Общение, не приводящее к разобщению
Курс эффективного преподавателя
Молодой учитель приходит в школу, преисполненный решимости
снабдить учеников определенным набором знаний, помочь им освоить модели
поведения и познакомить с нормами. Но на деле оказывается, что
«загрузить» полезную информацию в сознание двух десятков детей
не так-то просто. Они – такие живые и разные – принесли с собой в класс
все свои заботы, огорчения, этические нормы и особенности восприятия. И
вот уже один, вместо того чтобы слушать, затевает свару с соседом,
другой витает в облаках, третий с вызывающим видом возражает в ответ на
каждое слово учителя...
Педагог владеет дидактикой и знанием своего предмета, но для
гармоничного взаимодействия с воистину космическим миром другого
человека ему часто не хватает соответствующих знаний и навыков. Томас
Гордон, известный американский психолог, разработавший систему
эффективного взаимодействия, предлагает учителю обратить внимание на
эту сторону педагогической деятельности.
Он не претендует на то, чтобы вмешиваться в содержание образования, в
технологии и методики. Зато предлагает приверженцам любого
педагогического подхода пути решения извечных школьных проблем
на том лишь основании, что все наши ученики – люди, и для
сотрудничества прежде всего необходимо установить взаимопонимание. А в
этой сфере мы зачастую оказываемся дилетантами и действуем неточно,
неправильно с самыми благими намерениями. Истинное же взаимодействие
основывается на признании проблемы, выявлении и грамотной работе над
ней.
Можно разделить эксцессы, мешающие обучению, на проблемы ученика и
проблемы учителя. Если ученица ежеминутно думает о том, что ее
негативно воспринимают одноклассники, это мешает ей сосредоточиться на
содержании урока. Если у нее непрестанно звонит телефон, это отвлекает
учителя и становится его проблемой. Гордон рисует наглядную модель
«окна поведения» в виде прямоугольника, разделенного
на три горизонтальные полосы. Верхняя – проблемы ученика, внизу –
проблемы учителя, а середина – беспроблемная область, в которой дети
«позволяют себя учить». И чем больше педагог сможет расширить ее,
тем эффективнее будет взаимодействие на уроке.
Как раскрыть в школьниках
самое лучшее
Москва
ООО «Издательство
«ЛомоносовЪ»
2010
Многие учителя просто не знают, что нужно делать, когда у
учеников возникают проблемы. Есть и такие, кто думает, что решение
проблем учащихся противоречит задачам школьного образования, полагая,
что школа должна заботиться лишь об организации учебного процесса.
Одна опытная учительница вспоминает, что произошло, когда ее перевели в
школу, где у учеников было множество проблем: «Начав работать в новой
школе, я быстро поняла, почему мне всегда казалось, что я не очень
хорошая учительница, несмотря на то что ученики моих классов всегда
хорошо успевали. Я быстро поняла, что сначала нужно справиться со
страхами, неудовлетворенностью и злобой детей городского гетто. Только
после этого они смогут усвоить «материал», который я им преподнесу на
блюдечке. Поэтому мне пришлось забыть о плане занятий и взяться за
решение детских трудностей».
Эта учительница открыла для себя очень важную вещь: учитель должен
помогать ученикам не только в освоении материала учебника.
Обычно мы спрашиваем учителей: «Если ученик не слушает учителя, чья это
проблема?» Почти всегда находятся учителя, которые отвечают, что это
проблема учителя, однако большинство отвечают, что это проблема
ученика...
Большинство учителей высказываются в том смысле, что терпеть
рассеянность ученика недопустимо. Другими словами, учитель хочет, чтобы
ученик изменил свое поведение и вел себя так, как если бы у него не
было никаких проблем. На курсах эффективных преподавателей мы называем
такое отношение учителя «неприятием».
Язык
неприятия: двенадцать барьеров на пути общения
Возможные выражения неприятия, которыми учитель может
отреагировать на поведение ученика, подразделяются на двенадцать
категорий. Их объединяет то, что все они не способствуют общению;
делают невозможной беседу, замедляют, приостанавливают или полностью
прекращают двухсторонний обмен, который необходим, чтобы содействовать
решению проблем школьника, мешающих учебному процессу.
