Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №2/2014
Вторая тетрадь
Школьное дело

ЗАДАЧА НА ПОНИМАНИЕ


Витковский Анатолий

Секреты эмпатии

Когда возникает желание поставить ученика на место, попробуем поставить на его место себя

Трудно представить учителя, который не чувствует класс, пренебрегает взаимностью и вообще старается максимально дистанцироваться от детей. Напротив, каждый класс, где он работает, для него эмоционально маркирован, как-то по-своему определен, и на каждый – особый настрой. Так же точно и дети настраиваются на учителя, подсознательно создавая свои ожидания.
Что это? Психологические основы сотрудничества? Ученые говорят – эмпатия.На сегодня эта тема в науке достаточно исследована. А как могут помочь данные психологической науки учителю? Можно ли, к примеру, развивать способность к эмпатическому общению самостоятельно? Об этом мы разговариваем с доктором психологических наук, профессором Ильдаром ЮСУПОВЫМ.

– Ильдар Масгудович, обычно мы отождествляем эмпатию с сопереживанием, иногда – с сочувствием. Но ведь это не совсем одно и то же? 

– Эмпатия означает вчувствование, восходит к немецкому слову Einfuhlung – «вчувствование, проникновение». Проявить эмпатию – значит ощутить то, что переживает другой человек. При этом мы как бы проникаем в опыт другого, переносим свое «я» во внутренний мир собеседника. Однако помимо чувственной стороны у эмпатии есть также познавательная составляющая, связанная с осознанием, мышлением, и волевая сторона. Приведу пример. Может ли автор, пишущий роман, сопереживать своим героям? Конечно. Только в этом случае, как правило, преобладают осознаваемые процессы, писатель сопереживает мысленно, в воображении. Но притом он может описать такие нюансы переживаний, что читатели плачут.
Что же касается волевого компонента, то он особенно явно проявляется в поведении подростков-фанатов, когда они берут за образец какого-нибудь кумира, например Шварценеггера, и начинают подражать ему. То есть эмпатия – это постижение мира другого человека с помощью чувств, мышления и воли. В каждом случае конкретного проявления эмпатии преобладает какой-то один из этих компонентов.

– Очевидно, эмпатия более востребована в индивидуальном общении. Например, с ребенком, оказавшимся в трудной ситуации или создавшим ее. Есть какие-то принципы, правила эмпатического общения, которых стоит придерживаться?

– Важно поставить себя на место собеседника. К примеру, ученик оскорбил учительницу в ответ на ее, как ему показалось, несправедливые действия. Что бы я посоветовал классному руководителю, прежде чем начинать беседу с ребенком? Попробовать поставить себя в подобные обстоятельства и честно ответить себе на вопрос: а что бы в аналогичной ситуации почувствовал я и как бы я поступил? Можно так и сказать ребенку: «Ты знаешь, на твоем месте я бы сделала то-то и то-то, и последствия были бы такие-то. А ты поступил так-то, и это привело к тому-то. Что ты по этому поводу думаешь?» Возможно, ребенок ответит формально: «Я был не прав». Может быть, он вообще ничего не ответит. Но если вы начали разговор не с позиции назидательности, а с искреннего желания понять ситуацию и причины реакции ребенка, это обязательно произведет действие. Как минимум собеседник ощутит побуждение к размышлению. Потому что равенство позиций играет ключевую роль в любом общении. Вы можете проявить эмпатию, если будете вести разговор с позиции «взрослый – взрослый» либо «ребенок – ребенок» (независимо от возраста собеседников), но никак не с позиции «родитель – ребенок». А если начать наставлять подростка, он сразу закрывается или начинает врать.
Давить на молчащего требованием признать вину бесполезно. Как и на ребенка, делающего гадости исподтишка и отвечающего на вопрос «почему ты это сделал?» сакраментальным «я не знаю». Но в этой ситуации надо сначала многое прояснить для себя в поведении ребенка. Эмпатия не универсальный ключик ко всем проблемам. 

– Мы не всегда готовы принять ребенка таким, каков он есть, порой боимся усилить в нем чувство одиночества или даже вызвать в нем агрессию и тогда делаем вид, что понимаем. Этим мы вредим или помогаем ему?

