом не спорить и школу не ругать...

А уже когда были расшифрованы записи, Симон Львович увидел самое главное слово, объединяющее лучших учителей Советского Союза. Это слово было сотрудничество.

1986 год, 18 октября
В «Учительской газете» был опубликован манифест «Педагогика сотрудничества», написанный в Переделкине.

...Многие считают, что осенью 86-го года родилась педагогика сотрудничества.

Конечно, это не так.

Это похоже на то, как наивный школьник полагает, что закон всемирного тяготения появился в момент своего открытия. Педагогика сотрудничества, возможно, существовала вечно, как и закон всемирного тяготения. Фундаментальные законы вечны, они определяют картину мира, но их надо увидеть.

Осенью 1986 года Симон Соловейчик открыл педагогику сотрудничества.

 

Матвеев + Соловейчик + общественно-педагогическое движение + ВНИК “Школа” = педагогика сотрудничества

После выхода в свет манифеста «Педагогика сотрудничества» в стране началось массовое общественно-педагогическое движение.

Когда учителя увидели, что никем не назначенные и никем не делегированные новаторы по своей воле собрались и высказали свою, независимую от начальства точку зрения на то, какой должна быть школа, в их головах родилась идея педагогического сообщества.

Оказалось, что можно самим, не спрашивая ни у кого разрешения, объединяться на основе общих педагогических ценностей. Манифест «Педагогика сотрудничества» и оказался тем сводом ценностей и целей, ради которых стоит объединяться.

Газета предложила выдвигать идеи и обсуждать их, для того чтобы неведомственным, а значит, страшно сказать, негосударственным путем проводить эти идеи в жизнь.

Первый клуб «Эврика» возник прямо в газете, куда позвали педагогов с идеями и опубликовали отчет об этом сборе.

Потом стали проводить массовые всесоюзные сборы клубов «Эврика»: в Пущине, в Куйбышеве, в Харькове.

Всплеск учительской активности стал первым общественным действием по переустройству образования в стране. Школьное хозяйство постепенно стало переходить из рук партийных и ведомственных органов в руки общественного педагогического движения, строящего себя на фундаменте педагогики сотрудничества как на ясной и в то же время очень мощной альтернативе привычной для этих органов авторитарной школе.

И когда в газете появилось письмо учительницы Л.Егоровой с идеей Союза учителей, то вокруг этой идеи как организационной формы педагогики сотрудничества сразу стали объединяться единомышленники – противники авторитарной школы.

1986 год, 23 декабря
Из письма новосибирской учительницы Л.Егоровой

Мы все читали в газетах о том, как происходил последний съезд кинематографистов. Какая свобода! Какая свежесть! Наконец-то кинематографисты сами становятся хозяевами в кино.

Вот я и думаю: а разве работа учителя не творчество, разве она чужда искусству? И разве мы, учителя, играем меньшую роль в духовной жизни детей и подростков? Почему же у артистов и кинематографистов есть творческие союзы, а у нас его нет?

Я предлагаю: давайте создадим свой авторитетный, самостоятельный творческий союз учителей – Всесоюзное педагогическое общество.

1987 год, 29 января
Из письма группы московских учителей

Мы живем в удивительное время. Мы живем в такое время, когда обновление, идущее во всех сферах нашего общества, расширяет горизонты нашего социального мышления и социальной ответственности. Мы все полнее осознаем необходимость развития реальной демократии, самоуправленческих начал в жизни нашей страны, в жизни школы.

Время не ждет. Нужны смелые революционные шаги, вовлекающие в дело перестройки каждого учителя и воспитателя, каждый педагогический коллектив.

1987 год, 24 – 25 февраля
Клуб творческой педагогики “Эврика” провел Дни творческих уроков.

В Москву позвали учителей, готовых поделиться своими находками и изобретениями, для того чтобы дать уроки в двух московских школах (одна из них – школа № 734, директор которой Александр Тубельский).
* За два дня учителя – участники смотра дали 152 урока. На уроках присутствовали 200 экспертов, учителей и гостей.
* Ни на одном уроке не было сделано ни одного замечания ученику.
* Психологи получили 800 заполненных анкет. Экспресс-анализ показал, что наибольший успех у ребят имела учительница математики из деревни Мусичи Слуцкого района Минской области Л. Машко.
* Было проведено два педсовета общей продолжительностью 7 часов.

После Дней творческих уроков события разворачивались с невероятной быстротой.

