Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №12/2014
Взрослые и дети: границы дозволенного и недозволенного

Кольченко Василий

Насилие от бессилия

Цепная реакция зла не может привести к добру

Почему взрослые – родители и педагоги – так часто прибегают к насилию? Не надо думать, что все они злодеи, прирожденные тираны и детоненавистники. Напротив, они, как правило, искренне хотят детям добра.
Однако ребенок почему-то не укладывается в их добродетельную схему. Он не делает то, что от него требуется, – хоть умри! И он делает то, что нельзя делать, – хоть разбейся! Разве можно с этим смириться? Уговоры, ласки, сказки, сдержанность, строгость – ничто не помогает, и у взрослых наконец лопается терпение. К насилию над детьми их толкает собственное педагогическое бессилие. Подавление ребенка постепенно становится для воспитателя привычным делом. Он уже и не представляет, как иначе можно управляться с детьми.
Чем же объяснить такое массовое педагогическое бессилие – может, недостатком квалификации или педагогического мастерства? Нет, прежде всего оно вызвано традиционными и совершенно дикими, прямо-таки фантастическими представле­ниями и о целях, и о средствах воспитания.
...Для начала оглянемся вокруг себя. Как можно гордиться отрепетированным воспитательным мероприятием или музеем какой-нибудь славы, если за углом школы десять человек поджидают одного, чтобы «выяснить отношения»? Как совместить разговоры о культуре поведения в нарядном актовом зале и вульгарный мордобой в запертом изнутри классе? Если на парадном входе у нас показная культура, а на черном – грубое насилие, то такая культура лицемерна и безнравственна. Что же мешает нам заглянуть на черный ход? Иногда от нас, взрослых, требуется совсем немного, чтобы предугадать и предотвратить детскую агрессивность, жестокость. Порой надо вовремя сделать всего один шаг, сказать одно только слово – и беда будет предупреждена.
Пусть уж мы не можем дотянуться до каждого двора, до каждого подъезда, но хотя бы в школе дети не должны ждать избиений и издевательств, вымогательств и оскорблений. А для этого педагогу надо быть ближе к детям, почаще говорить с ними, расспрашивать их и при необходимости вмешиваться – быстро, решительно...
 Было бы наивно думать, что решение такой проблемы, хотя бы частичное, может быть легким. Конечно, если бы каждый из наших педагогов и родителей захотел помочь обеспечить детям чувство личной защищенности, тo никто не смог бы помешать этому. Но для этого нужна еще одна очень важная перемена в нашем сознании. Дети в первую очередь нуждаются не в красивой одежде, вкусной еде и даже не в крепких знаниях. В первую очередь им необходимо ощущение безопасности, отсутствие повседневной тревоги и страха.
Пробуждение интереса к миру, веры в добро, в себя, в справедливость – вот что нужно ребенку. И тогда его не надо будет постоянно удерживать в узде. И он сам себя не очень-то должен будет удерживать – просто незачем. Другие мысли, другие интересы, другие желания.
«Заманчиво, но неконкретно, – скажут нам. – Масштабно, но нереально».
Ох уж эти любители методических рекомендаций и универсальных средств! В том и состоит таинство истинной педагогики, чтобы заботиться не только о примитивном заполнении детского времени, но прежде всего – о заполнении детской души, и тогда время заполнится само собой. А чтобы вложить в душу ребенка добро, смысл, любовь, надо видеть его глаза, слышать его голос. Приказом по департаменту этого не добьешься.
Сколько воспитателей нужно, чтобы дать детям прочный нравственный стержень? Казалось бы, чем больше, тем лучше. Ничего подобного! Бывает и одного достаточно. Отец, мать, учитель, руководитель кружка, просто сосед – дело не в числе и не в звании, а в силе нравственного и творческого поля, образующегося вокруг этого человека, в его влиянии на детей.
А сколько времени нужно заниматься с детьми для успешного их воспитания? Ясное дело, чем больше, тем лучше. Но и тут эффект зависит не столько от времени, сколько от силы духовного влияния. Если оно отсутствует, то не помогут и круглосуточные занятия. А может воспитывать и отсутствующий воспитатель, вернее, его образ, запечатленный в детском сознании.
Только одухотворение, очеловечение детей – действительно надежный и радикальный путь в борьбе с насилием. Ребенок, у которого есть хоть какая-нибудь челове­ческая цель, которому есть с кем откровенно, по совести поговорить и есть перед кем устыдиться, уже во многом застрахован от участия в преступлении.
И неправда, что падение нравов во всем обществе не позволяет педагогу добиться успеха. Конечно, равнодействующая воспитания образуется путем сложения многих составляющих, и общая нравственная атмосфера либо помогает, либо мешает воспитателю. И все же какой бы гнетущей ни была эпоха, мужественный голос воспитателя может оказаться сильнее голоса времени.
Если же мы не поймем, упустим, отступимся в бессилии от детской души, предпочтя путь угроз, наказаний и педагогических истерик, то этим лишь подхлестнем взаимную ожесточенность.
Эстафета насилия продолжит свой путь.

№ 8, 1992