Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №8/2014
Вторая тетрадь
Школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?


Куценко Елена

У книжной полки

Обозрение педагогической печати

Н.В.Щурова
Надо ли помогать детям?
СПб.: Речь, 2012

Автор, петербургский учитель с большим стажем, знакомит родителей с теми направлениями воспитания, которые приняты в современной педагогической практике. С этой схемой можно сверять стихийное, интуитивное семейное воспитание. Например, начать с определения своего стиля родительского поведения, выбрав из четырех: авторитетный, авторитарный, либеральный, безразличный.
Автор часто напоминает читателям о том, что нужно сначала научить ребенка, а потом требовать. И при научении работать с понятиями «хочу» и «надо», приучать ребенка к выполнению правил, давать ему опыт признания своих ошибок. Родители должны привить ребенку немало полезных навыков, чтобы он чувствовал себя уверенно во взрослой жизни. Это и умение распоряжаться своим временем, и взаимодействовать с окружающими, и доводить начатое дело до конца, и находить компромиссы для выхода из конфликтов.
Довольно много внимания уделено воспитанию положительных качеств: доброты, порядочности, ответственности, честности, чувства долга. Воспитанию чувств посвящено несколько параграфов. И конечно, не обошла автор своим вниманием такую актуальную сейчас тему, как успешность.
Добравшись до раздела «Образование», читатель получит рекомендации относительно того, как стимулировать учебную мотивацию, ликвидировать пробелы в знаниях, развивать речевые навыки, память, внимание. Они сопровождаются описанием некоторых упражнений. А рассуждения автора подкрепляются цитатами из разнообразных источников — от Семейного кодекса РФ и «Домостроя» до Паоло Коэльо.

Джуди Уиллис
Как научить ребенка легко учиться
Минск: Попурри, 2010

Эта книга тоже обращена к родителям, но подход у автора несколько иной. Она предлагает дарить «детям всю свою нежность, передав вместе с ней удивительную способность учиться увлеченно и с радостью». Понимая, что перед школой стоит множество формальных задач, родители могут вместо сетований на отсутствие индивидуального подхода дополнить официальное образование своими стараниями. Или заняться обучением самостоятельно, опираясь на «стратегии, основанные на знании принципов работы человеческого мозга, чтобы поддержать самостоятельность и энтузиазм ребенка». Те, кто захочет понять, на какие научные данные опираются выводы автора, смогут найти их в первой главе. Чтение довольно трудное, но осилить можно.
Практическая часть книги устроена так, чтобы читатель мог сначала определить тип способностей ученика (лингвистические, логико-математические, музы­кально-ритмические, визуально-про­стран­ственные, телесно-кинестети­ческие, способности к самопознанию, к естественным наукам, коммуникативные), а потом нашел рекомендации относительно методов обучения, которые для него лучше всего подходят с учетом типа и возраста. После этого можно познакомиться со стратегиями, которые можно выбирать для изучения разных учебных дисциплин: чтение, математика. Общественные и естественные науки. Здесь есть описание основных навыков, возможных трудностей и путей их преодоления для детей разных типов. В описание стратегий работы включено много забавных и привлекательных для детей упражнений.
Познавательный интерес, энтузиазм ребенка и увлеченность учебой – это, конечно, хорошо, но у официальной школы несколько иные критерии успешности, и измеряется она при помощи тестов. Поэтому в конце каждой главы, где рассказывалось о той или иной области знания, есть описание стратегии по подготовке к тестированию по этому предмету.