Предположим, школьнику что-то помешало выполнить домашнее задание. Тем
или иным способом он пытается показать, что у него возникла проблема.
Ниже приведено пять примеров того, как обычно учителя реагируют на
такую ситуацию. Мы объединили эти пять типов учительских ответов, во
многом схожих между собой:
-
1. Приказ: «Хватит
жаловаться,
задание должно быть выполнено!»
2. Предупреждение, угроза:
«Давай
работай, если хочешь получить хорошие оценки за этот год!»
3. Морализация, просьба:
«Раз ты пришел в
школу, ты должен учиться. Все свои проблемы оставь дома».
4. Совет, предложение: «Тебе
следует
выработать правильный распорядок дня. Тогда ты будешь все успевать».
5. Поучение, назидание,
убеждение,
приведение примеров: «Давай разберемся в твоих делах. До конца учебы
осталось так мало времени, а ты еще не освоил и половины программы».
Рассмотрим еще три типа учительской реакции, в которых
содержатся суждение, оценка или назидание. Многие учителя уверены, что
временами полезно указывать на недостатки, неумение или глупое
поведение ученика:
-
6. Осуждение, критика,
несогласие, обвинение: «Ты просто ленишься!»
7. Высмеивание, придумывание
прозвищ,
уподобление: «Ты ведешь себя, как четвероклассник!»
8. Интерпретирование,
анализ, диагноз:
«Ты просто не хочешь делать это задание!»
Еще два типа выражения неприятия связано, как ни странно, с
попытками учителей облегчить положение ученика – сделать так, чтобы он
не замечал проблемы, или просто убедить его, что проблемы вовсе не
существует:
-
9. Похвала, согласие с
учеником,
поощрение оценкой: «Ты все знаешь. Уверен, что ты в конце концов
выполнишь это задание».
10. Стремление подбодрить, войти в
положение, утешить, поддержать: «Ты не первый оказываешься в таком
положении. Мне тоже в свое время не нравились трудные задания. Но если
начать его делать, оно уже таким трудным не покажется».
Чаще всего, однако, учителя выражают свое неприятие
одиннадцатой категорией, которая больше всего мешает установлению
правильных отношений с учениками, поскольку заставляет их занимать
глухую оборону:
-
11. Задавание вопросов,
выяснение, допрос, перекрестный допрос: «Тебе это задание показалось
трудным?», «Сколько времени ты потратил на это задание?», «Почему ты до
сих пор не попросил помощи?», «Сколько часов ты делал это задание?»
Двенадцатая категория включает обращения, которыми пользуется
учитель, чтобы отвлечь ученика от предмета обсуждения или вообще не
обсуждать данную проблему:
-
12. Уход от темы, попытка
отвлечь ученика, сарказм, высмеивание, смена темы: «Забудь. Давай
лучше поговорим о чем-нибудь более приятном», «Сейчас не время»,
«Давай вернемся к теме нашего урока», «Похоже, ты сегодня утром встал
не с той ноги».
Из многих тысяч учителей, с которыми мы общались в рамках КЭП,
поразительно большой процент (от 90 до 95%), когда сталкивались с
учеником, у которого возникали проблемы, говорили, сами того не
подозревая, на языке неприятия, пользуясь одной из указанных выше
двенадцати категорий.
Родители, общаясь со своими детьми, также часто пользуются
этими двенадцатью категориями. Объяснить их единодушие с учителями
нетрудно, поскольку лишь немногие родители получили специальное
образование и знают, как общаться с подрастающим поколением.
Большинство же разговаривают с детьми так, как с ними, когда они сами
были маленькими, разговаривали их родители и учителя.
Почему эти
барьеры так мешают общению
В обращениях, примеры которых мы привели только что,
содержится более одного значения. В этом-то и есть главное
препятствие! Предположим, учитель узнает, что старшеклассника оставила
подружка, и говорит: «Думаю, этого не случилось бы, если бы ты
относился к ней лучше, поэтому иди и извинись за свое поведение».
Ученик, бесспорно, распознает скрытый смысл этой фразы: «Ты сам во
всем виноват», и/или: «Ты что-то сделал не так», и/или: «Тебе не
хватает моей жизненной мудрости».
