Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №3/2014
Вторая тетрадь
Школьное дело

ЗАДАНИЕ НА ЗАВТРА


Витковский Анатолий, Пинская Марина

Формирующее оценивание: шаг к учебной самостоятельности

Когда учебные цели становятся открытыми и понятными для детей

Как научить детей самостоятельно оценивать результаты своей учебной работы? Один из наиболее эффективных инструментов решения этой актуальной задачи – формирующее оценивание. Не случайно обучение этому методу все чаще включается в программы повышения квалификации. О том, в чем суть формирующего оценивания, какие проблемы могут встретиться на пути его освоения и как их можно решить, – наш разговор с кандидатом педагогических наук Мариной ПИНСКОЙ. 

– Марина Александровна, поскольку в образовательных стандартах поставлена цель развития оценочной самостоятельности, у многих педагогов возник запрос на освоение новых педагогических средств. Но вы, насколько я знаю, начали всерьез изучать технологию формирующего оценивания задолго до принятия ФГОС. Что побудило вас заняться этой проблематикой?

– Дело в том, что формирующее оценивание или, как его еще называют, оценивание для обучения (Assessment for learning) с начала 2000-х годов стало мейнстримом мирового образования. Оно пришло в образовательную практику, как реакция на массовую эксплуатацию тестирования в образовательном процессе. Стало ясно, что когда в основу оценивания образовательных достижений заложены преимущественно тестовые методики, такой подход ограничивает возможности развития системы образования. После того как эта связь была осознана, формирующее оценивание оказалось в фокусе внимания образовательных политиков. К примеру, на сайте министерства образования Великобритании появились слова о том, что тесты замечательно измеряют, но не помогают улучшить положение дел. Чтобы добиться улучшения, необходимы новые инструменты оценивания. И значит, учителям надо их осваивать.
То есть тесты показали риски их тотального применения, и «маятник» качнулся в обратном направлении – в сторону живого общения учителя с детьми и учеников друг с другом, где ученик занимает не пассивную, а активную позицию, проявляя все больше самостоятельности, в том числе в организации своей учебной деятельности и оценивании ее результатов.

– А что, если можно так сказать, формирует формирующее оценивание?

– Самостоятельность в определении учебных задач, в выборе способа их решения и вообще – в организации своей учебы. Формирующее оценивание направлено на то, чтобы человек сам мог оценить свои учебные достижения, выявить у себя слабые места, а самое главное – мог определить, что и как ему надо делать, чтобы продвинуться дальше, чтобы улучшить собственные результаты.

– Если вкратце описать суть процесса формирующего оценивания – какие здесь можно выделить основные принципы?

– Первый принцип: учебные цели должны быть открыты и понятны для детей. Ученики знают, что они делают, для чего и к чему должны прийти. Второй принцип: критерии оценивания обсуждены вместе с детьми и понятны детям, возможно, даже введены совместно с учениками. Третий принцип: выстроена постоянная обратная связь от учителя к ученику и от ученика к учителю. На любом этапе учебной работы школьник может получить обратную связь, которая показывает, где он сейчас находится, что у него получается, какие затруднения возникают, как он может с ними справиться…

– То есть ребенок видит, как учитель использует критериальное оценивание, и постепенно учится оценивать себя самостоятельно?

– Да, с какого-то момента учитель уже дает ребятам задания, побуждающие к самостоятельным оценочным действиям и осмыслению проявившихся в ходе оценивания результатов. Например, предлагает обменяться тетрадками, прочитать работы друг друга, а потом дать друг другу совет, что нужно, чтобы в следующий раз сделать работу лучше. Замечу, что один из принципиальных моментов заключается в том, что в практике формирующего оценивания обязательно присутствует взаимооценка. Это важно: когда мы все делаем вместе – мы учимся друг у друга. Чтобы увидеть, чего мне недостает для успешного обучения, я могу посмотреть на работу товарища.

– Вырабатывать оценочные критерии вместе с детьми к каждому заданию нереально. Откуда можно взять критерии «в готовом виде»?

– Например, на сайтах школ международного бакалавриата. Скажем, на сайте Московской экономической школы www.mes.ru выложены критерии, которые приняты для оценки работ в области естественных наук, русского языка и математики. Кроме того, критерии есть в книгах, посвященных формирующему оцениванию. К примеру, в книге, которую мы написали совместно с Ириной Улановской, «Новые формы оценивания. Начальная школа. ФГОС». А также в книгах психолога Галины Цукерман. Отмечу, что инструменты, развивающие оценочную самостоятельность, успешно применяются в классах развивающего обучения в системе Эльконина–Давыдова. Но при этом учителю необходим опыт самостоятельной выработки оценочных критериев, иначе он не сможет научить этому учеников.

