Великолепная команда
Когда с удовольствием учатся? Когда с удовольствием учат!
О школе, в которой дети заставляют расти учителей. А учителя подталкивают администрацию
Директор 564-й петербургской школы Нина Леоновна Корсакова
считает, что всего-то и нужно, чтобы при каждом учителе крутились по
десять ребят. Но только так, чтобы они были близки: кто-то увлечен
предметом, кто-то учителем, кому-то нравится просто участвовать в тех
делах, которые этот учитель и увлеченные ребята организуют. Тогда всех
видно: кто чему радуется и что у кого болит.
***
…Весь первый год на педсоветах говорили об отношениях:
учитель–ученик, ученики–родители, ученик–ученик. Стремились помочь
учителю видеть результат любого своего действия, анализировать работу.
Но дела поначалу шли не очень весело. Приходилось радоваться и тройкам.
По итогам тестирования школьная психологическая служба сильных детей не
выявила совсем. И тогда решили: раз получаем мы детей неначитанных,
неразвитых, раз не водят их родители в кружки, секции, придется все
делать прямо в школе.
В расписании появилось десять новых предметов.
Поначалу поражало, как ребята ведут себя в буфете, на перемене, да и в
классе, как трудно им сказать добрые слова друг другу. Теперь с первого
по четвертый класс в расписании есть предмет этика и культура поведения
и еще с первого по девятый – психология. Художественное чтение –
предмет в расписании с первого по седьмой класс. Мировая культура – с
пятого по девятый. Рисование – с первого по шестой (2 часа в неделю). А
еще – машинопись (со второго по восьмой), информатика (со второго по
одиннадцатый), компьютерные шахматы и ритмика (с первого по четвертый).
На все эти новые предметы класс делится на группы, все учителя –
специалисты в своем деле, например, художественное чтение ведет
режиссер.
Как же с перегрузкой? А ее нет. Машинопись – за счет уроков русского
языка, и задания берут по программе. Художественное чтение – за счет
литературы, информатика – математики.
Взаимоувязки всех предметов – на завучах. Те события, которые проходят
на истории, изобразят и на рисовании, рассмотрят, как отразили их
великие на музыке, литературе, да еще и на художественном чтении, а раз
в четверть это выливается в общее дело – школьный праздник. Готовят его
вместе с выпускниками – они в школе каждый день. Помогают.
***
Теперь в этой школе добрые дети. А еще учителя здесь очень
тепло относятся друг к другу. Нечасто мне приходилось попадать в школу,
где корреспондента отводили бы в сторонку и торопливо рассказывали…
нет, не о склоке в коллективе и не о криминале, а о коллеге, как о
близком человеке: «Вы обратите внимание», «Вы сходите на урок» – и
тревожились: увижу ли, пойму ли?
Евгения Дмитриевна Редекоп, замдиректора по эстетическому воспитанию:
«Чтобы ребенок освоил нравственные ориентиры, заложенные в культуре, он
имеет право на гуманную, демократическую, развивающую школу и на
творческого учителя-наставника, который богатство культуры до него
донесет».
Валентин Васильевич Кравец – учитель физкультуры, руководитель сборной
по регби: «Почему я пришел в школу? Мне не нравится многое в
сегодняшнем мире. Я хочу многое изменить. Думаю, работа с детьми –
самый рациональный для этого путь».
Радик Рафикович Галияхметов учит играть в шахматы с компьютером, ведет
информатику и физику: «Трудно рассказать, как я работаю со своим
классом. У нас общая жизнь. Интересно, ребята часто говорят: «Мы не
знали, что мы это можем».
Надежда Геннадиевна Суворова – библиотекарь. Когда она пришла впервые и
заявила, что главное место в школе – библиотека, все заулыбались. А
сейчас, если на какой-то перемене не открыть, у дверей гудит целая
толпа. В библиотеке есть ковер для малышей, где они играют с кубиками и
машинками, если соскучились за урок по игрушкам. Правда, теперь сюда
любят забираться и старшеклассники, чтобы почитать, полистать книжку
лежа.
***
Районная психологическая служба провела в школе замеры: ребята
очень доброжелательно настроены по отношению к учителям, друг к другу,
не зажаты. Как необычное отметили то, что дети в школу идут охотно. Но
учителей насторожило, что мотив – не учение. Идут общаться!
И в директорском кабинете, и в учительской теперь мозгуют: как же
повысить престиж знаний, учебы?
Это, конечно, правильно. Но как счастлив тот учитель, с которым спешат
пообщаться ребята. И повезло ребятам, если у них хоть один такой.
№ 20, 1993