Или предположим, что ученик сказал с негодованием: «Мне уже вот где вся
эта школа со всеми ее делами!» – и услышал в ответ: «В твоем возрасте
любой может подумать так же, но когда повзрослеешь, поймешь, что ты
был не прав». Смысл этих слов таков: «Дело не в школе, а в тебе самом,
поэтому я не воспринимаю твои слова всерьез» и/или: «Ты еще ребенок,
чтобы оценивать школу».
Когда учитель что-нибудь говорит ученику, то он при этом всегда
что-нибудь говорит об ученике. Каждая сказанная вами фраза – это
«кирпичик» в отношениях, которые вы пытаетесь создать между собой и
учеником. Каждая фраза выдает то, что вы думаете о нем, и определяет у
ученика отношение к самому себе. Ваша фраза, сказанная сегодня, – это
его самосознание завтра. Вот поэтому любая беседа с учеником может быть
и конструктивной, и деструктивной для ваших с ним отношений.
Чтобы учитель понял, насколько деструктивны могут быть эти двенадцать
типов обращений к ученику, мы предлагаем ему вспомнить собственную
реакцию на полное непонимание своей позиции. Вот что обычно отвечали
нам учителя:
«Я прекратил разговор и замкнулся». «Мне захотелось спорить».
«Я ощутил себя униженным». «У меня возникли раздражение и злоба». «Я
ощутил свою вину или неправоту». «Мне показалось, что меня заставляют
измениться, но мне это не по нраву». «Мне показалось, что собеседник
не верит, что я смогу справиться со своей проблемой». «Мне показалось,
что ко мне относятся как к ребенку». «Я почувствовал, что меня не
понимают». «Я почувствовал, что мое поведение не одобряют». «Мне
показалось, что меня не захотели услышать». «Я был разочарован». «Мне
показалось, что я на допросе». «Мне показалось, что моему собеседнику
это все не интересно».
Двенадцать типов вербальной реакции, о которых мы говорим,
относятся как раз к тем, которых профессиональные психологи
рекомендуют избегать при работе с детьми. При общении с детьми следует
использовать другие методы – не побуждающие их замыкаться в себе,
ощущать свою вину или неполноценность, снижать самооценку, занимать
круговую оборону, испытывать недовольство собой и т.п.
Три общих случая непонимания
Слушатели Курсов эффективного преподавателя (КЭП) обычно
задаются тремя вопросами:
-
1. Что не так делает
учитель,
когда ссылается на примеры, читает нотации и передает информацию?
(«Разве не в этом заключается основная функция учителя?»)
2. Почему похвала и
положительная оценка
мешают общению? («Нас учили, что похвала способствует хорошему
поведению учащихся».)
3. Почему попытки докопаться
до истины
считаются неэффективными и даже сравниваются с допросами? («А как же
быть с методом Сократа?»)
При этом учителя забывают, что мы говорим об общении с
учеником, у которого возникла проблема, не важно – в школе или дома.
Если бы речь шла об ученике, чье поведение находилось бы – вспомним
наше «окно» – в «беспроблемной области», то кое-какие из двенадцати
типов учительской реакции были бы, возможно, вполне уместны.
Возьмем, например, назидательность. Если ученик расположен к учению (у
него нет проблем), а учитель расположен учить (у него тоже нет
проблем), то факты и информация вполне могут быть предложены учителем и
восприняты учеником. Но этого не происходит, когда ученик озабочен
какой-то проблемой. В этом случае передача ему любых фактов и
информации будет нежелательной; он будет противиться ее восприятию или
ее восприятие будет затруднено.
Что касается похвалы, то учителя обычно не согласны с тем, что похвала
может помешать общению. В конце концов, похвала и в школе, и дома, и на
работе широко используется как средство мотивации. («Хвалите их, и
они будут работать не покладая рук».) Эта идея получила убедительное
научное обоснование со стороны психологов, занимающихся формированием
школьного поведения, которые учат преподавателей поощрять «хорошее
поведение» похвалами, положительными оценками и т.п.
Мы же с позиции нашей теории отношений между учителем и учеником
относимся к похвале иначе. Когда у ученика есть собственная проблема и
он не удовлетворен собой или своим поведением, никакая похвала не
дойдет до цели; скорее, ученик решит, что учитель его не понимает.
