Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №7/2014
Третья тетрадь
Детный мир

Казанцев Владимир

Урок антирисования

Вместо того, чтобы поддержать творческую инициативу учеников, мы стараемся ввести ее в рамки обыденных правил

Воспитательные моменты. Знаете? Набираем воздуха и отчитываем ребенка, потому что так надо. Или вводим санкции, хотя понимаем, что бесполезно. А надо. Нельзя авторитет уронить.

…Двадцатипятилетняя художница рассказывает, что рисует, сколько себя помнит, и в детстве рисовала чем угодно на всем подряд. Бывало, взрослые ее поругивали, но видели – художник растет, куда деваться. И вот однажды в школе она нарисовала ручкой на полированной парте охотницу, стоящую во весь рост, в руках лук с туго натянутой тетивой – получилось как-то внезапно и неожиданно красиво. Учительница увидела и побагровела: «А ну взяла в руки тряпку и марш оттирать!»
Прямо на уроке она начала оттирать парту намыленной губкой. Кучка окруживших одноклассников была разномысленна: одни вступились, ведь здорово нарисовано, пусть будет; а кто завистливый – советовал тереть лучше. На глазах у всех она уничтожала свое произведение. Картина была стерта целиком, до последней черточки. С тех пор девочка на партах не рисовала.
Случай как случай, скажете. Где это видано, чтобы учитель одобрял исписанные парты. Нам нужны чистые парты и послушные дети. Означает ли это, что мы против красоты, таланта, творчества? Нет, конечно, мы «за». Но всему свой порядок, свое место.
Другой вопрос – почему так грубо, можно было сначала оценить, порадоваться, сфотографировать, что ли, а уж потом… Но это если мы не хотим пропустить шанс обрести детское доверие. Как правило, не оно нас волнует.
Мы постоянно заняты укреплением своих прав, звено за звеном выстраиваем цепочку доказательств. И оно постепенно складывается: в школе возможна только одна культура – школьная, управляемая учителем. И невозможна другая – детская, инициативная. Расхожая фраза «здесь вам школа, а не...» так и понимается: это образцово упорядоченное учреждение, где превыше всего правила. Учитель пресекает нарушения, это и делает его важным и влиятельным.
На деле же это означает, что никакие предписания про «индивидуальную траекторию», «личностный результат», «собственный выбор» и прочее прогрессивное восприняты никогда не будут: воля учителя священна, а самобытность ученика – ужасна. Тот урок «антирисования» потому и не стерся из памяти девушки, что ей понадобилось немало сил, чтобы преодолеть жесткую установку учителя и сберечь в себе творческую свободу. Увы, взрослым проще утверждать порядок, чем утверждать в ребенке человека.
Однажды я был в школе, где во время перемены по радио читали правила: не бегать, не открывать окон, не прислоняться к стенам. Я удивился и спросил ученика: это, наверное, для вашей безопасности? «Еще чего, – ответил мальчик, – это они берегут свой пол и свои стены».