Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №12/2014
Педагогика школы: авторитаризм или гуманность?

Соловейчик Симон

Дети второго сорта?

А как вы относитесь к разделению детей по способностям?

Детей делят по способностям. Мы несколько раз возвращались к этой проблеме: у нее много сторонников и еще больше противников. Конечно, всегда есть несколько точек зрения. И каждая из них имеет право на существование.
Говорят, что подобные эксперименты – ради ребенка. Сильный больше узнает, слабому будет легче учиться. Говорят, что учителю гораздо интереснее и проще работать с учениками одного уровня развития. Говорят, что сама природа делит людей на более или менее способных.
Да, может быть, в классе слабых упрощенная программа принесет временное облегчение детям. Но что потом? Что станет с выпускни­ками второсортных классов, когда они повзрослеют?
Конечно, в любом классе есть несколько учеников, с которыми учителю трудно справляться. И некоторые учителя признаются: да, хотели бы, чтобы из класса одного или двух таких убрали. Осуждать учителей за это трудно.
Но с этого, наверное, все и начинается: кажется, уберешь одного неугодного, и все образуется, урок станет интереснее. Так идея разде­ления рождается в голове уставшего учителя.
Письма учителей подтверждают: класс отстающих в школьном просторечии называется классом дураков. И дети агрессивно заявляют: «Что вы от нас хотите? Мы же – дураки!» Участь тысяч и тысяч детей решается экспериментаторами, селекционерами от педагогики (по точному определению еще одного нашего читателя).
А представьте себе чувства родителей «отбракованных» учеников. Представьте их унижение и страх за ребенка, у которого есть все шансы стать человеком второго сорта.
...Делить детей по способностям пробовали многие. И в другие времена, и в других странах. Но в итоге подавляющее большинство учителей приходят к мысли: это заводит школу в тупик, выбраться из которого невероятно трудно.
Тем, кто решается на такой эксперимент, нужно отдавать себе отчет: разделение детей необратимо! Когда через год-другой вы решите, что не получили желаемого результата, знайте, что снова объединить классы будет уже невозможно. Об этом предупреждают западные учителя, осознавшие катастрофические последствия таких реформ. Об этом же говорят и многие письма наших читателей.
В Америке проводили специальные исследования, которые показали, что в общем классе отстающему ребенку лучше и, что особенно важно, он в целом не влияет на успехи других детей. Появились даже законы штатов и федеральные законы, требующие объединять спецклассы и спецшколы с обычными.
Позиция «ПС» в этом вопросе однозначна: мы против разделения детей по способностям.
 Школа рано или поздно заканчивается. А жизнь продолжается. И как можно сохранить внутреннее достоинство, если с детства на ребенке клеймо неполноценного? Подумайте, вправе ли вы взять на себя ответственность за то, что, просто разделяя детей на классы с разными способностями, вы кого-то уже сейчас вычеркиваете из нормальной жизни?

№ 29, 1995