Когда отношения между учителем и учеником попадают в «беспроблемную
область», похвала вряд ли станет препятствием к дальнейшему общению –
особенно если учитель произносит ее спонтанно, если она естественная
вербальная реакция на успехи ученика.
Но если учитель хвалит ученика «в плановом порядке», чтобы изменить
его поведение, есть вероятность, что тот не поверит в искренность
сказанного («Вы хвалите меня только потому, что хотите, чтобы я вел
себя так, как вам нужно»).
Необходимо также помнить, что в классе похвала в адрес одного ученика
часто будет восприниматься как отрицательная оценка всех остальных. А
ученик, привыкший к частым похвалам (или другим поощрениям), может
воспринять то, что его не похвалили, как отрицательную оценку («Вы
никак не отметили мою работу, вам она, наверное, не понравилась»).
Что касается вопросов, адресуемых ученику, то здесь все довольно
просто: психологи давно пришли к выводу, что при наличии у человека
проблем это ставит барьер в общении. Ведь люди обычно воспринимают как
угрозу, когда кто-то слишком глубоко копается в их чувствах, – особенно
если они не готовы свои чувства ни с кем делить. Человек замыкается,
когда кто-то без спросу вторгается в его внутренний мир.
Некорректные, заданные наугад вопросы могут вывести человека из себя –
они обычно кажутся ему проявлением пустого любопытства. Поэтому
спрашивающему очень легко нарваться на ответ: «Это никакого отношения
к моей проблеме не имеет». К тому же вопросы сужают круг тем, на
которые человек, имеющий проблему, хочет говорить, до темы заданного
вопроса, а она может и не касаться сущности проблемы.
Например, ученик говорит учителю: «Никак не могу решить, что мне
делать после школы – учиться дальше или пойти работать?» – и слышит в
ответ: «Для тебя это вопрос денег?» Таким образом, учитель
«программирует» дальнейший разговор о деньгах, тогда как для ученика
проблема, вполне вероятно, совсем в другом. Он сомневался в своих
способностях, или, может быть, не хотел уезжать и оставлять свою
подружку, или просто никак не мог выбрать специальность... Может быть
множество других причин.
Дело в том, что вопрос не позволяет услышать настоящую причину
переживаний ученика. Вопросы устанавливают границы и ограничивают
возможности. По сути, вопрос определяет направление беседы и мешает
ученику самому решить возникшую проблему.
Почему язык
приятия столь эффективен
Двенадцать реакций, препятствующих общению, считаются частью
языка неприятия, поскольку сообщают человеку, находящемуся в
проблемной ситуации, что он обязан измениться. Они также могут
сообщать, что само наличие проблемы недопустимо, и обвинить человека в
ее возникновении. Некоторые типы реакций говорят собеседнику о том,
что его проблема вас совершенно не волнует. Таким образом, ясно, что
язык неприятия не делает человеческое общение крепче.
Но есть ли альтернатива перечисленным двенадцати реакциям? Да – есть!
Прежде всего надо принимать другого человека таким, какой он есть. Это
важный фактор установления отношений. Когда человек ощущает, что он
приятен другому человеку, то у него появляется стимул изменить себя в
лучшую сторону, реализовать свой потенциал.
Многие родители и учителя думают, что если ребенка принимать таким,
какой он есть, то он таким и останется. Поэтому лучшим способом
воспитания они считают указания на недостатки ребенка и соответственно
пользуются в основном языком неприятия. По их мнению, именно такой
язык лучше всего поможет подростку. Но вот что говорит об этом
тринадцатилетняя девочка: «Они мне часто говорят, какая я плохая,
говорят, что у меня глупые мысли и что мне нельзя верить. В общем, я
часто делаю то, что им не нравится. Но если они считают, что я плохая
и глупая, то зачем делать мне замечания? Я ведь все равно буду делать
то, что хочу».
Эта девочка, в сущности, высказала старую истину: «Если ребенку долго
говорить, какой он плохой, то в конце концов он плохим и станет».
Подростки часто становятся такими, какими их видят взрослые.
