Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №4/2014
Вторая тетрадь
Школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?


Куценко Елена

У книжной полки

Обозрение педагогической печати

А.М.Максимов
Как не стать врагом своему ребенку
СПб.: Питер, 2014


Автор – известный писатель и телеведущий, а не профессиональный педагог. Наверное, поэтому он предлагает «Поговорить. Подумать. Прийти к своим выводам». И для начала размышляет о том, как наше общество относится к детям: «Где истоки пренебрежительного и высокомерного отношения к подрастающему поколению? Почему, как правило, мы вообще не воспринимаем детский опыт, но при этом очень гордимся своим, взрослым?» Одним словом, разбирается в философии отношения к детству.
Во второй части он рассматривает часто случающиеся в семьях проблемные ситуации, развитие которых может привести к отчуждению детей и родителей. Это выбор будущей профессии. Юношеская влюбленность. Реакция на школьные отметки. Кстати, школу автор считает тяжелым испытанием и твердо убежден, что дело родителей – максимально защитить его («а не воспитывать, не заставлять делать уроки, не ругать и критиковать»).
Собственно говоря, в этом и заключается принцип, которым руководствуется взрослый, который не хочет стать врагом своему ребенку: всегда быть на его стороне. Уважать, оберегать, защищать, не врать, быть рядом, давать простор для жизни, доверять, понимать. Почти все главы завершаются притчами, которые могут быть интересны и родителям, и детям. Ведь книжку автор рекомендует читать именно так, вместе.

Е.В.Конькина
Воспитание культуры здоровья в традициях народной педагогики
М.: Московский психолого-социальный университет, 2013

Про патриотизм и национальную идентичность сегодня кто только не говорит. Увы, избыток слов не рождает смыслов. Автор книги предлагает обратиться к народным традициям, следуя которым многие поколения подрастающих детей осваивали тонкости родного языка, культуры, правил жизни своего сообщества, становились его частью. Происходило это без планов воспитательной работы, а во многом благодаря таким несерьезным вещам, как игры, игрушки и праздники.
На фоне могучей развлекательной индустрии и цифровых технологий проверенные временем, пришедшие из недр язычества народные игры кажутся потускневшими и немодными. Но присмотревшись к их сути, можно многое понять в детской жизни. И восстановить некоторые традиции. В частности, обустройство игрового пространства. Например, родителям хорошо бы не настаивать, что на прогулке главная задача ребенка – беречь одежду и не шуметь. В народных играх спрятаны представления об устройстве мира, «программа» физического развития ребенка и подростка, модели интеграции его в социум.
Так же многогранна народная кукла, которая накопила в себе множество традиций народной педагогики. Она и забава, и «тренажер» женских навыков, и охранительница малыша, и средоточие традиций рода, и подружка, которая выслушает все, что рассказывает маленькая хозяйка.
Отдельная глава посвящена детскому празднику, каким он должен быть, чтобы соответствовать детской природе. Больше того, на хорошо удавшемся празднике даже взрослые отчасти возвращаются в детское состояние.
Как отдельное событие он появился совсем недавно, в прошлом веке. Однако и в традиционном воспитании жизнь ребенка сопровождалась событиями-вехами, отмечающими его взросление. Это своего рода инициации, обряды перехода в новое состояние. Подобную идею могут использовать родители и педагоги, которые в организацию детских праздников хотят внести не только развлечение, но и смысл.