Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №12/2014
Учителя и ученики: дисциплина или достоинство?

Сироткина Елена

Кого слушают ученики

Надо «держать дисциплину». А как, собственно, ее держать?

Статья опубликована при поддержке Студии Ларисы Соловьевой "Говори свободно!" — первой в России школы речевого совершенства, сертифицированной на международном уровне. Занятия в Студии у Ларисы Соловьевой speak-up.ru помогут Вам не только овладеть ораторским искусством, обогатить новыми красками Ваши голос и речь, сделать их глубокими, но и раскрыться Вам как личности, преодолеть барьеры в общении с самыми разными людьми. Уверены, уже совсем скоро Вы заметите, что Вас стали не просто лучше слушать, но и слышать то, что Вы говорите. С подробной информацией о проводимых Студией тренингах и их стоимости можно ознакомиться на сайте speak-up.ru.

Наверное, нет ни одного учителя в наших школах, не слыхавшего словосочетание «держать дисциплину». Характеризуя того или иного преподавателя, администраторы именно с этого и начинают: держит или не держит сотрудник дисциплину в классе. Молодому начинающему коллеге бывалые школьные люди тоже сразу же внушают, что главное – держать дисциплину.
Но как, собственно, ее держать? Что делать, если дети учителя не слушают? И почему не слушают? Вразумительного ответа на эти мучительные вопросы дождаться вряд ли кому удавалось. В лучшем случае рекомендуется посетить уроки тех, кого слушают. И все равно не помогает: вроде делается то же самое, а результат иной. Либо слишком очевидно, что послушание достигается прямым насилием, давлением. Запугивать детей? Далеко не каждому учителю, тем более молодому, это по душе.
 На самом деле было бы вернее применять словосочетание «держать внимание». И это действительно очень важное педагогическое умение. Если ученики не обращают внимания на действия учителя, никак на них не реагируют, то есть равнодушны к ним, значит, не будет никакого контакта, никакого сотрудничества.
В самой рассматриваемой проблеме наиболее существенными являются два аспекта – психологический и организационный. Они тесно взаимосвязаны, и если о втором речь заходит при выборе методики, то о первом упоминается очень редко. Но именно от недооценки психологической стороны дела первые неудачи чаще всего и происходят.
Работа учителя – это ведь общение с аудиторией. Если вы идете на урок в какой-либо класс впервые и в школе вас как учителя еще не знают, то аудитория будет к вам довольно придирчива – вы же новое лицо. Сами, может быть, того не понимая, ученики будут определять, соответствуете ли вы некоему идеальному педагогическому образу. Серьезный, но не нудный; веселый, но не легкомысленный; принципиальный, но доброжелательный... Можно долго продолжать этот ряд противоположностей, единства которых так жадно ищут ученики в своем наставнике.
Конечно, на первом же уроке эти качества не обязательно проявятся, но непременно предполагаются, угадываются. «Да, он такой», – как бы говорят себе мысленно ученики и доверяются вам. Но вот что удивительно: перед уроком вы и сами должны себе мысленно это сказать, тогда вам будет намного легче держать внимание.
Итак, учитель создает определенный образ, попадая в класс. Отсюда и нередкое сравнение его с артистом. Действительно, такое качество, как артистичность, тоже не повредит ему. Артистичный человек раскован, искренен, хорошо ориентируется в каждой конкретной ситуации.
Удается ли вам вообще чувствовать себя свободным, естественным на публике? Легко ли вы общаетесь с незнакомыми ранее людьми? С коллегами? Конечно, детская аудитория отличается от взрослой, но многие механизмы общения действуют тут одинаково.
Артист – он еще и оратор. Поскольку слово – одно из основных средств воздействия на публику, стоит прислушаться не только к тому, что вы говорите, но и к тому, как вы это делаете. Дурное впечатление, как правило, вызывают сумбурность, длинноты, монотонность, излишние повторы. Впрочем, вы и сами можете понять, как следует говорить, вспомнив ораторов, которые в свою очередь произвели хорошее впечатление на вас.
Но не только слово помогает оратору. Важны и пластика, и одежда, и само помещение, где все происходит. Кстати, чтобы представление прошло успешно, артисты репетируют...
А теперь пора вспомнить о классе. Что о нем известно до урока? Если он стабильно существует в школе – с постоянным классным руководителем, учителями-предметниками, без особенных проблем в смысле учебы, – вряд ли возникнут сложности, если вы не будете излишне нервничать.
Однако бывают, что называется, «трудные» классы, особенно в подростковом возрасте. Скажем, давно не было учителя по вашему предмету, или учителя часто менялись, или класс вообще слабоуспевающий, или ваш предшественник был именно «полицейским»... Короче, причины «трудного» поведения могут быть самыми различными. Но учитель, желающий добиться успеха, должен в этих причинах разобраться. Нельзя слепо требовать от класса соответствия некоему удобному для себя стандарту.
Важно учесть и общую атмосферу в школе. Как здесь понимают слово «дисциплина»? Если вы чувствуете, что класс не может воспринять принципы взаимоотношений, предлагаемые вами, приготовьтесь к долгой и терпеливой работе по установлению контакта.

№ 21, 1995