Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №21/2013
Первая тетрадь
Политика образования

ФАКТЫ. СОБЫТИЯ. ТЕНДЕНЦИИ


Кожурина Людмила

PISA-2012: результаты объявлены

Российские показатели улучшились, но место в мировом рейтинге по-прежнему невысокое

На 3 декабря был назначен единый день объявления результатов PISA-2012 в 65 странах мира. В России в этот день прошла пресс-конференция на тему «Достижения российских учащихся» («РИА Новости») с?участием первого заместителя министра образования и науки РФ Натальи Третьяк; главного ученого секретаря Российской академии образования Юрия Зинченко; научного руководителя Центра мониторинга качества образования Виктора?Болотова. Результаты представила Галина Ковалева, руководитель национальной команды исследования PISA в России.

Лидируем в динамике своего роста

Заместитель министра образования Наталья Третьяк напомнила, что Россия участвует в PISА с 2000 года, и поначалу мы были предпоследние в рейтинге, поскольку знать-то наши дети знают, но не на том уровне, чтобы применять знания на практике. Но за прошедшие годы мы подтянулись, теперь в середине списка, более того, в 2012 году наметились положительные тенденции в результатах учащихся 15-летнего возраста.
По сравнению с предыдущим циклом (исследование проводится раз в три года, пройдено 5 циклов) повысились в баллах результаты по математической грамотности, читательской и естественно-научной. Увеличилось число учащихся с высоким уровнем грамотности, уменьшилось с низким (всего в PISA 6 уровней). Однако средние баллы российских школьников тем не менее ниже средних показателей, набранных учащимися в PISA.
Ведомство рассматривает это исследование как площадку изу­чения качества образования: мы можем сравнить себя с собой, а также с похожими странами и со всем миром.
Галина Ковалева привела данные: в исследовании приняли участие 510 000 пятнадцатилетних школьников из 65?стран мира. Выборка России – 5219?ребят из 227?образовательных учреждений 42?регионов. Этого достаточно, чтобы перенести результаты на всю совокупность 15-летних. 
В PISA-2012 основное внимание уделялось математической грамотности и выявлению тенденций развития математического образования в мире. Также проводилось компьютерное тестирование учащихся с использованием нового типа интерактивных задач по решению комплексных проблем. Новым направлением стало изучение финансовой грамотности учащихся.

Порогового уровня математической  грамотности достигли 77% учащихся

Из них 8% обладают высоким уровнем, то есть могут осмыслить, обобщить, использовать информацию из разных источников в разной форме, готовы моделировать задачу. «Ведь что такое математическая грамотность? – вопрошала Галина Сергеевна и отвечала: – Это способность увидеть математику в жизненной ситуации».
Она приводила примеры заданий, это всегда текст, который описывает реальную проблему, а не задает условия задачи в лоб; данные разбросаны в описании, и математическую проблему надо сначала увидеть, суметь сформулировать, только потом решать. Но именно создавать модель действия наши ученики затрудняются. У нас такую задачу решают 16% ребят, тогда как в мире – 47%. Лидируют Шанхай, Сингапур, Гонконг. Они свободны в применении, мы нет. Так, школьники из Шанхая получили 613 баллов по математической грамотности из 1000, мы – 494.
Также исследование отмечает средний уровень овладения алгебраическим и геометрическим материалом и явно недостаточный уровень овладения арифметикой и разделами вероятности и статистики. По мнению экспертов, это объясняется особенностями программы российской школы. У нас арифметика уходит после 6 класса. А в зарубежной школе она изучается вплоть до 10-го. Курс статистики хоть и введен в школу, но контролироваться в рамках аттестации стал недавно.
Еще один вывод: наши дети умеют применять нужную математику для решения проблемы, но с интерпретацией решения, то есть с его представлением в контексте поставленной проблемы дела обстоят плохо. Очевиден дисбаланс навыков по сравнению с результатами детей других стран, и это тоже связано с особенностями системы упражнений в учебниках, с традицией преподавания.
На выходе получается, что в принципе посильные задачи наши дети не решают, спотыкаясь о «жизненность» предъявляемого материала, о требование самому составить задачу из проблемы.
Надо сказать, проигрывают и страны, взявшие курс на ослабление формального математического обучения ради прагматического подхода. Нет, у лидирующих свобода мысли и знание идут рука об руку.