Газета объявила конкурс школьных проектов – «Авторская школа «Эврика». Заявки можно было присылать прямо в газету, не спрашивая никаких разрешений и местных органов управления. Около трехсот заявок было рассмотрено общественным жюри, состоящим из ученых, учителей, журналистов и даже учеников московских школ.

1987 год, март–апрель
Предложение московского библиотекаря Л.Решетниковой

Пусть “Учительская газета” напечатает анкету, которую должны заполнить читатели. Каждый из них назовет 15–20 самых достойных педагогов, которым доверяется выработка устава. В результате из многих кандидатур выделятся действительно наиболее достойные. Из них и будет составлен оргкомитет. Такое избрание демократично – оно на деле будет отражать мнение большинства педагогов страны.

***

Так и сделали. Оргкомитет будущего союза избирался читателями газеты по рейтингу. Был опубликован список известных деятелей образования, и всем читателям было предложено голосовать. Это были самые демократические выборы в оргкомитет массовой организации.

Лидерами оргкомитета стали С.Соловейчик, Ш.Амонашвили и В.Матвеев.

1988 год, 12 апреля
Из письма Н.Дементьевой, г. Бузулук, Оренбургская область

Мы решили создавать городской педагогический клуб. Но как это оказалось трудно! Нам ясно, что начинать надо с обсуждения основных идей, вокруг которых объединяются члены клуба. А затем уже проводить Дни творческих уроков и уроки-панорамы на основе этих идей.

Помогите нам. Проанализируйте свой опыт, поделитесь с нами.

1988 год, сентябрь
Из статьи В.Кольченко “Если не сейчас, то когда же?”

Единственное, что противопоказано союзу, – это его сращивание с управленческой верхушкой народного образования. Сотрудничество – да, слияние – нет. Общественная организация должна быть общественной и рождаться должна именно так, как это происходит сегодня, на наших глазах: без указаний свыше и директивных предначертаний, в самостоятельном и трудном поиске общественности.

1988 год, ноябрь
Из статьи С.Л.Соловейчика “Точка удивления”

Выражайте себя, учитель, письмом, словом, союзом, проектом, как угодно, только не молчите! От точки замерзания, от точки омерзения, от точки возмущения старым до точки удивления своими собственными возможностями и новой школой, пусть пока что и кратковременной, как плазма в физических лабораториях, но все-таки существующей, – вот дорога учителя и ученика. Ну хватит нам лизать сапоги старого мира.

 

Реформа школы минус педагогика сотрудничества = 0

1988 год, 31 мая
– дата рождения Временного научно-исследовательского коллектива “Базовая школа” под руководством Эдуарда Дмитриевича Днепрова.

Одним из самых сильных апологетов авторитарной школы была в то время Академия педагогических наук. Появление новаторского манифеста спровоцировало раскол и внутри академии.

Лидером взбунтовавшихся ученых (среди которых были В.Давыдов, В.Зинченко, А.Петровский) стал историк педагогики, бывший морской офицер, заведующий лабораторией академического института Эдуард Днепров.

Он опубликовал ряд статей в «Правде», посвященных застою в АПН, а самым ярким его выступлением стало участие в дискуссии в Центральном доме литераторов в апреле 87-го года.

Матвеев, Соловейчик, новаторство, общественно-педагогическое движение и прогрессивная наука объединились. Открытая Соловейчиком педагогика сотрудничества стала программой реальных перемен в школе.

Итак, 31 мая 1998 года был создан Временный научно-исследовательский коллектив «Базовая школа» под руководством Э.Днепрова.

1988 год, декабрь
Всесоюзный съезд работников образования, на котором принята концепция, разработанная ВНИКом «Базовая школа».

К 1988 году размах движения за педагогику сотрудничества стал угрожающим для партийной и ведомственной власти над школой.

Дискуссии и обсуждение основных идей новаторского манифеста велись и в школах, и на страницах газет, и на экранах телевидения. Никогда, ни в одной стране мира школьные проблемы не захватывали общественное внимание в такой степени, как в Советском Союзе в конце 80-х годов.

Накал страстей можно сравнить только с нынешними предвыборными кампаниями. Учителя, подписавшие переделкинский манифест, стали звездами телеэкрана. Часами следила страна за встречами в телестудии Останкино с Амонашвили, Шаталовым, Лысенковой, Щетинным, Ильиным, Волковым, Караковским.

Общество было настолько пропитано идеей школьных изменений, что высшие эшелоны власти уже не могли делать вид, будто их это не касается.

