Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №8/2014
Вторая тетрадь
Школьное дело

СТРАНИЦЫ ВНЕШКОЛЬНОГО ВРЕМЕНИ


Куценко Елена

Юные натуралисты, дерзайте!

Конкурс исследователей окружающей среды приглашает к участию детские клубы, занимающиеся проблемами экологии

Для школьников, увлеченных экологическими проектами, естественно-научными исследованиями, конкурс часто становится дополнительным стимулом в работе. Например, такой как Всероссийский конкурс юных исследователей окукружающей среды. Его финал и награждение победителей состоялись в первую неделю апреля. Тем педагогам, которые пока только ищут пути развития своей экологической работы, перспектива участия в этом конкурсе, возможно, покажется интересной.


Конкурс проходит в несколько этапов – от регионального до федерального. Жюри очень представительное, в него входят специалисты из Института проблем экологии и эволюции им. А.Н.Северцова, Российского государственного аграрного университета – МСХА имени К.А.Тимирязева, МГПИ, Московского государственного университета леса, Российского университета дружбы народов. То есть к ребячьим работам подходят как к вполне серьезным исследованиям. И для авторов-финалистов это может стать весомым аргументом при выборе будущей профессии.
По словам Клавдии Сенчиловой, первого заместителя директора Федерального детского эколого-биологического центра, на базе которого проходил конкурс, жюри отмечало, что школьники не боятся браться за изучение довольно сложных тем, очень грамотно формулируют цели и задачи работы, используют сложные методики  исследования, собирают значительный фактический материал, качественно его обрабатывают.
Всерьез подумать о своем участии в конкурсе могут те детские клубы и объединения, которые проводят мониторинг экологического состояния водной и воздушной среды, занимаются ландшафтной экологией. Материалом для всех исследований становится региональный материал. Зачастую на конкурсе получают высокую оценку работы, в которых представлен анализ данных за несколько лет работы юных натуралистов. По мнению организаторов конкурса, главным его педагогическим эффектом можно считать пробуждение у подростков живого интереса к проблемам экологии, к исследовательской деятельности. Их воодушевление подкрепляется еще и тем, что работа имеет практическую пользу и результаты всерьез востребованы взрослыми – организациями, занимающимися экологическими проблемами. Как, например, работа Александры Елсаковой из Республики Коми «Исследование миграционной активности северного оленя при помощи телеметрических методов». Иногда информацию о детских исследованиях размещают в СМИ, иногда к ребятам напрямую обращаются региональные экологические службы, заключают договоры о работе. Дети ценят востребованность своей деятельности.
Для взрослых, которые становятся научными руководителями проектов, эта работа тоже становится поводом для повышения мастерства. Например, учителям биологии, химии, географии приходится осваивать методику введения ученика в исследовательскую культуру. О ней можно подробнее узнать на сайте http://www.ecobiocentre.ru/. Там же размещена информация о нескольких конкурсах для школьников разных возрастов.