Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №1/2014
Вторая тетрадь
Школьное дело

ТАЙНИКИ ПРОФЕССИИ


Черных Марина

Отметки по правилам

Если сделать систему оценивания предметом договоренности с учениками, это даст им уроки, которых нет в программе, – уроки самостоятельности и ответственности

Вот и началась эта нескончаемая третья четверть, самая долгая в учебном году... А что если эту протяженность увидеть как простор для отрабатывания тех навыков, на которые вечно не хватает времени? Мы часто сетуем на то, что слово, обязательство, договор обесценились в сегодняшнем мире. Вот и попробуем научиться договариваться: обсуждать условия, выполнять совместно выработанные правила и нести ответственность. Это, кстати, коммуникативные УУД. А еще планировать свою учебную нагрузку, распределять силы, менять план действий в соответствии с изменившимися условиями. А это – УУД регулятивные. Неторопливо, обстоятельно, пошагово – четверть-то длинная.

Договориться 

Оценить свой выбор, свои стратегии человек может только столкнувшись с последствиями. Для школьника самый зримый и простой для восприятия результат – это отметки. При всем несовершенстве оценивания их вполне можно использовать в качестве обучающего инструмента. Как показатель успешности. Причем не только усвоения материала, но и долгосрочного планирования своей деятельности, проектных способностей, умения рассчитывать на несколько шагов вперед.
Для начала необходимо договориться в первые же учебные дни о правилах выставления отметок в предстоящей четверти. Сразу – это важно: так ребенок может настраиваться на долгосрочную деятельность, рассчитывать свои силы, менять выбранную линию поведения, ориентируясь на обстоятельства. Причем «договориться» – это не ознакомить с другим порядком оценивания, а как минимум предложить новую схему в общих чертах и долго подробно обсуждать. Объяснять, почему это вам кажется разумным, выслушивать предложения учеников. И принимать те из них, которые окажутся обоснованными, отказ непременно комментировать. Записать и поместить в доступном месте – чтобы при возникновении недоразумений обе стороны могли сослаться на текст договора, например, если пропущен последний срок пересдачи.
Четко оговоренные сроки (дедлайн), разнообразие форм «зарабатывания» баллов и прозрачная система критериев – это каркас, без которого обойтись трудно. Все остальное подлежит обсуждению. Какие контрольные предстоят. Что и по каким критериям будет оцениваться в текущей работе. За какие задания можно заработать дополнительные баллы. Каким образом можно исправить не устраивающую ученика отметку. За какое время до конца четверти возможно повлиять на итоговую отметку. И самое стратегически важное: оценку определяет только уровень знания и успешность навыков или отсутствие прогулов, регулярное и добросовестное выполнение домашних заданий тоже могут повлиять на итоговый балл? Очень желательно включить в договор (скорее всего с подачи учителя) такое условие: устойчивое сокращение абсолютного количества ошибок гарантирует минимальный положительный результат. Это важно для детей, которым по тем или иным причинам категорически не дается предмет.

И выполнить договор 

Договориться непросто, но и придерживаться установленных правил не легче. Учителю придется балансировать на грани. С одной стороны, дети должны пожинать последствия своей самостоятельности, с другой – не допустить катастрофы, пустив ситуацию на самотек. Ибо наверняка найдется несколько мечтательных лентяев, которые расслабятся в первой половине четверти, уповая на то, что исправят все ближе к концу, подготовив реферат или выучив все сразу. Их придется настойчиво возвращать к реальности, предложив написать план и контролируя его выполнение.
Возможно, довольно много учеников захотят использовать возможность подготовить реферат или провести исследование. Тогда для них нужно будет провести классную мини-конференцию с краткой защитой.
Быть самостоятельным, а значит, свободным довольно сложно. Этот труд выдерживает далеко не каждый взрослый. Поэтому большинству детей потребуется более или менее значительная поддержка учителя. Кому-то придется напомнить, что контрольную можно переписать, кому-то помочь выбрать между рефератом и пересдачей, чьих-то родителей успокоить и посоветовать им, как помочь ребенку в улучшении его результата.
И конечно, выставить итоговую отметку, максимально учитывая все достижения ученика.


Если вы решили попробовать, то...

…чем многочисленнее и разнообразнее будут формы накопления баллов, тем лучше. Можно предложить, например, разработку заданий разной сложности по темам, которые прошел класс, – для тех, кто будет изучать материал в будущем году; выполнение реферата; работу над предметным проектом, исследованием; проведение занятия в кружке для младших ребят. И помимо этого должна быть гарантированная возможность (в оговоренные сроки) еще раз просто и без затей переписать контрольную.

...нужно понимать, что подобный шаг обратного хода не имеет. Дети, однажды испытавшие радость осмысленной деятельности, настоящей работы по планированию и достижению результата, с большим трудом могут вернуться к традиционному оцениванию. Еще труднее этот шаг назад дается учителю. Даже вернувшись к привычным отметкам в классе, обычно устанавливаются учебные отношения на ином уровне: обычной практикой становится обсуждение критериев, подход к четвертным результатам становится более осмысленным и рабочим.

…учителю довольно трудно отказаться от прежних стереотипов и (да!) частицы своей власти. Единоличное право на выставление отметок – привычное и оттого кажущееся естественным право карать и миловать. Быть источником справедливости: не работал всю четверть, домашних заданий не выполнял – получи свою тройку, даже если все выучил. Если же в соответствии с новой договоренностью оценивается только владение учебным предметом, на высший балл может претендовать даже отъявленный прогульщик, лентяй и нарушитель дисциплины.

...придется контролировать себя с самого первого шага – договоренности. Только подлинный договор, а не его имитация даст опыт самостоятельности, позволит прорасти образовательным смыслам. Можно сделать запись соответствующего фрагмента занятия и просто количественно посчитать, сколько детских предложений было включено в новые правила оценивания, сколько времени было отведено для высказывания ученикам и сколько учитель говорил сам. Была ли возможность отказаться у тех, кто хотел остаться в старой системе оценивания? Предусмотрена ли возможность корректировать правила, если их несостоятельность станет очевидной?

…отметки, конечно, важны, но затеваем мы все это ради навыков учебной самостоятельности, для отчетности – регулятивных УУД. Их, к счастью, пока не измеряют административно. Но для себя нужно придумать способ, который поможет отслеживать продвижение детей в этом направлении. Возможный вариант для начала – рефлексивное размышление в конце четверти, основой которого могут стать вопросы: повысилась ли объективность четвертной отметки при новых правилах оценивания? пришлось ли использовать возможность повышения балла? было проще или сложнее рассчитать свои силы на протяжении четверти? что было самым трудным? приходилось ли менять планы в течение четверти?