Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №6/2014
Вторая тетрадь
Школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?


Витковский Анатолий

За журнальным столом

Обозрение педагогической печати

Каким должен быть современный урок и современный учитель? Этим вопросам посвящена статья Веры Гольяновой и Марины Емельяновой «Урок как условие развития интереса к собственному образованию» («НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ», № 3 за 2014 год).
В публикации много дельных рекомендаций, авторы дают описание педагогических средств, которые выработаны в современной школьной практике.
В статье представлены также данные опроса лицеистов о современном учителе. Оказалось, что, с точки зрения детей, учитель прежде всего должен быть тонким психологом – быть внимательным к каждому, уметь чувствовать настроение, под­держать, защитить, пожалеть, подсказать вы­ход из ситуации (84%).
В вопросе о главных умениях учителя мнения распределились следующим образом: должен уметь понятно объяснять, увлекать ходом рассуждений, вдохновлять на учебное творчество (98%); пользоваться компьютерной техникой, интернетом, применять их на уроке (86 %); справедливо оценивать работу, не вы­делять «любимчиков» (74%); давать интересные домашние задания (71%).

Последние исследова­ния говорят о том, что сегодня в школу приходят все больше детей, у которых слабо выражена внутренняя позиция школьника. Эта тенденция обусловлена, в частности, чрезмерной нагрузкой, которая ложится на старших дошкольников с связи с распространением программ ранне­го развития, выстроенным по лекалам учебной деятельности. Как следствие, многим детям уже в первом классе учиться не интересно. На что опереться в этой ситуации учителю? Этот вопрос рассматривается в статье А.Обухова «Становление субъектности младшего школьника в контексте образования» («НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА ПЛЮС: ДО И ПОСЛЕ», № 1 за 2014 год).
Особое внимание автор обращает на значимость эмоциональной поддержки младшеклассников. Как показывают исследования, отчужденный, безэмоциональный стиль общения наиболее негативно сказывается на адаптации детей к школьной жизни.
Еще один ключевой фактор: обучение навыку саморефлексии. Автор подчеркивает, что именно рефлек­сивный подход, «когда учитель постоян­но обращает ученика к осмыслению пройденного пути решения, к пониманию границ своих возможностей и причин затруднений, позволяет развить способность к осознанной работе на уроке».

Одна из самых острых проблем современной школы – агрессия и насилие (в том числе психологическое) среди детей. По данным европейских психологов, примерно 16% девочек и 17,5% мальчиков 2–3 раза в месяц становятся жертвами буллинга. При этом более половины детей (55%) признаются, что они редко делятся такими проблемами со взрослыми. А среди подростков 6–7 клас­сов до 40% (!) отметили, что они не сообщают взрослым о фактах травли.Как же ребята пытаются справиться с буллингом?
Недавно российскими и литовскими психологами было проведено исследование стратегий, которые используют подростки, столкнувшиеся с травлей и другими трудными ситуациями. Результаты исследования представлены в статье С.Хазовой и Н.Останкиной «Возрастная специфика совладающего поведения подростков» («СИБИРСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ», № 1 за 2014).
Выяснилось, что ученики пятых классов чаще всего используют стратегии, ориентированные на отвлечение, подавление, вытеснение травмирующих переживаний, регулиро­вание эмоционального состояния: «Стараюсь расслабиться, оставаться спокойным», «Смотрю телевизор, слушаю музыку», «Стараюсь забыть», «Играю во что-нибудь», «Прошу прощения или гово­рю правду», «Мечтаю, представляю себе что-нибудь», «Обнимаю или прижимаю к себе кого-то близкого, любимую вещь».
С возрастом спектр используемых стратегий расширяется. Так, восьмиклассники нередко стараются решить проблему за счет анализа ситуации и составления плана действий, многие школьники десятых классов прибегают к стратегии переоценки ситуации в более позитивном ключе (например, с точки зрения обретения ценного опыта), одиннадцатиклассники чаще выбирают путь обращения к другим людям за поддержкой.
Вместе с тем при переходе из основной в старшую школу ребята все больше склоняются к стратегии избегания решения проблемы, что, на взгляд авторов, обусловлено недостаточным развитием навыков активного разрешения проблемных ситуаций. Примечательно, что наименее используемой во всех возрастных группах оказалась стратегия «принятия ответственности на себя».