Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №7/2014
Вторая тетрадь
Школьное дело

СТРАНИЦЫ ВНЕШКОЛЬНОГО ВРЕМЕНИ


Моручков Иван

Семь кейсов для юного предпринимателя

Технологии бизнес-обучения помогают подросткам понять, что опыт собственной инициативы и ответственности – самая дорогая валюта мира

Мы сетуем на инфантилизм современных подростков: безответственны, недальновидны, не готовы прилагать усилия ради достижения цели… А где, собственно, они могли приобрести замечательные качества и способности, противоположные вышеперечисленным? В семье, которая уже выстроила жизненный путь ребенка и строго контролирует прохождение всех этапов? В школе, где взрослыми также проложен маршрут от первого теста до финального ЕГЭ? К счастью, есть различные «внесистемные» образовательные программы, с одной стороны, достаточно последовательные и обучающие, с другой – вольные, предоставляющие участнику право выбирать и приходить к неожиданным результатам. 

ДДМ

Образовательная программа «Добрых дел Мастер» придумана педагогами, ушедшими из школы в большую жизнь, самостоятельный бизнес, и рассчитана на старшеклассников. Конечная цель – помочь подросткам подготовить реальные бизнес-проекты, востребованные социумом и полезные для него.Заодно участники получают шанс посотрудничать с разными людьми, проверить свои фантазии на прочность, добиться победы или пережить провал, попробовать просчитать последствия своих действий и проверить точность расчетов… Словом, немного повзрослеть и осмотреться во взрослом мире.

Скачок

Программа начинается с деловой игры «Скачок в предпринимательство», которая обычно проходит в актовом зале школы или колледжа, с которыми удалось договориться. Требуется минимальное оборудование: ноутбук, проектор, доска с листами бумаги.
Пришедшие старшеклассники, может, и хотят стать бизнесменами, но «на чем делают деньги», представляют себе довольно шаблонно. А для старта важнее всего оригинальная идея, более того, личностно значимая, иначе не захочется тратить силы. Ради практической пользы, выгоды подросток не откажется от любимых развлечений.
Поэтому вступление к деловой игре – разговоры о мечте. Сначала каждый формулирует некий идеал, к которому хотел бы прийти (скорее выбирает из многих воздушных замков один силуэт). Конечно, психологи должны помочь ребятам разобраться в путанице желаний.
«Хочу, чтобы я сам, мои друзья, вообще все люди были здоровыми, энергичными». «Хочу, чтобы окружающие были доброжелательнее друг к другу». «Хочу, чтобы не было голодных ободранных собак на улицах».
Для исполнения мечты главное и самое трудное – сделать первый шаг. С чего-то начать. Этот первый шаг обдумывается «про себя», обсуждается в парах и группах и становится идеей личного или командного бизнес-проекта. А для осуществления замысла придется искать пути реализации, финансирования. Незаметно осваиваются азы экономики, маркетинга, проектирования.
Завершение игры – представление проекта. Мечта о здоровье воплотилась сначала в виде кафе здорового питания, но впоследствии сократилась до продвижения авторского витаминного коктейля в школьном кафе и ближайших окрестностях. Мечта о доброжелательности стала отправной точкой для организации выставки детских рисунков и фотографий «Недосказанное». А любитель собак провел аукцион и помог ближайшему приюту утеплить вольеры.
Вопросы зала, критические замечания, скептические возражения помогают авторам уточнить формулировку, учесть потенциальные трудности, что-то быстро изменить, не отказываясь от мечты.

Семь кейсов

Второй этап программы – серия семинаров под названием «Семь кейсов». На протяжении нескольких месяцев подростки встречаются со специалистами (их всегда можно найти в окрестных компаниях) и обсуждают с ними свои проекты с точки зрения той технологии, в которой данный человек особенно сведущ.
К примеру, сначала придумываем бренд предполагаемого продукта. А это не только разработка логотипа, подбор названия, слогана, но и знакомство с конкурентами, осознание отличий. Затем начинаем заниматься продвижением идеи в интернете: создаем группы в соцсетях, сайт проекта, работаем с тематическими форумами. Отдельно – занятие по рекламе. Какие вообще существуют рекламные продукты? Какие подходят для данной идеи? Разумеется, важная тема – поиск источников финансирования: какие вообще бывают способы, как искать спонсоров и инвесторов. Близко по смыслу – навыки ведения переговоров: как вести себя на деловой встрече, как представить свой проект. Семинар по маркетингу поможет проанализировать картину существующего спроса и предложения, определить круг потребителей, максимально точно позиционировать свой продукт в ряду аналогичных. Наконец, обсуждается техника продаж.
В промежутках между встречами авторы проектов общаются по сети друг с другом и с тьюторами, которые помогают ребятам применить «семинарские технологии» к живому делу.
Надо признаться, школы побаиваются таких игр, вообще стараются изолировать «неокрепшие души» от любой коммерческой деятельности. Но случается, что педагоги, из любопытства заглянувшие на деловую игру, на какие-то семинары, удивляются, насколько заинтересованно работают их ученики. Может, все не так страшно? Может, получение реального продукта на выходе – это хороший образовательный мотив?
Стоит еще раз уточнить: далеко не все юные бизнесмены настаивают на личном обогащении. Но всем хочется сделать то, что задумано.

