Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №12/2014
Педагогика школы: авторитаризм или гуманность?

Филякина Лидия, Шарова Елена

История одной "семейки"

О том, как однажды собрались родители и сделали школу...

Лидия Константиновна Филякина работает в школе тридцать шестой год. Вместе с Евгением Шулешко они разработали удивительную систему принципов и методов начального образования. Теперь ее увлекла иная надежда: помочь знакомым родителям создать полушколу-полуклуб семейного образования. Так самые тонкие педагогические методики соединились с простодушным родительским порывом пожить с детьми общей жизнью. И вот «Семейка» стала маленьким островом внутри огромного УВК «Измайлово» знаменитой московской школы Александра Рывкина. Рассказывает Лидия Филякина.

…Возрождение школы должно начаться с родителей! Они нужны мне в классе для того, чтобы у мам, пап и бабушек с дедушками была возможность с отзывчивостью относиться ко всему, что делает малыш. И тут двое пап пришли с предложением: давайте соберем образованных родителей и будем учить детей сами. Один – рисованию, другой – музыке, третий – математике, четвертый – языкам. Я сразу загорелась.
Первая «Семейка» была сделана для многодетных семей, чтобы они могли привести сюда всех своих ребят, даже маленьких, с двух лет. Если ребенку здесь хорошо, а рядом брат или сестра, он потихоньку, потихоньку всему учится. В семейной школе очень важны старшие дети: когда мы занимаемся, например керамикой, подросток оказывается самым талантливым и умелым, а младший учится не по объяснениям взрослых, а повторяет то, что делает брат или сестра, – снимает информацию с рук, а не с языка. Правда, нередко бывает, что малыш не хочет делать как другие, а упорно занимается чем-то своим, например, лепит и лепит змеек, но потом вдруг наступает качественный скачок – и рождается нечто новое. И то, что рождается, это и есть плод душевного содружества.
…Почти все занятия ведут родители. Мой опыт, конечно, активно используется: русский мы делаем на музыке и движении, безударные гласные осваиваем на говоре разных российских областей. Для этого я ввожу красивые стенографические знаки – на них и по-английски можно писать. Чтение – это вообще форма самоутверждения: ребенок знает буквы, а потом вдруг р-раз – и зачитал. Это происходит мгновенно, но когда возникнет это мгновение, непонятно. У одного в три с половиной, а в основном в четыре – здесь никто никого не торопит и ничего не требует. Если человек решил, что он читатель, он начинает читать.
Мы читаем книги, а наш букварь – песенник. Там есть и послоговый текст, и обычный. Чтение через музыку снимает все зажимы, потому что человек поет. В песне не скажешь «в (пауза) лес» – получается гладко: «в лес». Мы все делаем для того, чтобы он зацепился за паутинку букв, чтобы у него образы слов появились, занятия художеством – это тоже к тому же. Рождение слова – это рождение образа, поэтому я и говорю об образовании.
Пошел ребенок в первый класс, не получается у него читать, а мама с ним читает, читает и читает. Но так делать нельзя. А если ребенок внезапно сумел прочитать на улице слово, из маминой груди вырывается такой восторженный возглас, что хочется совать нос во все книги.
…Математика у нас оречевленная. По образованию я учитель физики и, когда только перешла в начальную школу, долго думала: что же такое математика? Один плюс один – этому же каждый может научить! Потом поняла, что работа учителя – это не просто предмет, это общенческая работа, умение строить контакты. Учитель постоянно учится у ученика его личному движению – и это каторжная работа. Когда я пришла в начальную школу, для меня было очень важно, чтобы ребенок видел не затылок, а глаза другого, потому что дети учатся друг у друга больше и лучше, чем у учителя. Стоит учитель – все взгляды прикованы к нему, и если ребенок что-то прослушал, он это пропустил, не на­учился, а если он учится вместе со своим товарищем, ничего подобного не происходит. Дети становятся зеркалом тех, кто с ними работает.
…Еще очень важная вещь, к которой все мы приучались: относиться к каждому не как к одному из учеников класса, а как к единственному в своем роде человеку. И если у него что-то не выходит, все сочиняют ради него. Такой персонализации везде не хватает.

Рассказ Лидии Филякиной записала Елена ШАРОВА

№ 118, 1997


Примечание от редакции.

Подробнее с замыслами и приемами «интуитивно-образной педагогики» Л.К.Филя­киной вы можете познакомиться в книгах:
Филякина Л.К. Математические вариации. – М., СПб., 2014.
Патрушина Т.А., Филякина Л.К. Первоклассник на пороге школы: советы родителям, советы учителям. – СПб., 2009.