Мы в конце рейтинга по параметру «чувствую себя счастливым в школе»

Конкретно мы – 58-е из 65. Казалось бы, о каком счастье может идти речь, если получение образования сопряжено с напряжением преодоления, и вообще «полезное» не всегда значит «приятное»? Однако если 15-летний человек не испытывает положительных эмоций в процессе учения, это плохо характеризует систему образования. Исследование содержит данные, которые позволяют формулировать представления о комфортной для учебы среде, там, например, есть параметр «посещаемость».
Что же выяснилось? Во-первых, финансовые вливания не все определяют. Разброс всего лишь в 20 баллов указывает на зависимость качества от расходов страны на образование. Гораздо важнее стратегия управления школами и организация образования в школе – она должна быть направлена на мотивацию детей к учебе. Важно, где расположена школа: в крупных городах дети учатся лучше, чем в малых, хотя в PISA-2012 наши сельские школы сделали качественный рывок (увеличение на 21 балл у сельских школ, тогда как у городских – на 6).
Звучало: математическую грамотность можно сформировать у всех детей, и если учитель общеобразовательной школы говорит о «неспособности к математике» конкретного ребенка, это плохой учитель. Хороший – кто? Исследование помогает дать ответ и на этот вопрос. Первое – хорошо знает свой предмет и может подстроить свое знание под ученика. Второе?– поддерживает мотивацию, в том числе за счет того, что снимает тревожность и поднимает самооценку. Может грамотно провести диагностику, поскольку понимает, что учит он ребенка посредством предмета, а не наоборот (преподает предмет посредством детей). Это на самом деле и без PISA понятно: у такого учителя хотели бы учиться все во все времена. Потому что счастье ученичества существует, этот знакомый драйв самораскрытия и ощущения своего продвижения.
Ну и чтобы не возвращаться к теме: не потому ли Азиатско-Тихоокеанский регион лидирует (в этом году в первую десятку вырвался и Вьетнам), что глубокое уважение к учителю, мастеру – в основе культуры народов Востока.

ФГОС и PISA

Говорили: мы не под международные исследования должны детей готовить, а просто готовить хорошо, – но эксперты отмечали связь произошедших изменений в образовании с участием страны в мировых обследованиях, поскольку те тома данных, которые получает участник, содержат уникальные данные для дополнительных исследований о том, что и как влияет на систему образования страны. ЕГЭ, ГИА, затем ФГОС, построенный на деятельностной парадигме образования?– рано или поздно школа ее освоит. Об этом говорил Виктор Болотов:
– В первых исследованиях мы плохо выглядели, но в отличие от других стран, которые в зеркале PISA себе не понравились и от участия отказались, мы продолжали участвовать и по результатам корректировать систему. Так что изменения к лучшему – это ожидаемые изменения. Сегодня мы видим, что нужны другие учительские позиции, нужны другие учебники, ориентирующие не на действия по алгоритму, а на грамотную работу с информацией и умением практически применять полученные знания. Эта работа впереди.
А Юрий Зинченко подчеркнул важность обновления психологии образования:
– Учесть механизмы, которые работают в полях образования других стран, – значит понять, что школьник – это не пластилин и не собачка Павлова. Это живая, динамическая саморазвивающаяся система, соответственно математическое образование не столько предмет, сколько инструмент развития ребенка. Воображение, логика, внимание – многие ментальные вещи формирует современное математическое образование, из этого надо исходить.
…Итак, первый обзор результатов мы получили. Впереди вторичные исследования ученых и педагогические интерпретации. В заключение Галина Ковалева поблагодарила команду ЦОКО и школы, которые помогли провести исследование PISA-2012.
А мы, «ПС», обязательно продолжим тему.