Конференция

Заключительный этап программы – проведение конференции. Начинающие предприниматели рассказывают о том, что удалось реализовать, что пока не получилось, каковы планы на будущее. Конечно, с учетом приобретенного опыта – и это не вялые выступления «у доски», а яркие презентации, видеоролики, увлекающие публику, способные представить даже поражение как пролог победы. И разве это не так в конечном итоге?


Идеи для...

Идея социального проекта может возникнуть у ребят и без всяких бизнес-тренингов, деловых игр. В этом случае стоит учесть опыт предшественников.

Подрезаем крылья

Подросткам свойственно замахиваться на великое. Увы, задача взрослого в этой ситуации – очертить круг возможного. Речь – о ресурсах. Временной ресурс: после уроков, выполнения домашних заданий, еды и сна, посещения кружков, секций или репетиторов, не говоря уже о развлечениях – сколько остается на раскрутку проекта? Что можно успеть за это время? В чем «ужаться»? Умение считать время, планировать пригодится в будущем.
Финансовый ресурс. Тут важно сделать прозрачными незаметные для подростка траты. Скажем, в процессе подготовки проекта приходится много разговаривать с участниками по мобильному телефону. Счет пополняют обычно родители. Приходится совершать дополнительные поездки на метро или автобусе. Снова за родительский счет. Юный предприниматель не догадывается включить эти деньги в смету. Напрасно! Даже если родители согласны спонсировать инициативу, это не совсем грамотный ход, «не взрослый». Лучше найти внешний источник финансирования. Или хотя бы договориться, на каких условиях родители вкладывают деньги в предприятие, и отчитаться перед ними. Как положено.
Еще немного о финансах. Подростки переменчивы. Проект длиною в год им может наскучить, могут измениться цели и мечты. А за короткий срок собрать большую сумму – задача нереальная. Значит, ориентируемся на скромные сметы, максимум несколько тысяч.

Оставляем в оранжерее

В идеале проект старшеклассника должен быть реализован за стенами школы. Но не всякий подросток готов к этому. Промежуточный этап – вступить в деловые отношения с собственным учебным заведением.
Старшеклассникам нередко хочется попробовать себя в роли наставников. И вот ребята обратились к воспитателям продленки в родной школе. Те подсказали, с кем из младшеклассников нужно позаниматься математикой, кому полезны игры на развитие памяти, внимания, речи. Заодно посоветовали хорошие методички, оценили первые результаты. Прибыль? Родительское «сарафанное» радио разнесло весть об эффективных дополнительных занятиях по всему микрорайону. Несмотря на существующие предубеждения, у подростков стали появляться заказчики – мамы и папы детишек из соседних школ.

На пороге

Несколько девочек всерьез решили бороться с недоброжелательным отношением людей друг к другу. Для начала – на почве межнациональной розни. Что может сплотить народы? Поняли: искусство. По социальным сетям, по знакомым разослали призывы: присылать на выставку работы, посвященные культуре того или иного народа или «связанные с глобализацией». 
Но с чего вдруг должны откликнуться юные таланты? Ради возможности выставиться и, конечно, получить диплом участника – портфолио сейчас многие собирают. Чтобы вручать дипломы, нужен официальный статус. Где его взять? В родной школе. Она же предоставит выставочные площади (стены коридоров). Школе удобно – пополняется план мероприятий. Организаторы выставки избавлены от многих формальностей и лишних финансовых затрат (на аренду зала).
Впрочем, некоторое финансирование все же понадобилось: рамочки, призы, транспорт. Собрали методом краудфандинга – при помощи тех же социальных сетей.
Получился проект уже не совсем внутришкольный, но и не совершенно внешний. В итоге девушки остались довольны и теперь уверены в успехе любого следующего проекта.

В свободном полете

Старшеклассники решили помочь ребятам из детского дома. Идея «подарить деньги или вещи» показалась не очень разумной.  Вспомнили вечную истину о том, что надо не рыбкой кормить, а удочку вручить. Договорились провести в детском доме серию мастер-классов (кто в чем силен), а получившиеся у «подмастерьев» поделки передать в разные специальные магазины, которые стали появляться в последнее время в интернете: по продаже сувениров, сделанных теми, кто нуждается в помощи. В переговорах с администрацией детского дома, конечно, помогли взрослые. Была проблема расходных материалов. Нашли спонсоров, фирмы, предоставившие краски, бумагу, шерсть, лоскутки бесплатно. Деньги, вырученные от продажи сувениров, отдали создателям открыток и куколок. Сами удовлетворились сознанием исполненной мечты.
Честно говоря, успешных проектов во внешнем мире у старшеклассников не много.
Сложно подростку понять, что нужно этому миру. Сложно найти способ взаимодействия. Но это не значит, что нужно оставить попытки.

Людмила БОРИСОВА