– Можно ли описать формирующее оценивание как технологию с определенной последовательностью этапов: сначала учитель ставит и объясняет учебные цели, потом вводит критерии, затем ребята выполняют задания, где оценивают друг друга и себя по этим критериям…

– Конечно, но это слишком механистическое описание. Для раскрытия потенциала формирующего оценивания важно не только и даже не столько соблюдение последовательности этапов, а скорее другие вещи. Прежде всего – профессиональная позиция педагога. Мне вспоминается текст анкеты в бельгийском департаменте образования, разработанной для учителей, осваивающих новые образовательные инструменты. Знаете, с чего она начинается? С двух вопросов: вы уверены, что каждый ваш ученик способен на большее? И – что вы делаете для того, чтобы каждый ваш ученик развивался? Ответ на эти два вопроса определяет главное – зачем учитель входит в класс: «Я здесь не для того, чтобы контролировать или показывать детям, чего они не могут. Я здесь для того, чтобы помочь им успешно продвинуться в своем образовании. И я безусловно верю, что каждый ребенок на это способен. А это, в частности, означает, что я даю ему постоянную позитивную обратную связь, обращая особое внимание на то, что у него получается хорошо или что стало получаться лучше».
Кроме того, следует учитывать, что самостоятельное оценивание и самостоятельное обучение в целом базируется на определенных навыках, которые надо развивать. Например, любой эксперт скажет, что ключевую роль здесь играет умение задавать вопросы. Развивая это умение, мы развиваем у ребенка способность критически мыслить, схватывать главное и вообще – не бояться думать. Кстати, недавно я проводила семинар, посвященный новым способам оценивания, и знаете какое задание оказалось самым трудным для учителей? Придумать вопрос, который был бы интересен участникам семинара, детям…

– Не секрет, что на практике само­оценка нередко проводится формально. Например, учитель предлагает детям: «Кому все понравилось – поднимите красный квадратик, у кого были трудности – синий, кто ничего не понял – черный». Что это – недопонимание сути оценивания?

– Это типичная ошибка, через которую проходят все. Главная причина – сила привычек, складывающихся в процессе многолетнего следования одной и той же методике. И педагог выстраивает учебный процесс в рамках этого привычного алгоритма. Выйти за эти рамки даже при большом желании сразу не получается. Но со временем это происходит, главное – удерживать внутреннюю установку на восхождение вместе с учениками к следующей ступеньке самостоятельности. Можно провести своеобразную инвентаризацию того, что мы (в конкретном классе с конкретными учениками) имеем на сегодняшний день (какой путь прошли, чему научились), и подумать: куда мы можем продвинутся в ближайшей перспективе и что нам для этого надо сделать?

– А может ли следующей ступенькой быть, например, самостоятельный поиск путей преодоления учебных проблем?

– Здесь в качестве примера я могу рассказать историю, которая произошла в одном из 11-х классов, когда ребята готовились к сдаче ЕГЭ. Вначале подготовка проводилась по обычной методике – учитель говорил: сегодня повторяем такую-то тему, решаем такие-то задачи, завтра будет тема такая-то, задачи такие-то. Но поскольку продуктивность подобной подготовки не очень устраивала педагога, было принято решение апробировать новую методику, основанную на самонаблюдении учеников за тем, что у них получается, что – нет. В частности, с ребятами периодически проводилась письменная саморефлексия, во время которой они отвечали на вопросы: чего я хотел достичь? какие задачи перед собой ставил? что получилось в результате? совпало или не совпало это с моими ожиданиями? что я намерен изменить? И оказалось, что ребята довольно быстро начали выходить в режим «самонавигации» – самостоятельно принимать решения по поводу того, куда им дальше двигаться, какой уровень сложности выбрать, какую тему, что можно пройти быстрее, а чему стоит уделить больше времени.

– Если говорить о вашем опыте проведения семинаров: какие концептуальные вещи в формирующем оценивании наиболее трудны для понимания?

– Теоретические моменты практически никогда «не схватываются». В лучшем случае слушатели могут за что-то зацепиться, чтобы потом начать об этом думать. А что же убеждает учителей в том, что новый метод стоит попробовать применить? Убеждает практика (своя или чужая), которую можно показать: смотрите – вот учитель, вот фотография его работы на уроках, вот фото его детей, вот описание рефлексии педагога. И в этом рефлексивном тексте содержится описание опыта использования нового инструмента – методики самостоятельного создания тестов: во втором классе ребята придумывали проверочные вопросы друг для друга, из которых потом складывался проверочный тест. Помимо прочего в этом тексте отмечается следующий факт. В конце работы дети сказали: «Мы почувствовали, что учителя очень хотят нам помочь и очень о нас заботятся». Вот когда слушатели курсов знакомятся с подобной практикой, у них возникают вопросы, пробуждающие интерес: «А что, до этого учитель не заботился о детях? Конечно, заботился, но появился новый педагогический инструмент, и вдруг это стало всем понятно. Почему так? Наверное, вместе с освоением этого инструмента что-то изменилось в их отношениях…»

– Какой вопрос возникает на ваших семинарах чаще всего?

– Где взять время? Как заметил один учитель, рассказывая о своем опыте организации оценочной деятельности в группах: «Все хорошо, но мы не укладываемся в рамки урока. Уже звенит звонок, а они все продолжают обсуждать работы друг друга».

– Универсальной рекомендации здесь нет?

– Порекомендовать можно одно: начните, попробуйте применить инструменты формирующего оценивания, и вы поймете, как вам обходиться с временем. При этом важно понимать: есть инструменты, которые требуют много времени, но есть и другие, позволяющие время сэкономить. Скажем, как можно получить представление об уровне усвоения нового учебного материала? Можно провести контрольную, а можно воспользоваться инструментом «билет на выход». В конце урока дети прикрепляют к доске стикеры, на которых написано: «Что я понял?», «Что я не понял?» И: «Какой вопрос мне хотелось бы задать?» Если учитель осмыслит эти тексты, то, придя завтра на урок, он будет знать, какая проблема есть у конкретного ученика, какие вопросы еще не поняты никем, а на чем уже не стоит задерживаться.