– Искренность всего важнее и всего сильнее. Если мы спрашиваем ребенка, что он сейчас чувствует, просим самостоятельно определить свое состояние, то и сами вправе формулировать свои Я-сообщения. Мы тоже можем чувствовать гнев, злость, досаду и говорить об этом. Нам хочется научить ребенка видеть себя со стороны? А видим ли мы себя? Вы знаете, в стены балетных и гимнастических классов встроены зеркала. Упражняющийся в зале постоянно видит, как выглядят его движения, и запоминает соответствующие им мышечные усилия. Это пример из области проявления эмпатии в волевой сфере психики. В области чувств происходит то же самое. Чувственную восприимчивость человека можно тренировать, если заниматься рефлексией собственных переживаний. Причем способность к такой рефлексии желательно воспитывать с ранних лет. Это происходит, например, когда мы рассказываем ребенку сказки, читаем книги, а потом обсуждаем, кто там какой, кто нравится, а кто пугает. Конечно, способность к рефлексии собственных эмоциональных состояний развивается в общении.

– Вот, например, как организовали общение учителей по поводу эмпатии калужские педагоги. Им была дана ситуация: опоздавшие на урок ребята вбегают в класс с букетом сирени. Оказывается, они каким-то образом узнали, что у педагога день рождения, и решили преподнести учительнице сюрприз, вот только сирень была как-то странно надломана; на вопрос учителя, откуда такой букет, дети честно ответили, что нарвали и дворник за ними гнался почти до самой школы. И учителям надо представить себя на месте учительницы и что-то сказать… 

– Это хороший пример кейса. Хотелось бы заметить, что когда дело касается групповых занятий по развитию эмпатии у взрослых, желательно, чтобы их вел специалист с образованием психотренера.

– Может ли сам педагог оценить, насколько хорошо у него развита способность к эмпатии? 

– Это лучше всего видно при сравнении себя с теми людьми, с которыми вы регулярно общаетесь, например, с коллегами или с близкими родственниками. Присмотритесь к тому, как ваш коллега или близкий вам человек относится к разным ситуациям, к другим людям, к животным. Как он реагирует на эти ситуации? В какой мере он способен предвосхитить развитие событий?.. А затем сравните его реакции со своими. Кто чаще оказывается ближе к истине?
Но опять-таки этот метод требует длительных наблюдений и тренировок в течение нескольких лет.

– И все-таки: приемы, которыми можно воспользоваться для развития эмпатии, существуют?

– Да, пожалуйста. Начав просматривать фильм, в определенный момент, скажем, в начале диалога двух героев на некоторое время отключите звук и по мимике, по поведенческим реакциям постарайтесь понять, о чем они говорят. После этого можно еще раз просмотреть тот же эпизод со звуком и проверить свое понимание. И вообще – желательно, чтобы у педагога была собственная подборка качественных фильмов, где показаны глубина и тонкости человеческих взаимоотношений. Не забывайте также присматриваться к людям, с которыми вы регулярно общаетесь. Как реагируют, можете ли вы предвосхитить реакцию на разные ситуации? При желании каждый человек может научиться понимать других.



Может пригодиться

Большинство специалистов ситают, что эмпатические способности можно развить и улучшить.  Вот простейшие упражнения  по развитию эмпатии, которые могут дать представление о том, в каком ключе надо действовать.


1. Подумайте, способны ли вы отвечать на такие вопросы: «Что я сейчас переживаю?», «Чего я в данный момент хочу?», «Зачем я это делаю?» Если вы умеете отдавать себе в этом отчет, у вас есть способность мыслить за других.

2. Подумайте и решите, почему в одинаковых ситуациях вы иногда действуете одним образом, а иногда – другим. Вспомните конкретные события. Нужно знать причины своих действий. Это поможет вам понимать причины действий других.

3. Вспомните имя человека, который вам неприятен. Решите, в чем здесь причина.

4. Вспомните случай, когда в беседе ваш собеседник отстаивал, как вам думается, совсем абсурдную точку зрения. Почему он это делал?

5. Были ли случаи, когда вы, слушая оратора, думали, что он говорит одно, а подразумевает другое? Почему вы так думали?

6. Если вы хотите развить свою способность понимать переживания и намерения других людей, выработайте у себя привычку наблюдать: обратив внимание на какого-нибудь человека, оцените его эмоциональное состояние.

7. Научитесь слушать других людей (попробуйте хотя бы 5 минут кряду только кивать и «угукать» в течение чьего-то монолога, не вставляя ни слова).

8. Перед тем как что-нибудь предлагать или высказать просьбу, подумайте, могут ли вам возразить?

9. Когда смотрите художественные фильмы, периодически выключайте звук - при этом старайтесь не терять нити событий; это поможет вам развить способность идентифицировать себя с другими лицами

Используя эти упражнения, важно понимать, что эффект будет гораздо больше, если поддерживать постоянные контакты с людьми, которые смогут дать адекватную обратную связь.