Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №12/2014
Учителя и ученики: дисциплина или достоинство?

Гурьянова Татьяна

Чего ты боишься?

Один из самых устойчивых и типичных школьных страхов – страх перед учителем

Знаете ли вы, чего больше всего опасается ребенок, не выучивший урока? Физического наказания со стороны... учителя. При этом учителю вовсе не обязательно размахивать кулаками. Достаточно пожаловаться родителям ребенка. И...
Физическое наказание последует незамедлительно. Суровое и часто очень унизительное.
Знает ли учитель, какую боль и какой страх вызывает у ребенка прилюдное обсуждение его ошибок – на глазах у всего класса, в присутствии людей, с которыми он дружит и которых уважает?
Страх быть униженным характерен и для тех, кто только что пришел в школу, и для тех, кто ждет последнего звонка. Особенно грустно, когда источником страха для ребенка становится учитель любимый, к чьему мнению он искренне прислушивается, чьим мнением дорожит.
Страх не соответствовать предъявленным к нему требованиям некоторых детей просто парализует. Ребенок боится поднять руку, выйти к доске, что-то не так сделать, сказать, написать.
Ситуация часто осложняется еще и тем, что, делая выговор или ставя несколько двоек подряд, многие учителя даже не стараются объяснить ребенку, в чем он провинился и как эту плохую отметку можно исправить.
Вы не задумывались, почему подав­ляющее большинство школьников боятся придумать что-то новое? Запомнив первый печальный опыт, который ему преподали самые, казалось бы, близкие люди, ребенок постепенно усваивает: лучше не высовываться. Страх перед творчеством поселяется в его душе на долгие годы. Иногда – на всю жизнь.
Школьных фантазеров и первооткрывателей останавливает страх перед одноклассниками, страх оказаться в центре внимания, под прицелом десятка недобрых глаз.
Особенно не везет тем, кто, кроме оригинальных мыслей, обладает нестандартной внешностью, кто чем-то выделяется. Объектами насмешек со стороны сверстников становится всё: некрасивая форма носа, другая национальность, неблагозвучная фамилия. Любые попытки ответить, постоять за свое достоинство тут же подавляются. И часто очень жестоко.
А что же учителя, те, кто по долгу службы вроде бы призван перечисленные выше конфликты предупреждать и предотвращать?
Увы. В конфликтных ситуациях (особенно если речь идет о детских взаимоотношениях) школьные педагоги нередко предпочитают сохранять нейтралитет.
Те же немногочисленные и зачастую довольно беспомощные попытки, которые – дабы заступиться за униженных и оскорбленных – все же предпринимают некоторые учителя, часто осложняют и без того нелегкую школьную жизнь маленьких изгоев.
Пытаясь ответить на вопрос о том, как бы они на месте учителя боролись с детскими страхами, учащиеся «психологического» 8 «А» класса одной московской школы составили памятку учителям:
1. Не начинайте действовать, не разобравшись в причинах страха.
2. Разбираться со страхом должен человек, обладающий запасом знаний, компетентный в этом вопросе.
3. Нельзя манипулировать ребенком. Он тоже имеет право знать, как вы будете ему помогать. Ведь речь идет о его судьбе.
4. Не торопитесь. Известная поговорка «Семь раз отмерь, один отрежь» как раз для такого случая. Прежде чем принимать решение, взвесьте все «за» и «против».
5. Задумайтесь, вправе ли вы заниматься судьбой этого ребенка, если, возможно, именно вы стали причиной его страха. Может, для начала стоит задать  вопросы самому себе?

№ 110, 1997