Язык приятия позволяет ребенку раскрыться, позволяет ему поделиться
своими переживаниями и проблемами. Приятие одного человека другим
способствует росту личности и благотворным изменениям. И наоборот,
неприятие человека заставляет его замыкаться в себе, чувствовать себя
неполноценным, ощущать постоянный дискомфорт. Профессиональные
психотерапевты своими успехами обязаны прежде всего тому, что со
всеми и всегда используют язык приятия, искренность которого чувствует
собеседник.
Задача программы КЭП среди прочего и в том, чтобы учителя освоили
приемы профессиональных психологов и перестали использовать язык
неприятия в общении с учениками.
Принять другого человека таким, какой он есть, – это, по сути,
продемонстрировать ему свои любовь и уважение. Психология как наука еще
только начинает осознавать огромное значение ощущения себя любимым. Но
уже очевидно, что это ощущение способствует развитию сознания и тела,
и, возможно, это самое главное средство для лечения психологических и
физических травм.
Приятие как раз и способствует созданию такого ощущения. При этом не
надо думать о приятии как о статическом состоянии сознания, внутреннем
отношении или чувстве. Конечно, приятие возникает изнутри, но в
действенную силу оно превращается лишь в случае активной демонстрации.
Человек не будет уверен в том, что его принимают, до тех пор, пока ему
многократно это не продемонстрируют.
Конструктивные способы оказания помощи учащимся, у
которых возникают проблемы
Учителям и другим людям труднее всего понять и принять то, что человек
может помочь другому человеку, лишь научившись правильно слушать.
Молчание, как это ни покажется удивительным, способно на многое.
Психологи проводят много времени, просто слушая собеседника. Они знают,
что выслушивание – это один из самых эффективных инструментов
психотерапии. Оно приглашает человека, обремененного проблемами, к
разговору, способствует катарсису и высвобождению чувств и эмоций;
оно сохраняет инициативу за пациентом и заставляет его глубже
анализировать свои чувства; оно говорит пациенту о вашей готовности
оказать помощь и сообщает ему, что вы принимаете его таким, какой он
есть, со всеми его заботами…
Пассивное выслушивание – это мощное невербальное средство, которое
позволяет ученику ощутить приятие учителя и поделиться с ним своими
проблемами. Ученик не будет говорить с вами о том, что его тревожит,
если беседу направляете вы.
Однако надо помнить, что хотя молчание и не демонстрирует неприятие,
оно в то же время не показывает, что вы действительно внимательно
слушаете собеседника. Поэтому в разговоре, особенно во время пауз,
полезно использовать невербальные и вербальные намеки на то, что вы
внимательно слушаете собеседника. Мы называем такие намеки
«подтверждающей реакцией». Утвердительное покачивание головой, наклон
вперед, улыбка, движения бровями, жесты позволяют ученику понять, что
вы его действительно слушаете. Вербальные подтверждения – например:
«Ага», «Ах!», «Понимаю», – также говорят ученику, что вы относитесь к
нему с вниманием, заинтересованностью, приятием и ждете продолжения
рассказа.
Иногда ученика необходимо подбодрить, чтобы он не замкнулся,
рассказал о себе больше или вообще начал говорить. Такие обращения к
ученику называются «отмычками». Например: «Не хочешь ли ты продолжить
рассказ?», «Очень интересно. Не хочешь ли продолжить?», «Похоже на то,
что ты к этому неравнодушен», «Мне интересно то, что ты говоришь».
Заметим, что фактически это вопросы, не требующие ответа. В них не
содержится оценки того, о чем идет разговор.
Вот как описывает учительница, занимавшаяся по программе КЭП, свой
первый опыт использования этого метода: «Одна пятиклассница задержалась
после уроков, словно хотела поговорить со мной, но не знала, как
начать, и я решила испробовать на ней «отмычку» и посмотреть, что
произойдет. Итак, я сказала: «Ты о чем-то хочешь со мной поговорить?»
Поначалу она что-то мямлила, не зная, как начать. Я решила молчать,
лишь изредка вставляя «угу» и «продолжай». Наконец она раскрылась и
целых десять минут не могла выговориться. Я даже не предполагала, что
у нее такие трудности. Я с трудом удерживалась от того, чтобы задать
вопрос, и мне это удалось. Этот маленький десятиминутный разговор
действительно ей помог, а я почувствовала себя намного к ней ближе. В
конце разговора она сжала мне руку. Я не могла даже представить, что
ей так необходимо выговориться».