Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №7/2014
Первая тетрадь
Политика образования

Кожурина Людмила

XIII Педагогический марафон – зеркало учительских предпочтений

Репортаж о первых двух неделях самой представительной образовательной конференции

С24 марта по 18 апреля в Москве проходит XIII Всероссийский педагогический марафон учебных предметов. Его проводит Издательский дом «Первое сентября» совместно с Московским государственным педагогическим университетом. За прошедшие две недели более 15 тысяч учителей Москвы и других регионов России побывали на марафоне – с тем, чтобы узнать, что нового происходит в науке, касающейся их образовательной области, как формируется содержание предмета, какими должны быть программы, а каким – их технологическое сопровождение; чем обеспечивается исполнение стандарта, каковы особенности аттестации учеников по предмету и многое другое, вплоть до особенностей изучения некоторых тем учебного курса.


Марафон – это возможность слушать лекции тех, кто сегодня формирует содержание, стандарты и программы, пишет учебники, создает новые технологии. Но еще это место, где много говорят о главном ресурсе образования – о человеке. Об особенностях современного ученика, о проблемах учителя, о психологически грамотном взаимодействии в педагогическом процессе. Атмосфера на марафоне располагает к открытости, и учителя из разных школ здесь встречаются и знакомятся – каждый сам решает, как использовать время, насколько быть активным в зависимости от собственных профессиональных задач. А наша задача – заметить на марафоне тенденции развития учительского сообщества. В том числе на основании статистики: что люди выбирают в расписании, какие проблемы волнуют больше, а какие меньше, какие темы кажутся важными, а какие не очень и почему.


Итак, гигантская очередь на День здоровья детей, коррекционной педагогики, инклюзивного образования, логопедов, лечебной физической культуры – более 2000 участников, причем среди них много учителей-предметников. Такой же наплыв на День дошкольного воспитания – пришло много родителей. Полторы тысячи собрал День учителя начальной школы, под тысячу –  Дни школьного психолога и классного руководителя. Очевидно: общая педагогика и возрастная психология, проблемы инклюзивного образования, практика коррекционной работы – лидеры запросов сообщества.
Рассматривая статистику по дням и темам (доля от общего числа участников), обнаруживаешь: большие аудитории собирают темы, связанные с требованиями ФГОС – проблемы современного урока, оценка качества, итоговая аттестация, формирование метапредметных знаний, проектная деятельность. А также особенности подготовки учащихся к ЕГЭ и ГИА–2014 и подготовка к внедрению стандартов второго поколения. Компьютерные технологии, новые компьютерные игры – «да», а организация внеурочной деятельности, внутриклассное оценивание, сохранение соматического, психического и нравственного здоровья как задача образовательной среды – меньше.
Значит, в первую очередь учителя стремятся обеспечить те требования, которые к ним предъявляются извне. Так, на готовность ребенка к школе пришли почти все, а на «Детский сад по системе Монтессори» и на «Образование в ДОУ с мигрантами в составе учащихся» – 5–6%. Сравним с географами, например: у них большие аудитории собирали лекции культурологической и философской направленности: климат и человек; эколого-географические последствия российских реформ, а из практики люди предпочитали «Космические снимки на уроках географии» – скорее интересное, чем полезное. Или химия. Работа с новым электронным учебным пособием собрала намного больше участников, чем лекция о преподавании химии в США и Великобритании. Она даже разочаровала: учат без формул, через бесконечные лабораторные, проектные и исследовательские работы – «на бытовом уровне, а где результат?». Остается надеяться, что хотя бы косвенно эта лекция влияла на представления о компетентностном подходе: сперва представляем в воображении, потом делаем, наблюдаем, понимаем – наконец заучиваем необходимое. Поворот от «знаниевости» легким быть не может.

