Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №22/2013
Первая тетрадь
Политика образования

БУМАГА С ОСТРЫМИ КРАЯМИ


Дашковская Ольга

Стандарт для детей с ОВЗ: образовательную лестницу оставили без пандуса…

Ученики с особыми потребностями – это всегда нестандартные педагогические случаи. И попытка жестко разделить детей по уровням развития ни к чему хорошему не приведет

Обсуждению четвертой версии документа, подготовленного РГПУ им. А.И.Герцена совместно с Институтом коррекционной педагогики РАО, были посвящены заседание экспертного совета по инклюзивному и специальному образованию при профильном комитете Госдумы и «круглый стол» в Министерстве образования и науки.

Этим мероприятиям предшествовало письмо родителей детей с ОВЗ http://downsyndrome.borda.ru/?1-13-0-00000130-000-0-0-1385642923, адресованное министру образования Дмитрию Ливанову, Уполномоченному по правам человека в РФ Владимиру Лукину, зампреду думского Комитета по образованию Олегу Смолину и члену Общественной палаты правозащитнику Борису Альтшулеру.  Две тысячи родителей, подписавших обращение, выступили против предлагаемого проекта концепции, урезающей, по их мнению, право детей-инвалидов на инклюзивное (совместное) образование.  Родители считают, что концепция противоречит Закону «Об образовании в РФ» и Конвенции ООН о правах инвалидов, утвержденной Россией в 2012 году. В то же время, открывая заседание «круглого стола», состоявшегося в Мин­обрнауки, Виталий Кантор, проректор по учебной работе РГПУ им. А.И.Герцена, не скупился в описании достоинств концепции, которая «эволюционным путем переформатирует образовательное пространство»; «открывает двери общеобразовательных школ для детей с ОВЗ»; «соответствует Закону «Об образовании в РФ» и Конвенции ООН о правах инвалидов». Кроме того, по словам В.Кантора, «абсолютное большинство одобряет» данный документ, в том числе правозащитники, профессиональные эксперты, а также родители, принимавшие участие в его обсуждении. 
Складывается впечатление, что речь идет о разных концепциях.
В чем же суть документа и почему он стал предметом резкой критики со стороны родителей детей-инвалидов и части специалистов?

Четыре варианта, и только один – инклюзивный

Согласно концепции для обучающихся с ОВЗ предусмотрены 4 базовых варианта стандарта: А, В, С и Д. Причем инклюзивное?– только для обучающихся по стандарту А, то есть «достигших к моменту поступления в школу уровня развития, близкого возрастной норме» и получающих образование по обычным программам, в среде здоровых сверстников и в те же календарные сроки.
Для всех остальных это обучение «в среде сверстников со сходными ограничениями здоровья» по адаптированным программам. Разница в том, что по стандарту В учащиеся получают образование, сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения школы с образованием здоровых сверстников, но в более пролонгированные календарные сроки.
Таким образом, аттестат зрелости получают только выпускники, освоившие стандарты А и В; те же, кто обучается по вариантам С и Д, могут рассчитывать лишь на свидетельство об окончании школы, не дающее права на продолжение образования.
На этих двух уровнях (С и Д) академическое образование сводится к минимуму, основное внимание уделяется лишь развитию жизненных компетенций.

Желаемое и возможное

Несмотря на утверждения разработчиков концепции о гибкости предлагаемого стандарта, у специалистов и родителей возникают по этому поводу большие сомнения.
Так, один из главных тезисов концепции о том, что: «...предусматривается возможность перехода с одного варианта ФГОС на другой при желании семьи и рекомендации специалистов» – входит в противоречие с повседневной практикой и нормативными документами. Поскольку, кроме желания семьи и рекомендации специалистов, есть еще и психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК), которая ставит диагнозы и определяет тот или иной уровень обучения детей. Именно ей концепция дает все карты в руки для направления детей с умственной отсталостью и задержками психического развития в специальные школы и коррекционные классы. Согласно таблице, составленной авторами документа, этой категории детей предписаны самые нижние «этажи» стандарта – С и Д, без вариантов подъема на более высокие ступени образовательной лестницы.
Не случайно Татьяна Журина, председатель некоммерческой организации родителей детей с синдромом Дауна «Мыс Доброй Надежды», назвала концепцию «оплеухой» родителям детей с ОВЗ. А председатель ассоциации «Даун-синдром» Сергей Колосков заявил, что 265 тыс. детей с нарушениями умственного и психического развития «благодаря» такой концепции останутся за бортом инклюзивного образования.
Проблема еще и в том, что баланс интересов родителей и решений ПМПК не очень четко определен в Законе «Об образовании в РФ».
С одной стороны, в ст. 44 Закона (п.1) утверждается, что «родители (законные представители)... имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами», а в ст. 55, п.3 читаем: «Дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии».
Как пояснила замдиректора Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минобрнауки Ирина Терехина, согласно министерским подзаконным актам решения ПМПК являются обязательными для школы и рекомендательными для родителей. Это означает, что школы будут вынуждены подчиниться ПМПК, а родители не смогут реализовать право выбора образовательной траектории своих детей.

ПМПК: монстр или помощник?