В то же время, видя, как педагогическая власть уходит из партийных и ведомственных рук, как материалы матвеевской газеты становятся руководящей и направляющей силой для учительства, как чуждые пролетарской идеологии борьбы за нового человека соловейчиковские идеи гуманизма, свободы и сотрудничества с ребенком становятся содержанием образования, партия решила возглавить движение за перемены.

Сработал старый прием: если не можешь предотвратить – стань во главе.

Уже была создана комиссия по перестройке АПН, на самом высоком уровне были приняты два судьбоносных решения. Первое: рассмотреть на учительском съезде концепцию развития образования. Один из вариантов концепции создавался Временным научно-исследовательским коллективом «Базовая школа» во главе с Э.Днепровым. Второе: придать министерской “Учительской газете” статус партийной. Во главе ... не с Матвеевым.

Из двух зол партия выбрала меньшее. Решено было собрать съезд работников образования, вынести на него концепцию развития образования, а газету потихоньку прибрать к рукам.

Два последних пика общественно-педагогической активности пришлись на лето и зиму 88-го года. В августе в удмуртском селе Асаново, в учебном хозяйстве сельскохозяйственного техникума, состоялся финал конкурса «Авторская школа «Эврика», где самодеятельные школьные проекты получили всесоюзное признание.

А в декабре состоялся Всесоюзный съезд работников образования, на котором концепция днепровского ВНИКа победила концепцию АПН СССР!

1989 год, май
Состоялся учредительный съезд Союза учителей СССР. “Учительскую газету” представлял уже не Владимир Федорович Матвеев.

Идеи новой педагогики постепенно исчезли с газетных полос, педагогическое сообщество потеряло свой стержень, и даже приход к педагогической власти бывшей вниковской команды под руководством Э.Днепрова в 1992 году не смог возродить главного основания школьных перемен.

“Вот так все закончилось! В один день. С января 1989 года Матвеев был замом главного, а в октябре умер. Движение остановлено, о педагогике сотрудничества почти и не упоминают, на школы пала тень бездуховности. И никто не заступится, никому наша школа не нужна. Какая несправедливость! Какое несчастье...”(Из статьи Симона Соловейчика в “Российской газете”, 18 июня 1991 года) l

С годами слово “реформа” стало чуть ли не ругательным, а трагическое обстоятельство нищеты и учительского унижения переключили внимание общества и педагогов на совсем другие проблемы.

Но оказалось, что без педагогической идеи, без общих ценностей и целей никакие школьные перемены невозможны.

Оказалось, что, забыв о педагогической реальности, нельзя ни строить нормальную экономику образования, ни менять управление, ни создавать законы или ведомственные положения.

Ничего нельзя делать без ясной и прогрессивной педагогической основы.

Ведь что такое педагогика сотрудничества? Не новые учебные технологии и не новаторские способы обучения и воспитания.

Это особенные, высокие отношения между людьми в школьном доме. Отношения понимания, добра и сотрудничества.

Идеи коллективного творчества, свободного выбора, учения с увлечением и педагогической поддержки не входят в область технологий и методик. Это о том, как мы живем: как директор относится к учителям, учителя к детям и родителям, дети ко всему взрослому миру – такой особенный уклад школьной жизни.

Ведь сердце школы, весь ее дух кроются именно в отношениях людей. И поэтому педагогика сотрудничества сегодня приобретает новый, более глубокий смысл.

Строить отношения со взрослыми и с детьми – радостное, счастливое, но трудное дело. Мы хотели бы создавать для своих детей настоящую школу сотрудничества. Все остальное сложится. Конечно, не само собой. Но в этой работе второстепенными окажутся технологии, программы, учебные планы и аттестации.

Мы думаем, что следующий век будет веком педагогики сотрудничества.
Но разве нельзя создавать нашу школу уже сегодня?

И мы решили объявить этот год – годом педагогики сотрудничества. А начать эту работу с акции “Школа сотрудничества”. Строить так строить!

Присоединяйтесь!

Спонсор публикации статьи: юридический центр «ПРАЙМ» - юридическая консультация в Санкт-Петербурге, по выгодным ценам. Воспользовавшись предложением юридического центра «ПРАЙМ», Вы так же сможете получить такую услугу, как бесплатная юридическая консультация по телефону. Высокопрофессиональные специалисты компании помогут найти выход из самых сложных ситуаций и окажут полную юридическую поддержку по основным направлениям права. Подробнее ознакомиться с предложением, и задать вопрос юристу онлайн, можно на официальном сайте юридического центра «ПРАЙМ» http://lcspb.ru/

Рейтинг@Mail.ru