Парадокс времени: хотя по факту новый ФГОС предписывает наращивать компетенции, программы нацелены на увеличение объема знаний, детей оценивают за знания, и учителя в ловушке двойного стандарта (в прямом смысле слова) – учить вы должны одному, но спросят с детей другое.
Между тем психологи призывали учителей больше улыбаться: «Сегодня в аудитории улыбок достаточно. Вот бы так на рабочих местах всегда было» (профессор Марьяна Безруких, День дошкольного образования). Среди других необходимых черт педагога – доброжелательность, внимательность – была названа неторопливость: «Мы и детей вечно поторапливаем, а ребенок не всегда дифференцирует темп и, не понимая сути, начинает суетиться, нервничать».
Прямо или косвенно вопросы учительского профессионализма поднимались постоянно. Александр Глозман, директор Центра образования № 293, который принимал День учителя технологии, говорил: «Ключевой момент в образовании – фигура учителя, работающего в школе. У него может не быть учебников, мастерской, компьютера, но если есть учитель, значит, есть образование». В репортаже с этого дня как раз и был поставлен вопрос о столкновении двух профессиональных парадигм: Робинзона Крузо, человека, который несет в себе всю европейскую цивилизацию и может выстроить свой мир с нуля, и человека постиндустриального мира, который ловко умеет из маленьких модулей создавать конструкции любой сложности. Логика развития преподавания движется по второму пути, но тем больше возрастет ценность авторского уникального труда, собственного образовательного открытия. И это прямо вписано в результаты обучения по новым ФГОС! Так что в какой логике преподаем – сегодня этот вопрос касается каждого. От ответа зависит и организация преподавания, и сущностное наполнение урока.     

Едва ли не каждый день доводилось слышать о неумении детей работать с информацией, затруднениях в обосновании своих суждений, а то и о полном отсутствии каких-либо мнений у детей: «Они воспроизводят ожидаемые мыслительные шаблоны». Специалисты из групп разработчиков ЕГЭ из года в год говорят об одних и тех же недочетах: задачи на понимание решать не могут, самостоятельно создать условие задачи из практической ситуации не в состоянии, зато по формуле шпарят только так. На Дне учителя математики Алексей Семенов, ректор МПГУ, расставил приоритеты: уметь решать уравнения с логарифмами менее ценно, чем способность увидеть математическую задачу в практической ситуации.
Но что за этим? Не много не мало, а переход в другую парадигму. К естественным мотивам деятельности – интерес и удовлетворение, переживание достижения и ощущение перспективы. А что у нас? «К сожалению, наша система обучения и воспитания часто строится на том, что, выявив слабые стороны в развитии ребенка, мы начинаем бесконечно натаскивать его именно на проблемном материале, от одного провала к другому» (Марьяна Безруких). Это с одной стороны, а с другой – новое веяние: вообще ни во что не вникать, отгородившись от детей презентацией опытов или компьютерной игрой. На Дне учителя физики Михаил Чжан на мастер-классе «Проблемный физический эксперимент как фактор развития критического и универсального мышления» высказал мнение, что в последнее время слишком часто и необоснованно реальные физические эксперименты заменяют виртуальными, а физику через компьютер назвал «антифизикой».
Но и по статистике марафона: у педагогов и психологов колоссальный интерес к формам работы с детьми с ОВЗ – аутизм, ДЦП, дизартрия; к логопедии и коррекции детского непослушания – и минимальный к танцевальным и рисовальным упражнениям, йоге и оригами.
Тем не менее формат «Творческие мастерские» – когда несколько педагогов школы рассказывают о своем удачном опыте решения актуальных проблем обучения и воспитания – очень популярен на марафоне. Учитель ищет здесь не столько ответов и решений, сколько улавливает стиль презентации: речь, манера держаться, способность разговаривать с аудиторией. Надо сказать, в эти дни единого эталона не было: те непередаваемые «следы» ремесла предметника и личностные особенности человека всякий раз по-новому прорисовывали образ интересного учителя.
…Дорогой читатель, этот наш обзор неокончательный: впереди Дни гуманитарных предметов и языки. Увидимся!