За прошедшие десятилетия деятельность ПМПК вызвала стойкое негативное отношение со стороны родителей детей с ОВЗ (особенно с нарушениями умственного и психического развития) и резкую критику со стороны ученых.
Так, на съезде психологов, состоявшемся в феврале 2012 года, говорилось, что примерно 30% диагнозов «умственная отсталость», которые поставлены детям, находящимся в учреждениях соответствующего типа, являются ошибочными. В результате все большее число детей обречены всю жизнь расплачиваться за неверно поставленный диагноз.

Какой же выход?

Во-первых, на съезде психологов было принято решение о необходимости не только профессиональной, но и этической подготовки специалистов ПМПК, которые всегда должны делать выбор в пользу ребенка.
Во-вторых, депутат Госдумы Олег Смолин разработал законопроект о приоритетном праве родителей выбирать формы обучения для своих детей. Правда, перспективы принятия этого документа очень туманны.
В-третьих, авторы концепции предлагают разработать типовой контракт между всеми участниками образовательного процесса, закрепляющий ответственность всех сторон и преимущественное право родителей выбирать уровень стандарта для детей с ОВЗ.

Есть ли свет в конце тоннеля?

Что касается Концепции ФГОС для детей с ОВЗ, то она будет доработана с учетом высказанных замечаний. В концепции должен быть четко прописан инклюзивный компонент. Сейчас основной акцент сделан на специальном, коррекционном образовании, что, по мнению Светланы Алехиной, директора Института проблем инклюзивного образования МГППУ, противоречит Закону «Об образовании в РФ», в котором приоритет отдается совместному обучению детей с ОВЗ с их сверстниками. 
Должна быть исправлена некорректная терминология документа, в котором дети-инвалиды противопоставляются «нормально развивающимся сверстникам».
Но главное – необходимо устранить основную методологическую ошибку документа, в котором стандартизации подвергаются уровни развития детей, а не условия их обучения и воспитания.
Как подчеркнул Олег Смолин, «должен быть стандарт не на ребенка в зависимости от условий, а на условия в зависимости от ребенка!». 
Специалисты считают, что если разработчики выберут второй путь (стандартизация условий), исходя из потребностей детей (а не их возможностей), то не возникнет оснований для дискриминации наиболее уязвимой категории детей с ОВЗ, имеющих нарушения умственного и психического развития. 
– Проблема создания условий для развития особенных детей слишком сложная, чтобы можно было ожидать простых и однозначных решений, – считает профессор кафедры индивидуальной и групповой психотерапии факультета консультативной и клинической психологии МГППУ Виктор Зарецкий. – Каждый случай уникальный. Стандарт может стимулировать этот процесс творческого поиска, а может закрыть работу в этом направлении, опять передав ответственность родителям и энтузиастам, как и было до сих пор. 
По общему мнению, условия в концепции представлены очень слабо и поверхностно. В этой связи предстоит обсудить и уточнить ряд вопросов – таких, как наполняемость классов для инклюзивного обучения, квалификация специалистов, работающих с детьми-инвалидами, а также конкретно прописать систему психолого-педагогического сопровождения таких детей в зависимости от их индивидуальных особенностей.
По словам Валерия Асикритова, директора Санкт-Петербургского дома-интерната для детей с отклонениями в умственном развитии, необходимо разработать нормативные акты, уточняющие механизмы внедрения и финансирования ФГОС для детей с ОВЗ.
Заявления разработчиков, прозвучавшие на «круглом столе» в Минобрнауки, о том, что реализация данных стандартов не потребует дополнительных затрат, не соответствуют действительности. Ведь помимо специалистов, сопровождающих обучение детей-инвалидов (дефектологов, психологов, социальных педагогов, тьюторов), потребуется переподготовка учителей обычных школ для работы с детьми, имеющими особые нужды. Также нельзя сбрасывать со счетов специальное оборудование для детей с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата. Особая статья расходов – разработка адаптированных программ и учебно-методических комплексов для инклюзивного образования. 
Но помимо материально-технических условий есть еще одно, которое потребует не финансовых затрат, а перестройки общественного сознания в пользу принятия детей с ОВЗ другими сверстниками и их родителями. Пока еще наше общество не готово объединиться с такими детьми, и понадобятся серьезные усилия для того, чтобы сломать сложившиеся стереотипы.
Если все перечисленные условия не будут подготовлены, мы получим ту самую дешевую «стихийную» инклюзию, против которой выступают как специалисты, так и родители детей с ОВЗ. 
Виталий Кантор заверил участников «круглого стола» в министерстве, что их предложения будут учтены. Обнадеживает и то, что в группу по доработке концепции будут включены сторонники инклюзивного образования С.Алехина, С.Колосков, родители детей с ОВЗ.
По словам замминистра образования Вениамина Каганова, стандарты для детей с ОВЗ должны быть разработаны не позднее середины следующего года, в сентябре они пройдут апробацию в ряде регионов и затем, в декабре 2014 года, будут утверждены. 
Но и это еще не все. В ближайшее время Минобрнауки намерено объявить конкурс на создание ФГОС дошкольного образования для детей с ОВЗ. Это позволит создать основу для систематической работы с детьми, имеющими различные нарушения в развитии, для оказания им своевременной коррекционной помощи и более успешной интеграции в образовательное пространство. Если, конечно, эти стандарты будут построены на идеологии инклюзивного образования, а не сегрегации детей с особыми нуждами.